Елена Бусолаева
Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Из каждой почки-зелёные листочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В городе и даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Публикация «Краткосрочный проект для средней группы детского сада „Из каждой почки-зелёные листочки“» размещена в разделах
Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Авторы: Павлова Марина Сергеевна, Бусолаева Елена Владимировна.
Описание работы:
Предлагаем вам проект «Из каждой почки – зелёные листочки» для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Деревья и кустарники весной». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это познавательно-творческий экологический проект, направленный на воспитание у детей интереса к природе родного края, развитию любознательности у детей среднего дошкольного возраста.
Проблема:
Тему проекта подсказали сами дети. Они заинтересовались, что происходит с деревьями весной, что такое почки и почему появляются листочки, как это происходит.
Цель проекта :
Формировать бережное отношение к окружающему миру природы, желание принимать участие в экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Формировать представление о лиственных деревьях, показать их развитие в весенний период.
2. Обнаружить изменения в состоянии веток – почки на веточке (спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
3. Совершенствовать знания детей о том, что дерево – живой организм, и об условиях, необходимых для его существования в природе (вода, тепло).
4. Показать значение воды и тепла для распускания листьев на деревьях.
5. Вызвать у детей познавательный интерес к явлению распускания листьев на деревьях.
6. Развивать способности анализировать изменения, происходящие с растениями, находящимися в домашних и обычных условиях природы.
7. Развивать наблюдательность детей за природными объектами, явлениями, с ними происходящими; способность экспериментировать, делать умозаключения.
8. Привлечь родителей к проектной деятельности, показать значимость исследований и наблюдений детей в природе в развитии познавательных способностей, любознательности.
9. Вызвать интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности.
Сроки проведения: с 11 апреля по 29 апреля 2016г.
Ожидаемый результат:
После проведения эксперимента сделать вывод, какие факторы способствуют распусканию листьев на деревьях (свет, вода, тепло).
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Направленность работы: исследовательская.
Формы работы: рассматривание, сравнение, опыт, наблюдение, уход.
Перспективное планирование:
1. Наблюдение за деревьями: в группу (домой) внести несколько веточек тополя, берёзы и калины. Поставить в разные баночки с водой, несколько веток поставить без воды.
2. Определение, в каких условиях появляются листья из почек.
3. Рассматривание картинок «Деревья», на которых изображены деревья и листья.
4. Сравнение темпов появления листьев на разных деревьях.
5. Фотоотчёт о проведении исследования (наблюдения).
Заключение. Анализ проекта
Проект расширил представления детей о деревьях, кустарниках, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем «детской темой». Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки.
Этапы исследования:
1 этап.
Постановка проблемной ситуации.
Наблюдение за почками деревьев и кустарников.
Цель: расширять знания детей о деревьях и кустарниках; сравнить, их почки. Способствовать повышению интереса к исследованию.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, организует беседу.
Я, раскрывая почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна,
Зовут меня. (весна).
Воспитатель: О каком времени года говорится в загадке?
– Перечислите признаки весны.
– Ребята, назовите части деревьев и кустарников.
– Что это за дерево, куст? Что произошло с почками?
– Они маленькие или большие?
– Предложить понюхать почки. Как они пахнут?
– Предложить осторожно потрогать почки. Какие они?
– Во что скоро оденется лес?
– Хотите быстрее увидеть листочки этих деревьев. Как это можно сделать? Что нужно для того, чтобы листочки появились раньше. Давайте, возьмём несколько веточек в группу и посмотрим, что произойдёт.
Вывод: Заметили, что почки на разных деревьях разной величины и формы: на тополе длинные острые, ярко оранжевые; у берёзы – совсем маленькие, черные; у калины – круглые, серые.
2 этап.
Проведение исследования в группе и дома.
1. Поставили в воду веточки разных деревьев: тополь, берёза, калина. Создали условия для распускания первых листочков из почек на ветках.
Целью данного опыта являются: обнаружить изменения в состоянии веток – почки на веточке (спят, показать значение воды в жизни растений, поставить на свет.
Каждый день наблюдали, как почки увеличиваются и скоро появятся первые листочки.
2. Прошла неделя: на веточках, которые принадлежат тополю – развернулись почки. На веточках берёзы и калины почки ещё целы, но видим зелёные полосочки, почки немного увеличились в размере.
3. Прошло две недели: на оставшихся веточках берёзы и калины – тоже вышли зеленые листочки.
На веточках тополя появились корни.
4. Работа с родителями.
Родителям было предложено так же поставить в воду дома веточки деревьев и вместе наблюдать. Дети с удовольствием рассказывали о том, что у них дома тоже стоят веточки в воде. Каждый день с радостью сообщали, что нового они заметили, а сколько восторга было, когда появлялись листочки.
Родители подготовили фотоотчёт (Приложение).
Вывод: Веточки, которые находятся ближе к свету, стоят в теплой воде распускаются намного раньше.
Веточки, которые находятся в менее комфортных условиях распускаются позже.
Мы доказали, что если поставить веточку в воду, создать ей комфортные условия (солнечный свет, вода, то обязательно появятся зеленые листочки.
3 этап.
Вывод по исследовательской деятельности.
1. Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наши веточки и на деревья на улице. Чем они отличаются? Как вы думаете, почему на наших веточках листочки появились быстрее?
Дети сами сделали вывод, что для того, чтобы распустились листья, нужны тепло, свет и вода.
Затем объясняю детям, что одним из важнейших свойств воды – давать жизнь всему живому.
Дети с гордостью показывали фотографии, ведь они вместе с мамой и папой так же наблюдали за веточками, что родителям было тоже интересно.
2. Наблюдение за деревьями и кустарниками поздней весной.
Цель: закреплять представление о дереве (имеет корень, ствол, ветки, листья, плоды, кустарнике (имеет корень, несколько стволов, ветки, листья, плоды). Развивать аналитическое мышление, воспитывать интерес к жизни растений.
Ход наблюдения:
На прогулке выбрать место, чтобы хорошо было рассматривать дерево и кустарник. Обратить внимание на общие признаки у растений: имеют корень, ствол, ветки, листья, плоды. Предложить детям сравнить между собой дерево и кустарник, ответить, чем же они схожи и в чем различие.
Исследовательская работа:
Сравнить, где земля теплее на открытом участке, или в тени, под деревьями.