Ирина Едемская
Краткосрочный образовательно-воспитательный проект «Овощи и фрукты — для здоровья продукты» с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Проект называется «Овощи и фрукты для здоровья продукты», краткосрочный, для детей среднего возраста (4-5 лет). Участниками проекта являются дети, родители, воспитатели. Цель проекта : Расширение знаний детей об овощах и фруктах, их месте произрастания, пользе и значении в жизни человека через разные виды игровой деятельности.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
Состоит из 3-х частей. В первом – подготовительном этапе работа проводилась в следующих направлениях: создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной среды для гармоничного развития детей. Исходя из познавательных интересов детей, подготовили научно-методическую и художественную литературу, дидактические игры, наглядные пособия, оборудование и материалы. Разработали перспективный план работы с детьми и родителями. На втором этапе, основном, с детьми и родителями приступили к реализации проекта согласно перспективному плану, в третьем, заключительном этапе проекта, представили выставки творческих работ детей, провели развлечение, а так же совместно с родителями оформили фото – выставку.
В результате проекта дети узнали, что осенью в огороде на грядках созревают овощи, а в саду фрукты, они полезны и вкусны. Расширились и обогатились знания детей о фруктах, овощах. Пополнился словарный запас детей. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
Название проекта : «Овощи и фрукты для здоровья продукты»
Тип проекта : творческий, познавательный
По длительности: краткосрочный (с 06.09 по 24.09)
Возраст детей: средняя группа (4-5 года)
Участники: дети, педагоги, родители группы.
Введение
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка. В первую очередь следует помнить о том, что здоровье – это то, что мы едим. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. А полезная еда – это прежде всего овощи, фрукты. Поэтому уже со среднего дошкольного возраста следует знакомить детей не только с понятиями овощи и фрукты, а так же сформировать понимание того, что овощи и фрукты очень полезны для здоровья, так как в них содержится очень много витаминов. Именно этому и способствует работа над проектом «Овощи и фрукты – для здоровья продукты».
Актуальность
Дети среднего дошкольного возраста уже знают такие понятия как овощи и фрукты. Но для некоторых детей эти понятия неразделимы, очень сложно их классифицировать. Чтобы помочь детям классифицировать овощи и фрукты, необходимо познакомить со свойствами и местом их произрастания. В своей работе с детьми мы используем проектную технологию. В проекте «Овощи и фрукты – для здоровья продукты» дети знакомятся с такими свойствами: цвет, величина, форма, польза для человека, место произрастания. Умение детей классифицировать, сравнивать и обобщать способствует умственному развитию детей, развивает интерес.
Постановка проблемы:
Воспитанники группы путают названия овощей и фруктов, с трудом определяют, где они растут. Словарный запас по теме мал. У детей не достаточно сформированы знания о пользе овощей и фруктов.
Цель проекта :
Расширение знаний детей об овощах и фруктах, их месте произрастания, пользе и значении в жизни человека через разные виды игровой деятельности.
Задачи проекта :
Образовательные
Формировать умение различать и правильно называть овощи и фрукты, определять их по форме, называть цвет.
Формировать знания о том, где растут овощи и фрукты.
Знакомить с понятием «витамины», их ролью в жизни человека.
Формировать познавательный интерес к окружающему миру, родной природе, обогащать и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные
Формировать навыки сотрудничества и взаимодействия, активность и самостоятельность.
Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Развивающие
Развивать умение детей изображать овощи и фрукты в рисовании и лепке, используя различные способы и средства.
Развивать двигательную активность детей.
Методы и формы работы:
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, музыкальные игры, сюжетно-ролевые игры.
Словесные: чтение стихов и загадок, беседы, вопросы к детям.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ.
Практические: пальчиковые игры, игры на вкусовые ощущения, выполнение поручений.
Ожидаемый результат:
Дети будут знать, и называть овощи и фрукты по внешнему виду, цвету, вкусу, станут классифицировать их. Сформируется понимание того, что фрукты растут в саду, а овощи в огороде. У ребят будут сформированы представления о пользе витаминов. Повысится речевая активность.
