Татьяна Савченко
Краткосрочный проект по лепке для детей средней группы «Зайка на поляне»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Публикация «Краткосрочный проект по лепке для детей средней группы „Зайка на поляне“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Проекты
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Лепка животных из пластилина, глины – это предметная лепка. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к относительно правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом.
Тип проекта : творческий проект.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный 1 неделя).
Участники проекта : дети средней группы 4 - 5 лет, воспитатели, родители.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей, презентация.
Актуальность
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И многие даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» - говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей, художественного вкуса, способности фантазировать, представлять, воображать, активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
Лепка — это интересное и полезное увлечение, помогающее всесторонне развить личность ребёнка она открывает простор для его фантазии.
Проблема
- во время занятий по замыслу, образы, формы создаваемые детьми средней группы остаются неопределенными, дети часто не знают, как изобразить задуманное.
Цель проекта : развивать конструктивный способ лепки животных.
Задачи:
1. Развивающие:
развивать интерес к лепке, художественный вкус, фантазию. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
развивать мелкую моторику рук.
2. Образовательные:
учить рассматривать скульптуру малой формы, иллюстрации, выделять
основную форму, характерные признаки (маленький хвост, длинные уши, пушистый);
соединять образ зайца с художественным словом;
лепить предмет по частям, передавать форму частей (овальное туловище и
голова, характерные признаки — длинные уши, делить столбик пополам и сплющивать:
передавать движения (слушает — поднял уши, испугался — прижал уши и пр.).
Закреплять умение работать со стеком для пластилина.
3. Воспитательные:
воспитывать интерес к пластической деятельности, самостоятельность в изображении животного.
Предварительная работа:
выставка игрушек, иллюстраций с изображением зайчиков;
чтение сказки «Лиса и заяц», потешки «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка.».
прослушивание музыки М. Старокадомского «Зайчик» или Л. Жилинского «Марш зайчат».
настольно – печатные игры: «Собери зайчонка из геометрических фигур»
рисование «Кролик» (по рассказу Е. И. Чарушина)
Методы и приёмы реализации проекта
Методы:
наглядные - наблюдение, показ, образец;
словесные – беседы, объяснение, вопросы, художественное слово, по-яснение, поощрение;
практические – показ способов изображения и способов действия (об-щий и индивидуальный);
игровые методы - игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Приёмы лепки пластилином :
прием скатывание;
прием раскатывания и доработка пальцами для получения более точ-ной формы;
прием сплющивания;
прием присоединения и примазывания;
Предполагаемый результат.
По итогам освоения проекта дети освоят основные приемы лепки, создавая выразительные образы четвероногих животных, форма тела которых близка к овальной, туловище расположено горизонтально по отношению к земле и опирается на четыре ноги.
Материально – техническое обеспечение: скульптура малой формы зайчик (или игрушка, иллюстрации с изображением зайцев в разных позах; загадки, стихотворения; пластилин, стеки, влажные салфетки, доски, пластина на каждого ребенка, ИКТ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
№ Мероприятие Задачи Литература.
Подготовительный этап
Постановка целей, определение акту-альности и значимости проекта. Повысить компетент-ность педагога.
1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2— 7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2013. — 80 с. (Детский сад с любовью).
2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. Москва, Мозаика – Синтез, 2009. - 45
3. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А, Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – Москва «Просве-щение», 1986. – 141 с.
Подбор методической литературы для реализации проекта Изучить литературу по теме
Подбор наглядно – дидактического материала, художественной литературы, видеоролики, организация развивающей среды в группе. Систематизировать ма-териал для реализации проекта.
Халезова-Зацепина — Грибовская: Леп-ка в детском саду. Альбом для детского художественного творчества для детей 5-7 лет
Консультация для родителей. Познакомить родителей с приемами лепки. Лыкова И. А. Я леп-лю из пластилина. «Мир книги» «Кара-пуз»
Разработка комплексно – тематическо-го планирования по теме проекта. Системно выполнить проект. 1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. Лепка в дет-ском саду. Конспек-ты занятий для детей 2— 7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2013. — 80 с. (Детский сад с лю-бовью).с. 40
2. Комарова Т. С. Изобразительная де-ятельность в детском саду. Средняя группа. Москва, Мо-заика – синтез, 2014. с. 70
Основной этап.
