Алёна Васильевна Гладкова
Краткосрочный проект для подготовительной группы «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«Приобщение дошкольников к истокам русской культуры»
Россия, Русь! Куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки, и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив печальных у воды…
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Н. Рубцов.
Публикация «Краткосрочный проект для подготовительной группы „Приобщение дошкольников к истокам русской культуры“» размещена в разделах
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Неделя по приобщению дошкольников к истокам русской культуры».
Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
Технологическая карта проекта
Название проекта
«Приобщение дошкольников к истокам русской культуры».
Тип проекта
Групповой, краткосрочный, творческий
Направления развития
Познавательное
Социально-коммуникативное
Речевое
Художественно-эстетическое
Участники проекта
Педагоги, дети, родители
Целевая группа
Подготовительная
Сроки реализации (длительность)
С 28.06.2021 по 02.07.2021г.
Основание для разработки проекта
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель
Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.
Задачи
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
Воспитывать уважение к культурам других народов.
Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).
Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.
Пополнение образовательной - культурной среды в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Национальный орнамент", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту;
Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Планируемые результаты
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
• «Традиции русского народа»;
• «О русских народных промыслах»;
• «Русская матрёшка»;
• «Устное народное творчество в России»;
• «Русские народные музыкальные инструменты».
Коммуникативное развитие (развитие речи) :
• Составление рассказов по пословицам и поговоркам.
• Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
• Пересказ русских народных сказок.
• Викторина по русским народным сказкам.
Разучивание:
1. Закличек: «Приходи, весна!», «Жаворонки».
2. Песенок-потешек: «Катя, Катя маленька», «Ранним-рано поутру.», «Ласточка-ласточка».
Сюжетно-ролевые игры:
• «К нам гости пришли»;
• «Ярмарка».
Дидактические игры:
«Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку», «Составь картинку», «»Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи»,
Русские народные подвижные игры и игры-забавы:
«Гуси-лебеди», «Сова», «Баба- Яга», «Волк и ягнята», «Карусель», «Пирог», «Колпачок», «Плетень», «У медведя во бору», «Гори-гори ясно».
2. Познавательное развитие.
Беседы:
• «Исконные символы России»;
• «Чудо-чудное, диво-дивное»;
• «Как раньше в гости ходили».
Рассматривание и чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева); иллюстраций о проведении обряда встречи весны; картинок с изображением различных видов обуви; картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
Презентации:
• «Быт и предметы утвари»;
• «Русская народная кукла».
3. Художественно-эстетическое развитие.
Чтение:
1. Русский фольклор : «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь».
2. Русские народные сказки : «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Предметы художественных промыслов:
• Предметы городецкой росписи;
• Филимоновские дымковские игрушки;
• Загорские и Семёновские матрёшки.
Репродукции картин художников:
А. М. Кучумов «Весна»; И. Левитан «Весна. Большая вода»; Б. М. Кустодиев «Масленица»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; А. М. Васнецов «Родина».
Книги энциклопедического характера:
1. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.
2. «Русские художественные промыслы».
3. Альбом «Народная игрушка».
4. Альбомы для детского творчества «Дымковская игрушка», «Городецкая игрушка», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
• О праздниках на Руси;
• Устройство русской печи;
• Иллюстрации старинных предметов;
• Иллюстрации художника Ю. Васнецова к сказкам.
Музыка.
Попевки:
«Андрей-Воробей» обр. Е. Тиличеевой; «Сорока» обр. Т. Попатенко; русские народные песни, прибаутки; «Частушки», «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатенко.
Слушание:
П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Вдоль по Питерской», р. н. песня.
Пляски и игры:
• «Заинька», обр. С. Кондратьева;
• «Кострома» и «Казачок», обр. М. Иорданского;
• Р. н. прибаутки «Ворон», «Лиса»;
• Игры с деревянными ложками.
Пение:
• Заклички, приговорки, прибаутки.
• Р. н. песни: «Ах, улица», обр. Е. Туманян; «По зелёной роще», «Катюша», «Солнышко, покажись».
Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование:«Русская матрёшка»
Изготовление куклы из ниток.
Лепка: «Пряники печатные».
Самостоятельное художественное творчество:
1. Украшение плоскостного изображения матрёшек, посуды, игрушек.
2. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы».
3. Пение русских народных песенок и попевок.
4. Придумывание пословиц и поговорок.
5. Инсценированное чтение потешек.
6. Рассказывание сказок по ролям.
Центр театрализованных игр:
Набор игрушек кукольного, плоскостного, пальчикового театров для обыгрывания русских народных сказок, потешек.
3. Взаимодействие с семьё й:
1. Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов, телепередачи «Играй, гармонь».
2. Чтение художественной и познавательно-энциклопедической литературы по теме «Народная культура и традиции».
3. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»
4. Приобщение детей к семейным традициям.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛЕ
Понедельник
ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА
Познавательно исследовательская деятельность. НОД «Знакомство дошкольников с бытом и предметами утвари русской избы»
Интерактивная экскурсия в краеведческий музей «Как жили люди на Руси?»
Русская народная игра «Колпачок»
Чтение книги «Русская изба. От печки до лавочки» (автор Марина Улыбышева). Рассматривание иллюстраций.