Реализация проекта
Этап проекта Дата Виды деятельности ответственные
I этап подготовительный С 06.09.21 по 10.09.21 г. 1. Создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной среды для гармоничного развития детей. 2. Подготовить научно-методическую и художественную литературу, дидактические игры, наглядные пособия, оборудование и материалы. 3. Разработка перспективного плана. Воспитатели
II этап
основной 14.09 1. Беседа (ознак. с окр. миром) на тему: «Осень пришла пора сбора урожая»
2. Аппликация
«Корзина фруктов»
3. Загадки на тему «Овощи и фрукты»
4. Подвижная игра «Передай апельсин»
5. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
6. Чтение х. л. Сказка «Репка» Воспитатели
15.09 1. Физическая культура
«Овощи для зайки»
П/и «Сбор урожая»
2. Развитие речи Рассказывание белорусской сказки «Пых»
3. Д/и «Чего не стало?»
4. С/р игра «В магазине овощей»
5. Игра с фасолью на развитие мелкой моторики рук
6. Игра на вкусовые ощущения «Определи по вкусу» Воспитатели
Родители
16.09 Музыка Слушание песни «Что нам осень принесет?» слова В. Малкова, музыка Л. Шеремет
2. Рисование «Засолили помидоры»
3. Чтение х. л. «Овощи» Ю. Тувим
4. Подвижная игра «Попади в корзину»
5. Д/и «Чудесный мешочек»
6. Пальчиковая игра «Мы делили апельсин» Воспитатели
17.09 1. Физическая культура
«Фрукты для обезьянки»
2. ФЭМП «Собираем урожай»
3. Подвижная игра «Кто быстрее соберет»
4. С/р игра «В магазине фруктов»
5. Заучивание стих. А Прокофьева «Огород»
6. Трудовое поручение «Собери в корзинку»
7. Воспитатели
20.09 1. Музыка Слушание песни слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко «Урожай собирай»
2. Лепка «Дары осени»
3. Чтение хл Сказка В. Сутеева «Яблоко»
4. Д/и «Разрезнык картинки»
5. Игра со строительным материалом «Забор для огорода»
6. Д/И «Узнай по вкусу» Воспитатели
Родители
21.09 1. Рисование «Яблочки»
2. Д/и «Найди и назови»
3. С/р игра «Мама варит борщ»
4. Самостоятельное рассказывание стихотворения «Огород»
5. Рассматривание иллюстраций по теме Воспитатели
III этап заключительный 22.09.21 по 24.09.21 1. Оформить фото -выставку «Золотая осень» 2. Оформить выставку рисунков и поделок детей «Дары осени» 3. Развлечение «В гостях у Витаминки» Воспитатели
Ресурсы и оборудование:
Цветная бумага, кисточки, клей, альбом, пластилин, краски гуашь, стаканчики непроливайки, конструктор деревянный, муляжи овощей и фруктов, иллюстрации, художественная литература, музыкальный центр, штатив, фотоаппарат, натуральные овощи и фрукты принесённые родителями для фото - выставки.
Риски проекта :
Не у всех детей пополнится активный словарный запас по теме в связи с трудностью речевого развития, не у всех детей возникнет желание в реализации проекта, не все дети пожелают менять свои вкусовые предпочтения.
Вывод проекта :
Проект достиг своей цели. Дети узнали, что осенью в огороде на грядках созревают овощи, а в саду фрукты, они полезны и вкусны. Расширились и обогатились знания детей о фруктах, овощах. Пополнился словарный запас детей. Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат.
Список используемой литературы и источников:
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» под редакцией С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва. 2-е изд., перераб. М. : Просвещение, 2016. 232 с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа 4-5 г. / В. В. Гербова. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 112с.
3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа 4-5 лет. / О. В. Дыбина. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 40 с.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 85 с.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «Карапуз», 2009. – 144 с.
Приложение 1
Сценарий развлечения «В гостях у Витаминки»
Входит воспитатель, одетый в белый халат, шапочку с чемоданчиком в руках.
Витаминка:
- Здравствуйте ребятки! Вы меня узнали? Кто я? Меня зовут Витаминка. И пришла я к вам не с пустыми руками, а с витаминами. Не с теми витаминами, что продаются в аптеке, а с теми, которые растут на грядках и деревьях.
Достает из своей сумки овощи и фрукты.
Витаминка:
- Дети, посмотрите, что это за овощ? (Показывает морковь). Она длинная и оранжевая, полезна для зрения (отв. детей)
- А посмотрите, что это за овощ? (Достает огурец). Он зеленый, хрустящий (отв. детей)
Витаминка:
- Правильно. Огурец помогает работать нашему желудку, улучшает аппетит.
