Ирина Пинская
Краткосрочный проект «Огонь — друг, огонь — враг» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
ОГОНЬ - ДРУГ, ОГОНЬ - ВРАГ
Вторая младшая группа 4 года
подготовила воспитатель Пинская Ирина Николаевна
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи:
• Формировать у детей понятие о пользе и вреде огня, закреплять знания о причинах возникновения пожара.
Публикация «Краткосрочный проект „Огонь — друг, огонь — враг“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
• Познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности.
• Закрепить знания детей о том, какую опасность таят в себе спички.
• Закрепить знания детей о том, что горит, что не горит. Познакомить со свойствами огня.
• Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
• Развивать сенсорные ощущения детей, ощущать радость от восприятия красоты окружающего мира.
• Приобщать детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
• Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы предметам и ситуациям.
• Знакомить с правилами безопасного поведения на природе, воспитывать бережное отношение к природе.
• Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог.
• Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
• Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье с помощью пищи, богатой витаминами.
• Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни.
• Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
• Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности.
• Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
• Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; ее способности передавать различные эмоции, настроение.
Предполагаемый результат:
• Дети имеют представление о пользе и вреде огня, называют причины возникновения пожара.
• называют пожароопасные предметы, окружающие их. Имеют представления о профессии пожарного.
• Эмоционально реагируют при наблюдении за красотой окружающего мира, пытаются передать свои чувства через рисование, аппликацию, рассказ.
• Умеют устанавливать связи и взаимодействие человека и природы.
Итоговые мероприятия (продукт) : Развлечение «Огонь – друг, огонь - враг».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
Вопросы к утреннему сбору
• Какая у нас тема?
• Какие интересные дела мы с вами решили выполнить?
• Что мы уже успели сделать (узнать, чему научились?
• Какие у вас есть предложения?
• Что еще можно сделать (предложить, спланировать?
• Чем вы хотели бы заняться сегодня?
• Какие материалы вам понадобятся (нужны, пригодятся?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
Вопросы к вечернему сбору
• Чему вы научились сегодня?
• Что новое вы узнали?
• Что (кто) вам помогло (помог) научиться?
• Вы довольны своим результатом?
• Что вас больше всего порадовало в работе?
• Что вы хотите еще узнать?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 3
Комплексно-тематическое планирование организованной деятельности детей 2 младшей группы по теме :
«Огонь – друг, огонь - враг».
Образовательные области
Интеграция
Педагогические задачи
Планируемые результаты
Познание
ФЭМП Социализация», «Здоровье», «Познание» (ФЦКМ, «Коммуникация»,
«Безопасность» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
• Закрепить знания счета в пределах 5, геометрические фигуры.
• Закрепить знания детей о профессии пожарного и о пожарной машине.
• Развивать воображение и сообразительность.
• Воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание заботиться о нем.
• Вызывать чувство радости при удачном выполнении заданий.
• Познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности. Умеет считать в пределах 5. Умеет правильно называть и использовать геометрические фигуры. Имеет элементарные представления о ценности здоровья. Умеет вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу
Познание
ФЦКМ «Социализация»,
«Здоровье»,
«Безопасность»
«Познание» (ФЦКМ, «Коммуникация» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
• Дать детям понятие о пользе и вреде огня.
• Закрепить знания о том, что горит, что не горит.
• Дать понятие о том, какую опасность в себе таят спички. Познакомить со свойствами огня.
• Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем.
• Дать элементарные представления о ценности здоровья. Имеет представления о пользе и вреде огня, о том, что горит, что не горит.
Владеет знаниями о том, какую опасность в себе таят спички. Может рассказать о правилах поведения с опасными предметами. Имеет элементарные представления о правилах ЗОЖ.
Коммуникация Чтение художественной литературы,
«Познание»
«Безопасность» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
• Учить детей составлять описательный рассказ о пожарной машине, связно отвечать на вопросы воспитателя.
• Учить правильно использовать в речи названия предметов.
• Закреплять звукопроизношение звуков {ш}, {р}, {у}.
• Активизировать предлоги, глаголы в предложениях.
• Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
• Приобщать детей к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Может рассказать о явлениях природы по своим личным впечатлениям, используя прилагательные.
Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Имеет представления об элементарных правилах пожарной безопасности.
Чтение художественной литературы «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Познание» (ФЦКМ) Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
Чтение сказки С. Михалкова «Кошкин дом»
• Учить детей вместе с взрослыми пересказывать сказку.
• Приучать участвовать в общей беседе, слушать, не перебивая своего сверстника.
• Закреплять в активном словаре использование прилагательных.
• Предложить детям для прослушивания музыкальные отрывки из одноименного мультфильма. Умеет пересказывать содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Правильно и отчетливо произносит слова, называет качественные характеристики объектов.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыкально произведение, отрывки из мультфильма.
Физическая культура «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»
«Безопасность» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
П\и. «У медведя во бору», «», «Бежим на пожар», «Воробышки и пожарная машина», «Солнышко и дождик», «С кочки на кочку», «Кто быстрее?», «Мы веселые ребята». Проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной деятельности. Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях. Соблюдает правила безопасного передвижения в помещении: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль.
Музыка «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
Слушание музыки: «Марш» муз. Д. Шостаковича, «Машина», муз. Т. Попатенко, «Марш», муз. М. Журбина
Разучивание песенок: «Машина», «Веселый музыкант», «Солнышко»
Слушает музыкальное произведение до конца, узнает знакомые песни. Поет, не отставая и не опережая других. Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, двигаться под музыку. Имеет элементарные представления о ценности здоровья. Знает элементарные правила поведения в детском саду. Соблюдает правила безопасного передвижения в помещении: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль.
Художественное творчество «Коммуникация»,
«Музыка»
«Труд»
«Безопасность», Рисование: «Огонь – друг, огонь - враг»
Тема: «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом»
• Знакомить с правилами пожарной безопасности.
• Учить рисовать поролоном, гуашью.
• Развивать ритмичность, образное воображение.
• Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать желание трудиться.
• Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности.
• Учить узнавать знакомые песни, и допевать их.
• Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам.
Лепка: «Пожарная лестница»
• Закреплять представления детей о профессии пожарника.
• Учить передавать форму предметов в лепке, упражнять в раскатывании пластилина между ладоней прямыми движениями обеих рук (создание палочек длинных и коротких) для пожарной лестницы.
• Учить соединять отдельные части, прижимая и примазывая их друг к другу.
• Воспитывать у детей уважение к труду пожарных, бережное отношение к окружающим предметам. Владеет навыками рисования поролоном, методом примакивания.
Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту окружающих предметов, на знакомые музыкальные произведения.
Имеет представления об элементарных правилах пожарной безопасности.
Принимает участие в посильном труде, умеет преодолевать небольшие трудности
Умеет лепить предметы круглой и овальной (вытянутой) формы, соединять их между собой.
Имеет представления о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Социализация «Безопасность», «Здоровье», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ, «Коммуникация» Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
• Дидактические игры: «Что опасно, а что не опасно?», «Источники опасности дома», «Когда это бывает», «Источники опасности на улице?», «Чего не стало?», «Игра – дело серьезное», «У кого, что?» (инструменты, «Назови профессию», «Зашей комбенизон»
• Настольные игры: «Разрезные картинки», «Кому, что нужно для работы», «Подбери картинку», «Кто что делает?»
• Рассматривание альбомов с источниками опасности дома и на улице., профессиями, инструментами.
• Рассматривание сюжетных картинок: «На пожаре», «Мы играем в пожарных», «Опасные предметы и ситуации», «Что такое хорошо, и что такое плохо»
• Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений об огне, пожарных.
• Развивать интерес к различным видам игр;
• развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры;
• Развивать самостоятельность в выборе игр;
• Побуждать к активной деятельности;
• Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
Может принимать участие в беседах о птицах. Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Имитирует движения, силу голоса, интонацию при изображении животных и птиц.
Имеет представления о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Соблюдает правила безопасного передвижения в помещении: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль.
Имеет элементарные представления о ценности здоровья.