Вторник
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
НОД «Жанры народного фольклора»
Физическая культура. НОД «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры».
Литературная викторина «Наши любимые сказки»
Инсценировка потешек: «Тень-тень - потетень…» (под фонограмму)
Игры-ситуации: «Поём колыбельные песни».
Среда
ЗОЛОТЫЕ РУКИ МАСТЕРОВ
НОД «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов».
Художественная деятельность. Рисование. НОД «Русская матрёшка»
Беседа о русских народных игрушках «Чудо-чудное, диво – дивное»
Просмотр мультфильма «Каменный цветок» (по произведению П. Бажова). Свободное рисование по мотивам сказки.
С/р игра «Ярмарка»- учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.
Четверг
РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ
НОД «Народные праздники на Руси»
Художественная деятельность. Лепка. НОД «Пряничные посиделки»
Познавательная беседа «Как раньше в гости ходили». Знакомство с пословицами: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей».
Прогулка «Белая берёза»
Подвижные игры: "Бабка - Ёжка", "У дедушки Трифона".
Пятница
ПРЕДМЕТЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА
Художественная деятельность. Изготовление куклы из ниток.
Беседа «Исконные символы России»
Д/и «Реставраторы», «Что лишнее»
«Предметы старины в загадках русского народа» - отгадывание загадок.
Путешествие в прошлое предметов (утюг).
Экскурсия в мини- музей «В стране кукол»
Итоговый продукт : выставка творческих работ.
Приложение №1
Конспект занятия «Русская матрёшка»
Цель : Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства; Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки. Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку. Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, цветные карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришел почтальон и принес посылку. А чтобы узнать, что в посылке нам надо отгадать загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Как русская девчушка. И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал. С тех пор живёт Матрёшка, Как русский сувенир. Шагает по планете, И радуется мир.
Воспитатель: Правильно.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
Игрушка кукла расписная,
А как назвать её, не знал.
«Красивая игрушка,
Похожа на Катюшку,
А, может на Танюшку?»
Ей имя подбирал.
Красивая игрушка,
Матрешку знают во всем мире.
Матрёшка одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке.
Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе) 9 Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать. Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе? Дети: Пять матрешек. Воспитатель: Молодцы. А какие матрешки? Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие. Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты? Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы. Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
Физкультминутка " Мы веселые Матрешки" :
Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Яркие платочки, (Наклоны головой влевовправо) Любим танцевать, (Топают ногами) Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки) Мы веселые матрешки, Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит? Дети: У нее сарафан не расписан. Воспитатель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерамихудожниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты). (Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и фломастеры).
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).
В конце занятия воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились? Дети: С матрешкой. Воспитатель: А из чего матрёшка сделана? Дети: Из дерева. Воспитатель: А какие у нас матрешки? Дети: Нарядные, красивые. Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту? Дети: разные, маленькие и большие. Воспитатель: А как можно с ними играть? Дети: Собирать, разбирать. 10 Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть. Дети: Да Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров? Дети: Бережно, аккуратно. Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.
Приложение №2
Конспект занятия «Куклы из ниток»
Цель: научиться выполнять куклу из ниток.
Задачи: овладение практическими навыками изготовления куклы, расширение представлений о народных обычаях, развивать мелкую моторику рук, развитие творческих способностей и творческого мышления, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать интерес к русским традициям.
Материалы: набор шерстяных ниток, ножницы, картонки для отмеривания нити и заготовки пучков, образец куклы Мартинички, показы на каждый этап работы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение. Т. Гостюхина
Подарили куклу
Мне на день рожденья.
Это просто чудо,
Радость и везенье.
Бросила игрушки,
Только с ней играю,
Обо всём на свете
С Машей забываю.
Я кормлю и мою
Милую подружку,
Спать кладу в кроватку
Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой,
Делаем зарядку,
Вместе привыкаем
С Машенькой к порядку.
Куклу берегу я,
Я её лелею.
С ней я стала лучше,
Стала я добрее.
Воспитатель: Про кого это стихотворение?
Дети: Про куклу.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Кукла не рождается сама: создает ее человек. Кукол делали по определенным правилам. Непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела лица. По народным поверьям, кукла "с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Но все, же самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце.
Воспитатель: А как вы думаете из чего раньше изготавливали кукол?
Дети: Из дерева, кукурузы, теста.
Воспитатель: Правильно, но не только, также их делали из глины, бересты, соломы, пакли, кожи, тряпичных лоскутков, бисера, ниток, Сегодня мы с вами будем изготавливать кукол. Но куклу мы будем выполнять необычную, а из ниток, а называется она – Мартиничка.
Физминутка
Все ребята дружно встали Выпрямится.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямится и сесть.
Воспитатель: Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток. У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны. Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них.
Во время выполнения работы воспитатель помогает детям советом, уточнение последовательности и приемов выполнения работы. Воспитатель: Молодцы, все справились замечательно. Посмотрите, какие красивые куклы у вас получились. Сегодня мы выполнили сувенир по мотивам народных образов. Самое древнее значение куклы магическое, позднее она была игрушкой для детворы. Рассматривание работ.