А что это за овощ? (достает капусту, (отв. детей)
- Она нужна нам для роста, и еще в капусте много витамина С. Посмотрите она круглая, на ней много листьев.
Достает яблоко, затем баклажан. Достает следующий овощ (показывает помидор) и спрашивает у детей, что это за овощ?
Дети:
- Помидор!
Витаминка:
- А какого он цвета? (Ответы детей) Помидор важный овощ, он улучшает работу сердца, защищает его от болезней.
Витаминка:
- А у меня для ребят есть коробочка с сюрпризом!
Показывает коробочку с дырочками и предлагает детям понюхать и угадать, какой овощ лежит в этой коробочке? (коробочка из под киндер-сюрприза). С закрытыми глазами дети нюхают и определяют по запаху овощ, который там находится – чеснок!
С закрытыми глазами дети пробуют фрукты и овощи.
А в другой апельсин.
Витаминка:
- Ребятки, а вы стихи или загадки знаете про овощи или фрукты? (рассказывают стихи, загадывают загадки).
Витаминка:
- А где растут все овощи, о которых мы сегодня говорили?
Дети:
- На грядке!
Витаминка:
- А где растут фрукты?
Дети:
- На дереве.
Витаминка:
- А чего много содержится в этих полезных для нашего здоровья овощах и фруктах?
Дети:
- Витаминов!
Витаминка:
- Правильно. В овощах и фруктах много витаминов. Деткам их обязательно надо кушать – тогда вы будете сильными и здоровыми, и никогда не будете болеть! А что из овощей можно приготовить?
Дети:
- Супы, салаты.
Витаминка:
- А соленья можно?
Витаминка:
- А теперь эту капусту мы засолим.
Пальчиковая гимнастика «Капуста» :
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем ее вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку.)
Витаминка:
- Много мы капусты посолили. Молодцы ребята! А загадки про овощи можете отгадать? Тогда слушайте внимательно.
Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые
(огурцы)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят
(помидоры)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(капуста)
Витаминка:
- Молодцы ребята! Вот теперь мы все знаем, что овощи и фрукты полезные продукты! Давайте теперь поиграем? Я разложу на столе карточки, назову овощ, кто первый найдет поднимает правильную карточку. Д/И "Овощи"
Витаминка:
- Ребята, а еще вы хотите поиграть?
Хороводная игра «Есть у нас огород».
Витаминка поет, а дети передвигаются по кругу и подпевают:
Есть у нас огород,
Там морковка растет.
Вот такой ширины,
Вот такой вышины
(В круг встает и танцует ребенок с маской моркови)
В огород мы пойдем
Хоровод заведем.
Будем петь и плясать.
Урожай наш собирать.
Дети наклоняются и собирают овощи с грядки.
Витаминка:
- Мне пора уходить, а за то, что вы хорошо отвечали и выполняли мои задания, я хочу угостить вас витаминами. Угощает детей яблоками. Прощается с детьми и уходит.
Приложение 2
Консультация для родителей
«Как приучить ребенка есть фрукты и овощи»
Все родители стремятся к тому, чтобы их дети выросли здоровыми. И одним из главных залогов здоровья является полноценное, сбалансированное питание. Фрукты и овощи — важная составляющая правильного рациона. Вот только самим детям это бывает сложно понять, ведь они в первую очередь ориентируются на вкус и свои ощущения. В мире постоянно увеличивается количество вредных продуктов, которых все больше и больше по отношению к овощам и фруктам, приносящим здоровье. И при этом вредные продукты продаются "на каждом углу", постоянно рекламируются и имеют в себе подсластители и вкусовые добавки, которые так нравятся детям. Если ваш ребенок не любит овощи и фрукты или ест их только по принуждению, то прочтите следующие рекомендации. Они помогут сделать так, чтобы ребенок привык к нелюбимым ранее продуктам.
1. Сделайте так, чтобы фрукты и овощи всегда были доступны ребенку
Маленькие размеры для маленьких ручек. Нарежьте морковь брусочками, огурцы кружками; купите помидоры черри. Такие заготовки сложите в пластиковый контейнер и поставьте в холодильник, чтобы они были доступны для детей в любое время. Фрукты тоже держите «наготове» — помойте и порежьте дольками яблоки, груши, выложите в вазу для фруктов сливы, мандарины и т. д. (в зависимости от сезона).