Здоровье «Социализация», «Физическая культура», «Познание» (ФЦКМ,
«Безопасность»,
«Коммуникация» • Развивать умение заботиться о своём здоровье;
• Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
• Начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье с помощью пищи, богатой витаминами.
• Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни.
• Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека предметам и ситуациям. Соблюдает элементарные правила приема пищи, гигиены. Выполняет физические упражнения на укрепление организма.
Имеет представления о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Соблюдает правила безопасного передвижения в помещении: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль.
Имеет элементарные представления о ценности здоровья.
Труд Чтение художественной литературы, «Художественное творчество», «Труд»
«Безопасность»,
«Музыка» • Стимулировать самостоятельную деятельность детей по поддержанию порядка в группе и на участке детского сада.
• Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.
• Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых
Соблюдает порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Принимает участие в посильном труде, умеет преодолевать небольшие трудности
Умеет оказывать посильную помощь взрослым, бережно относится к результатам труда взрослых и сверстников.
Безопасность «Социализация», «Коммуникация», «Музыка»,, «Труд», «Познание» (ФЦКМ) • Беседа на тему: «Огонь – друг, огонь - враг» (правила пожарной безопасности, «Могут ли спички нанести вред здоровью?», «Не играй с огнем», «Почему электроприборы опасны», «Я знаю что можно, а что нельзя», «Источники опасности». Соблюдает элементарные правила взаимодействия с опасными предметами.
Владеет правилами безопасного передвижения в помещении: играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль.
Имеет представления о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 4
«Материалы и оборудование».
Познавательно-речевой центр Социально-личностный центр
Мелкие игрушки для счета, цветные игрушки для сенсорного развития, большие и маленькие игрушки для сравнения по величине. Машины специального назначения. Литература: С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К. И. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Кошкин дом», «Дядя Степа», «Пожарная машина» Е. Павлова.
Русские народные сказки: «Тили-бом, тили-бом, загорелся Кошкин дом», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Гуси-лебеди», «Волк и козлята», «Рукавичка», «Зимовье зверей».
Сюжетные картинки: «На пожаре», «Машина едет на пожар», «В лесу», «Пожарная машина», «Кошкин дом».
Альбомы для рассматривания: «Машины специального назначения», «Опасные предметы», «Опасность дома и на улице», «Огонь-друг, огоно-враг», «Профессии», «Инструменты». Аудиозаписи песен, видеозапись мультфильмов. Дидактические игры: «Что опасно, а что не опасно?», «Источники опасности дома», «Когда это бывает», «Источники опасности на улице?», «Чего не стало?», «Игра – дело серьезное», «У кого, что?» (инструменты, «Назови профессию», «Зашей комбинезон», «Времена года». Настольные игры: «Разрезные картинки», «Кому, что нужно для работы», «Подбери картинку», «Кто что делает?».
Различные виды конструктора, природный материал, куклы би-ба-бо (с гендерной принадлежностью, различные предметы из разнообразного материала, пальчиковый и настольный театры (сказки «Кошкин дом», «Заюшкина избушка», «Пожар» С. Маршак, и др.).
Художественно-эстетический центр Физкультурно-оздоровительный центр
Материалы и инструменты для творчества: бумага, карандаши, краски, кисти для рисования, пластилин. Книжки-раскраски: «Пожарные машины», «Транспорт», «Предметы вокруг нас».
Природный материал: листья и семена растений, шишки, камушки, перья. Атрибуты к подвижным играм: «У медведя во бору», «Воробышки и автомобиль (пожарный)», «Бежим на пожар», «Солнышко и дождик», «С кочки на кочку», «Кто быстрее?», «Мы веселые ребята».
Палочки для профилактики плоскостопия, массажные мячи, «Коврики Здоровья».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 5
Виды детской деятельности и формы организации.