Организация самостоятельной деятельности в уголках творче-ства.
Проведение целевых наблюде-ний, игры. Активно исследова-ние предметов - изу-чить форму предме-тов, объем, фактуру. 1. Лыкова И. А. : Ди-дактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной дея-тельности дошколь-ников. «Карапуз», 2010г.
2. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А, Пантюхина Г. В. Лепка в детском са-ду. Книга для воспи-тателей детского са-да. – Москва «Про-свещение», 1986. – 141 с.
Организованная образовательная деятельность.
Лепка «Зайчики на полянке» Учить детей лепить жи-вотное; передавать овальную форму его ту-ловища, головы, ушей. Закреплять приемы леп-ки и соединения частей. Развивать образное представление, вообра-жение.
Развивать умение рабо-тать в коллективе. Комарова Т. С. Изоб-разительная дея-тельность в детском саду. Средняя груп-па. Москва, Мозаика – синтез, 2014. с. 70
Заключительный этап.
Выставка детских работ. Познакомить родителей с результатом проекта. Повысить интерес худо-жественному творчеству.
Осуществление основного этапа.
№ п/п Тема Задачи
1. Организационный момент.
Чтение загадки.
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц.)
Чтение потешки и показ игрушки.
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка. Создание мотивации для работы.
Знакомство с игрушкой (скульпту-рой малой формы). Учить выделять основные части (самые крупные) — туловище и го-лову, их форму (овоид).
Назвать характерные признаки: длинные уши и лапки, маленький хвостик.
Физминутка. Снять утомляемость, смена дея-тельности.
2. Практическая часть.
1. Пед. показ
Деление куска. Отделить небольшой комо-чек «секрет», затем на три части — большая часть — туловище, поменьше — голова и та-кая же для столбика (уши. нога).
Последовательность лепки. Сначала ос-новные части (овоилы) туловище и голова. Плотно соединить основные части, затем раскатать столбик и разделить на две части. Показать, как из одной части слепить длин-ные уши: разделить столбик пополам и сплющить, а другую часть разделить пополам и каждую часть еще раз пополам (четыре лапки, плотно их примазать.
2. Проговаривание плана работы.
3. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь. Уточнить деление куска пластили-на, последовательность лепки.
Передать движение, фактуру - шерстка.
Развитие конструктивного способа лепки, самостоятельности.
3. Заключительная часть.
Рефлексия.
Выставить работы на заранее подго-товленную полянку.
Чтение стихотворения.
Никакой я не зазнайка,
— Говорит с обидой зайка.
— Только я один в лесу
Напугать могу лису. Рассмотреть работы, выбрать самых вы-разительных зайчиков.
Интеграция областей.
Познавательное развитие Наблюдение за кроликом.
Рассматривание иллюстраций.
Социально – коммуникативное развитие Настольно – печатные игры: «Собери животных из геометрических фигур».
Речевое развитие Чтение сказки «Лиса и заяц», потешки «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка.».
Физическое раз-витие. Физминутки: «Раз, два, три, четыре – и на месте походи-ли…», Подвижные игры: «Бездомный заяц».
Анализ проделанной работы.
Системное и поэтапное выполнение лепки животных из пластилина спо-собствовало точной передачи образа животного.
Результат.
В ходе изучения данной темы дети смогли передавать образ животного (заяц, совершенствуя приемы работы с пластилином, проявляли самостоя-тельность. Выполнили коллективную работу.
Вывод.
Необходимо продолжить изучать поэтапное выполнение лепки животных предметов окружения, показывать новые приемы лепки и те изобразительные средства, которые необходимы для создания образа во время занятий по замыслу.
Глоссарий.
Овоид, раскатывание, скатывание, сплющивание.
Список литературы:
1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты заня-тий для детей 2— 7 лет. — М. : ТЦ Сфера, 2013.
2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 4 – 5 лет. Конспекты занятий. Москва, Мозаика – Синтез, 2009.
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Москва, Мозаика – синтез, 2014.
4. Халезова Н. Б., Курочкина Н. А, Пантюхина Г. В. Лепка в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – Москва «Просвещение», 1986.