Ирина Сахаровская
Краткосрочный проект «Кукла из ниток»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творческий, практика – ориентированный.
Сроки реализации проекта : 1 неделя
Участники проекта : дети старшей разновозрастной группы.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер
Актуальность: Кукла – самый зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства. Посмотрев в какие куклы играют дети, я сделала вывод о том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной народной кукле. Игры с куклами поощрялись взрослыми, ведь с их помощью ребенок познавал себя и мир.
Публикация «Краткосрочный проект „Кукла из ниток“» размещена в разделах
- Куклы из ниток, Мартинички
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» - гласит народная поговорка.
Вещи, сделанные своими руками, несут в себе некую энергетику. Положительная или отрицательная она, это зависит от того, кто это сделал. Кукла из ниток своими руками это рождение маленького чуда, которое будет поднимать настроение, каждый раз, когда на нее смотришь. Сам процесс, создания игрушки из ниток, привлекает свое внимание и приносит неисчерпаемое удовольствие, особенно детям, которые потом, будут с ней играть.
Цель: Научить ребёнка самостоятельно выполнять куклу из ниток.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей народных кукол самоделок и технологией изготовления куклы в нетрадиционной технике.
2. Дать представление о различных видах самодельных народных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых.
3. Создать условия для совместной деятельности детей и воспитателя.
4. Стимулировать познавательную активность, создать условия.
5. Закрепить знание по технике безопасности (работа с ножницами).
6. Развивать мелкую моторику рук.
Предполагаемый результат: Выставка кукол, сделанных своими руками.
I этап: Подготовительный (первое занятие).
Рассказ о куклах из истории (показ презентации).
Воспитатель: Ребята послушайте загадку
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно…
(кукла).
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю. В давние времена, когда у детей не было таких игрушек, как у вас, мастера – кудесники делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой, чем куклы, которыми играете вы сейчас. Кукла не рождается сама : создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа. Кукол делали по определенным правилам. Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она играла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру.
Дидактическая игра: «Из чего, какой?» (Кукла)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из дерева? (деревянная)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т. д.
Воспитатель: С куклой раньше не только играли, она тоже служила оберегом, оберегала человека от болезней и не чистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом.
(Воспитатель сопровождает сой рассказ показом иллюстраций с изображением разных оберегов)
Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. Когда их делали, соблюдали следующие правила:
Обереги не могут быть изготовлены для себя.
Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить.
Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой.
В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать о этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.
Вопросы к детям:
- А вы хотите сделать оберег? (Да)
- Ребята, вы умеете трудиться? (Ответы детей).
О труде народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.
Предполагаемые ответы детей:
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Кто не работает, тот не ест»,
«За всякое дело берись смело»
«Дело мастера боится»
Воспитатель: Молодцы. Давайте, все вместе отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем куклу оберег. (Дети садятся за столы, сдвинутые буквой П. для удобного подхода воспитателя к каждому ребёнку)
II этап практический: заготовка куклы.
Рассматривание ниток, знакомство с их свойствами, завязыванию узелков. Научить детей наматывать нитки на картон. Обучение завязыванию узелков.
Наматываем на картонные прямоугольные заготовки довольно плотно, делая 30-35 витков вокруг ширины. Разрезаем с одной стороны намотки и аккуратно снимаем с картона. Затем нам нужен толстый карандаш (или любая подходящая по толщине палочка, его мы кладем по середине наших ниток,а потом складываем пряжу пополам. Теперь берём нить другого цвета и завязываем ей нитки под карандашом в несколько узелков – получилась голова у нашей куклы. Приступаем к изготовлению рук. Берём пряжу того же цвета, из которой делали голову и тело – наматываем на картонную заготовку витков 6-7 и также разрезаем, с одной стороны. Снимаем аккуратно и складываем пополам. Завязываем узелки контрастными нитками с двух сторон. Теперь разделяем платье на две равные половины, и кладём заготовку ручек ниже головы, закрываем второй половиной ниток и завязываем на талии поясок из ниток другого цвета.
Куклы мальчики делают ноги в штанишках. Разделяем пучок ниток на две части и заматываем внизу нитками, получаются штанишки.
Вот и получилась у нас куколка – оберег своими руками.
IV этап заключительный. Оформление выставки «Кукла из ниток».