2. Подайте фрукты красиво и весело
Правило многих воспитательниц, мам и бабушек — «не играй с едой!» — должно остаться в советском прошлом. Детям нужно играть с едой, возводить башни из овощей, строить мосты из горошинок и рисовать рожицы на каше. Если предложить ребенку с 4 до 7 лет на выбор две тарелки с нарезанными фруктами — просто разложенными или в виде огромного фруктового ежика (с шашлычками, шпажками, виноградинами-глазами и пр.) — он съест в два раза больше фруктов, объедая именно ежика. Правда, со временем дети привыкают к интересной подаче, поэтому одним животным не отделаешься. Только, пожалуйста, не рисуйте на овощах рожицы майонезом.
3. Сделайте фрукты и овощи вкуснее
Да, это уловка, но она вполне безобидная. А результат оправдает все ожидания. Попробуйте опрыскать фрукты небольшим количеством смеси лимонного сока и меда с корицей или сахаром. Для овощей в качестве естественного усилителя вкуса используйте раствор со щепоткой морской соли, измельченные сухие травы, поджаренный кунжут. Обмакните, так вкуснее! Сделайте сладкую смесь: в четверть стакана обычного йогурта добавьте столовую ложку меда и щепотку корицы. Пусть ребенок обмакивает кусочки фруктов в йогурт перед тем, как отправить в рот. Используйте чеснок. Как ни удивительно, но многие дети любят острый аромат чеснока. Попробуйте на скорую руку приготовить такой соус: Нарубите зубчик свежего чеснока, смешайте его с 1/2 стакана несладкого йогурта (или сметаны, или легкого майонеза). Добавить 2 столовые ложки нарезанного свежего зеленого лука и по четверти чайной ложки соли и перца. Все хорошенько перемешайте. Этот вкусный соус используйте со свежими овощами. Соус можно использовать и как заправку к салату. Если осталась овощная нарезка, подготовленная для детей, смешайте ее в блюде и подайте под этим соусом. А для детей нарежьте свежие овощи.
4. Правильно выбирайте овощи и фрукты для детей
Покупайте «сезонные» фрукты и овощи. Местные фрукты и овощи, созревшие «в свое время», содержат меньше нитратов, да и на вкус гораздо лучше. Если есть возможность, покупайте овощи и фрукты местных хозяйств. Особенно сезонные и быстропортящиеся: клубнику, малину, чернику (и другие ягоды, сливы, персики, яблоки. Если у вас в городе бывают так называемые «рынки выходного дня», на которые сельхозпроизводители привозят свою продукцию, то покупайте овощи и фрукты для детей там.
5. Пустите детей в огород
Они куда охотнее едят овощи, если участвуют в их выращивании. Если привлечь ребенка к проращиванию лука в банке, зелени на подоконнике, или взять с собой в теплицу на экскурсию — помочь полить огурец, например — без занудства и тяжелой работы, он будет снисходительнее к овощам вообще. 93% садоводов в Америке утверждают, что их дети обожают овощи!
6. Показывайте мультики и фотографии
Если мультипликационные герои поедают шпинат и следят за собой, дети пробуют новые виды овощей и гордятся тем, что ели на обед здоровую пищу. Это подтверждается исследованиями в детских лагерях, где воспитатели и ученые не ленятся готовить вместе с детьми, показывать мультики и устраивать дегустации. Если вы против ТВ, найдите хорошую иллюстрированную книжку с овощами и фруктами — кулинарный справочник или энциклопедию. Рассматривание любой незнакомой еды всегда примиряет с ней ребенка. Это, впрочем, и вам пригодится.
7. Давайте детям овощи, когда они действительно голодны
Перед обедом ребенок съест морковку с большей радостью, чем после супа — и потом лояльнее отнесется к брокколи.
Подведем итог
Фрукты и овощи для детей очень полезны. Не сдавайтесь, в своих стремлениях приучить ребенка их есть. Как правило, новый вкус может понравиться не с первого раза. Предлагайте детям новые и новые фрукты и овощи, комбинируйте их, сочетайте с другими вкусами, приправляйте самодельными соусами. И помните, что если вам какие-то из них не нравятся, то это не значит, что они не понравятся вашим детям.