Татьяна Михайлова
Краткосрочный проект «Играем вместе с мамой, вместе с папой» с использованием блоков Дьенеша во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : творческий
По характеру участия ребенка: ребенок – участник от начала проекта до получения результата
По характеру контактов: в контакте с семьей.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
Срок реализации проекта : 5 дней.
Темочки:
- Дьенеш З.П. Блоки Дьенеша
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Блоки Дьенеша являются незаменимыми помощниками в освоении детьми программы по формированию элементарных математических представлений.
Постановка проблемы: дети плохо справлялись с простейшими логическими задачами, не могут выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывает трудность ориентировки в пространстве, не умеют комментировать свои действия; недостаточно знаний у детей и родителей об играх с блоками Дьенеша.
Цель: развитие у детей интеллектуальных особенностей, логико – математического мышления.
Игровая мотивация: в группу приходит Почтальон и приносит посылку (в посылке красивая, яркая коробочка с фигурами).
Задачи для:
Воспитателей
• Развивать нестандартное мышление и познавательные способности дошкольников, формировать у них элементарные математические представления.
• Познакомить с основными сенсорными эталонами.
• Формировать приемы тождества и различия предметов по одному или нескольким признакам.
• Способствовать выявлению и абстрагированию свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины)
• Развивать мыслительные операции: умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
• Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображении
• Воспитывать познавательный интерес.
Родителей
• Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами.
Детей
• Продолжать знакомство с геометрическими фигурами, формой, размером, толщиной.
• Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать.
• Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, воображения.
• Развивать творческие способности.
•
Предполагаемые результаты для:
Детей:
• Освоение основных геометрических фигур, форм, цвета, размера предметов, операцию сравнения.
• Закрепить умение группировать предметы по одному, двум, трем свойствам.
• Выполнять игровые действия с простыми схемами, символами.
• Развивать интерес к играм с блоками Дьенеша.
Родителей:
• Повысить уровень заинтересованности родителей в использовании развивающихся игр с логическими блоками Дьенеша дома.
• Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям.
• Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях.
• Развивать умение придумывать и составлять самостоятельно новые упражнения, игр с логическими блоками.
План реализации проекта
№ Способ реализации Цель Сроки
1 Подбор необходимой для реализации проекта литературы Подготовить теоретический и практический материал по теме
Подготовительный этап
2 Выявить заинтересованность детей по теме Узнать у детей, умеют ли они играть в эту игру
3
Беседы с родителями Определить уровень осведомленности родителей об этой игре
4 Зарождение проблемы
(вход в игровую ситуацию) Введение детей в тему проекта
5 Утренние беседы с детьми
«Чудо фигуры (блоки)»
Уточнить знания детей о цвете, размере, названию геометрической фигуры.
6 Дидактические игры:
«Раздели фигуры»
«Найди такой же»
«Дорожки» Развивать у детей восприятие формы (большой, маленький).
Рассматривание картинок больших и маленьких предметов.
День первый
7 Загадывание загадок о больших и маленьких предметах. Развивать память, речь.
8 Дидактические игры:
«Разноцветные странички»
«Засели домики»
«Мышки норушки»
Продолжать знакомить детей с цветом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность.
День второй
9 Загадывание загадок о цвете. Развивать память, речь,
мышление.
10 Дидактические игры:
«Соберем урожай»
«За грибами»
«Найди такую же» Развивать
умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и величине).
День третий
11 Самостоятельная деятельность с блоками Дьенеша Научить детей применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности
12 Дидактические игры:
«Раздели фигуры»
«Кулинары»
Познакомить детей со свойством предмета – форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать умение группировать предметы по форме.
День четвертый
13 Загадывание загадок о
геометрических фигурах
Развитие памяти, мышления, речи
14 Дидактические игры:
«Рыбалка»
«Домино»
«Поручения» Познакомить детей со свойством предметов – толщиной. Учить понимать слова толстый – тонкий. Развивать умение группировать предметы по толщине.
День пятый
15 Просмотр презентаций
Описание проекта
Предварительная работа
• Подбор игр по логическим блокам Дьенеша
• Беседы с родителями о том умеют ли дети играть с блоками Дьенеша.
День первый
Погружение в игровую ситуацию.
В группу приходит Почтальон и приносит посылку (в посылке красивая, яркая коробочка с фигурами).
Воспитатель:
- Ребята, кто-нибудь знает, что находиться в этой коробочке? Давайте откроем и посмотрим, что же там лежит. Воспитатель вместе с детьми открывает коробку и видят, что в ней лежат разные геометрические фигуры.
- Ребята, а вы умеете играть этими фигурами? Что можно из этих фигур построить? Воспитатель вместе с детьми рассматривает фигуры и выясняет, что фигуры разного цвета, формы, величины и толщины.
Поэтапное решение проблемы
В посылке воспитатель находит карточки для игры «Большой – маленький». Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть карточки найти и назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.
Раздается стук в дверь. В гости к детям приходят две куклы. Одна кукла большая, другая – маленькая. Куклы просят детей о помощи. Они говорят детям, что очень любят играть этими фигурами. Но налетел сильный ветер и все фигуры перемешал.
Решение проблемной ситуации
Они просят детей о помощи. Предлагают поиграть в игру «Раздели фигуры», но с одним условием. Большая кукла любит играть с большими фигурами, маленькая кукла – с маленькими фигурами.
День второй
Введение в проблему
- Ребята, внимательно посмотрите на человечков (вырезанные из картона – синий, красный, желтый; прикрепленные на магнитной доске). Цветные человечки очень любят отгадывать загадки. А вы ребята любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно, какие загадки приготовили для вас цветные человечки (загадывание загадок о цвете – синем, желтом, красном с показом картинок)
Решение проблемной ситуации
У каждого человечка есть свой домик (три домика с разными крышами – синей, желтой, красной). Цветные человечки забыли в каких домиках они живут. Давайте поможем им и расселим их по своим домикам (проводится игра «Засели домики» по цвету).