Музыкально-художественная деятельность Опытно-экспериментальная деятельность. Продуктивная деятельность:
Слушание русской народной песни «Тили - бом, тили - бом», «Грустный дождик», муз. Д. Кабалевского; «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Марш», муз. М. Журбина; «Машина», муз. Т. Попатенко;
Слушание и пение детских песен: «Машина», «Тили – бом, тили - бом», рус. нар. ; «Весенняя песенка», муз. А Александрова, сл. Н. Френкель; песен из мультфильмов.
Этюды-драматизации «Кошка», муз. М. Карасева, «Курочка», муз. Л. Банниковой, «Лошадка», муз. венгерск. нар. мелодия, «Заюшка», муз Сушена.
Игра-драматизация «Тили – бом, тили - бом», Рассматривание и сравнивание транспорта и машин специального назначения, предметов, которые горят и не горят (по цвету, размеру, строению, материалу). Д\ и. : «Что опасно, а что не опасно?», «Источники опасности дома», «Когда это бывает», «Источники опасности на улице?», «Чего не стало?», «Игра – дело серьезное», «У кого, что?» (инструменты, «Назови профессию», «Зашей комбинезон», «Времена года». Настольные игры: «Разрезные картинки», «Кому, что нужно для работы», «Подбери картинку», «Кто что делает?».
Экскурсия по проспекту, наблюдение за транспортом (машины специального назначения). Рисование картинок к русск. нар. потешке «Тили – бом, тили - бом», пожарной машины, опасных предметов. Лепка героев сказки «Кошкин дом», пожарной лестницы.
Аппликация «Домик для Кошки», пожарная лестница.
Конструктивная деятельность Игровая деятельность:
Познавательно-исследовательская деятельность:
«Построим дом для Кошки», «Теремок для зверюшек» С. р. игры: «Пожарники».
«Шофер пожарной машины», «Больница», «Магазин». «Различение и сравнивание транспорта и машин специального назначения, предметов, которые горят и не горят (по цвету, размеру, строению, материалу). «Различение и отбор инструментов»; «Найди опасные предметы».
Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность: Сотрудничество с родителями:
Словесная игра: «Скачет зайчик»
Восприятие художественной литературы: сказки, стихи, загадки Утренняя гимнастика «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревце»».
Пальчиковая игра «Птички зернышки клюют», «Зайчик – длинные ушки».
Беседа «Если хочешь быть здоров»». Подбор литературы и иллюстраций о правилах поведения на пожаре, о предупреждении опасных ситуаций, об опасных предметах. Изготовление альбома «Машины специального назначения», «Опасные предметы», «Профессии», «Найди и назови нужный инструмент»
Папка - передвижка «Опасности дома и на улице», (О предупреждении опасных ситуаций).
Выставка детских рисунков на тему «Огонь – друг, огонь - враг».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 6
Итоговое мероприятие: Развлечение «Огонь – друг, огонь - враг».
Цель: Закрепить знания детей об элементарных правилах пожарной безопасности
Приобщать детей к праздничной культуре. Содействовать созданию у детей общей радости и хорошего настроения.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ:
1. Дети входят в зал под музыку и рассказывают стихотворения о пожарниках, пожарной машине.
2. Приход Кошки, песня для Кошки «Солнышко», муз Т. Попатенко, сл. И. Михайловой.
3. Дети играют с Кошкой в игру «Опасные предметы и ситуации»
4. Упражнение – разминка «Насос».
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево -раз, вправо -два,
Потекла ручьем вода,
Раз, два, три, четыре
Хорошо мы потрудились.
5. Игра «Кто быстрее потушит пожар».
По кругу стоят 6 стульев, на стуле – огнетушитель (картинка) Играют 7 детей. Под музыку они бегут по кругу, с окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому не достался огнетушитель - выбывает из игры. Кто овладел самым последним огнетушителем - получает золотую медаль, все остальные серебряные.
6. Пение песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Используемая литература:
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой М. Е. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. Голицина Н. С., Шумова И. М. – М., Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
Наглядно – дидактические пособия: Серия «Мир в картинках»
1. Автомобильный транспорт
2. инструменты домашнего мастера
3. Бытовая техника
Серия «Рассказы по картинкам» :
1. Кем быть?
2. Профессии
3. Мой дом
4. В деревне