- Ребята,посмотрите у меня на столе лежат картинки с игрушками. Они все перемешались. Давайте поможем цветным человечкам и поможем разделить им игрушки.
- Как вы думаете, какими игрушками будет играть красный человечек (красными игрушками).
- Синий человечек (синими игрушками, а желтый человечек будет играть желтыми игрушками.
День третий
В гости к детям приходит кукла Незнайки и плачет.
Воспитатель:
- Незнайка, почему ты плачешь? Садись на стульчик, успокаивайся и расскажи нам с ребятами, что у тебя случилось.
Незнайка:
- Мы с Буратино играли вот этими фигурками, и загадывали друг другу загадки, а потом их отгадывали.
- А хотите, я вам загадаю загадку? Найдите мне вот такую фигуру (показывает красную фигуру. Дети находят любую фигуру, но красного цвета и т. д.).
Введение в проблему
- А потом Буратино загадал мне вот такую загадку. Он попросил меня найти большую красную фигуру, а я не сумел ее найти (плачет).
Решение проблемы
- Ребята, давайте поможем Незнайке и научим его отгадывать такие загадки.
- Представьте, что мы пришли с вами в сад собирать урожай яблок. Яблоки мы с вами будем собирать в корзинки. Я буду вам говорить какое яблоко сорвать и в какую корзинку положить. Слушаете меня внимательно все ребята, и ты Незнайка слушай и учись.
- Принесите мне большое красное яблоко (и т. д.)
- Принесите мне маленькое желтое яблоко (и т. д.)
- Принесите мне синее маленькое яблоко (и. т. д.)
- А чтоб ты лучше все это запомнил, мы тебе подарим игры. Они тебе помогут разобраться, где большие и где маленькие предметы, где синие, а где красные.
Незнайка:
- Спасибо вам ребята за помощь. Я обязательно научусь различать фигуры от больших и маленьких, и по цветам.
День четвертый
Введение в проблему
Дети заходят в группу и находят вырезанные из белой бумаги геометрические фигуры с веселыми, смешными рожицами.
Воспитатель:
- Ребята, это кто здесь у нас в группе так намусорил? Давайте сейчас с вами все уберем. В процессе уборки воспитатель подводит детей к тому, что некоторые фигуры похожи друг на друга.
- Ребята, посмотрите фигуры похожи друг на друга. Давайте сейчас мы с вами разложим их по кучкам (дети раскладывают одинаковые фигуры по кучкам).
- Посмотрите, у нас с вами получилось четыре кучки с одинаковыми фигурами. Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «На что похожа геометрическая фигура». Давайте посмотрим на группу и найдем на, что же похож круг (часы, тарелку, мячик) и т. д. После того как, воспитатель вместе с детьми рассмотрели фигуры, выяснили, что у них общего, а чем они отличаются, воспитатель предлагает отгадать загадки о геометрических фигурах (либо просмотр презентации «Угадай фигуру»_
Решение проблемной ситуации
- А сейчас давайте мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Ваша задача на ощупь достать из мешочка только треугольники - разложить их в ряд и сравнить по цвету, размеру (такое задание проделать с каждой геометрической фигурой.
Предложить детям счетные палочки и выложить знакомые геометрические фигуры.
День пятый
Введение в проблему
Дети в группе находят двух кукол, они одинаково одеты, одинакового цвета волосы, но разные по толщине. Одна кукла толстая, другая – тонкая.
Воспитатель:
- Интересно, кто их сюда принес? Ой, ребята, смотрите у них письмо, давайте почитаем.
«Здравствуйте ребята. Нас зовут Оля и Юля. Я Юля – которая тонкая, а я Оля которая толстая. Нам на день рождение подарили удочки. Мы отправились на рыбалку, а с нами увязался наш кот Васька. Так вот наловили мы много рыбы. Я Юля ловила только тонкую рыбку, и складывал в красное ведерко, а Оля ловила только толстую рыбку и складывала в желтое ведерко. Но наш кот Васька оказался проказником, он взял и всю нашу рыбу перепутал и сложил ее в синее ведерко. Помогите нам, пожалуйста, разделите нашу рыбку».
- Ну, что ребята придется помочь разделить рыбку (блоки) и положить в правильные ведерки. Берите удочки и начинайте ловить рыбку, но не забывайте о том, что Юле надо только тонкую рыбку и класть ее в красное ведерко. А Оле только толстую и класть ее в желтое ведерко. Дети ловят рыбу и сравнивают ее с рыбой пойманной воспитателем.
Результаты:
У детей появился интерес к играм с блоками Дьенеша, Малыши освоили основные геометрические фигуры, формы, цвет, размер предметов, операцию сравнения; акрепили умение группировать предметы по одному, двум, трем свойствам.
У родителей повысился уровень заинтересованности в использовании развивающихся игр с логическими блоками Дьенеша дома. Они познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям, научились и составлять самостоятельно новые упражнения, игр с логическими блоками.
Список используемой литературы
1) Михайлова З. А. Логика и математика для дошкольников З. А. Михайлова. – СПб. Издательский дом “Литера”, 2000. – 97с.
2) Носова Е. А. Логика и математика для дошкольников методическое издание /Р. Л. Непомнящая, Е. А. Носова. – СПб. Акцидент, 2000.– 121с.
3) Столяр А. А. Давайте поиграем [Текст]/А. А. Столяр. – М. Просвещение, 1996.– 145с.