Надежда Сальева
Краткосрочный проект для подготовительной группы «Матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект подготовили воспитатели подготовительной группы Сальева Надежда Леонидовна и Лемешко Виктория Андреевна
Тип проекта : групповой, краткосрочный, игровой, познавательно- речевой
Участники: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 5 дней.
Актуальность:
Темочки:
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Матрешка - это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетична, эмоционально комфортна, многофункциональна. Народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Они развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение. сенсорные навыки, ловкость, смекалку.
Гипотеза: Матрешка очень полезная игрушка, имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.
Проблема: Народная игрушка, стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Игрушка несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель: Воспитание интереса к народному творчеству на примере русской национальной игрушки. Систематизировать знания детей о русской матрешке. Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.
Задачи:
1. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (п/и, д/и, ИЗО по мотивам народной игрушки).
2. Целенаправленно развивать творческие способности детей. Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки.
3. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.
4. Оформить мини музей "МНОГО РАЗНЫХ МАТРЕШЕК". Сделать подарок маме "МАТРЕШКА"
Сценарная неделя
"Русская народная игрушка- матрешка"
Понедельник
Беседа "Русская народная игрушка"
Цель: Воспитание интереса к народному творчеству. Познакомить с различными
русскими игрушками, в которых в содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте.
Д/и "Собери матрешку"
Пальчиковая гимнастика " Моя семья"
Вторник
Чтение В. Берестова " Матрешкины потешки"
Д/и " Почему матрешки живут одна в одной"
Среда
Декоративное рисование" Украсим сарафаны (платочки) матрешкам"
Цель: Развивать у детей чувство цвета, самостоятельно украшать силуэт сарафана,
располагать узор по всему силуэту или внизу по краю.
Д/и "Матрешкина семья", "Кто, где и какой?"
Учить считать, рассуждать, учим понимать слова с пространственным значением.
Четверг
ФЭМП " Что изменилось?"
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, замечать и называть различие в цвете, величине, воспитывать зрительную память. Счет до 5.
Игры " Чудесный мешочек", "Найди пару" "Сколько нас?"
ЗАГАДКИ, СТИХИ.
Пятница
Аппликация "Матрешка"
Цель: Учить вырезывать и наклеивать красивый цветок. Учить вырезывать части
(срезая углы путем закругления) цветка, составлять из них красивое изображение.
Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.
Выставка различных Матрешек, поделок.
МАТЕМАТИКА
Учить в счете звуков на слух в пределах 10.
Уточнить представления о значении слов ДАЛЕКО-БЛИЗКО
Учить сравнивать три предмета по величине, раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами
«длинный, короче, самый короткий, короткий, самый длинный, длиннее».
Материал: Постройки из строительного материала (домик, песочница, качели)
3матрешки одинаковой величины, музыкальные инструменты - ложки, барабан,
дудочка, 3 дорожки разной величины, одинакового цвета.
Раздаточный материал: Круги (по 6-7штук для каждого ребенка).
Ход ЗАНЯТИЯ
Игровая ситуация "Играем с Матрешками"
1часть: Показать детям матрешек "Сколько матрешек?"
Разложить дорожки для матрешек
-Чем отличаются дорожки? (разные по длине)
-Сколько дорожек?
-Самая длинная, короче, самая короткая.
Дети сначала закрывают глаза, а затем открывают и располагают дорожки в порядке возрастания: от самой короткой до самой длинной.
2часть:
Игровое упражнение "Матрешки гуляют" расставлены по группе качели,домик,
песочница. Предложить назвать предметы, а так же расставить матрешки определенным образом: далеко, близко.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА " МАТРЕШКИ"
3часть:
"Угадай, что изменилось"
Запомнить расположение матрешек. Закрыть глаза, поменять расположение матрешек, относительно построек
-Что изменилось? Используя слова ДАЛЕКО, БЛИЗКО.
4часть:
" Матрешки слушают музыку"
-Сколько раз я ударю ложкой, сколько звуков вы услышали(3)
-Отсчитайте круги,сколько звуков(3)
Дети выполняют, слушая барабан(4) и дудочку(5)
-Сколько кругов вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько кругов?
Рассматриваем разнообразие Матрешек и других русских игрушек.
Математика " Что изменилось?" (игра с матрешками)
Задача: Упражнять детейв правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте, замечать и называть различие цвете одежды и
размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь. Отвечает только тот, кого назовет матрешка- мама. (Самая
большая). Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.
Ход занятия:
Стоят матрешки разной величины и одеты в разные сарафаны, платочки.
-Дети, что на столе стоит?
-Матрешки
- Одинаковые по росту?
-Разные.
-Какие платочки?
-Платочки разного цвета (красного,синий,зеленый)
-Сарафаны?
-Сарафаны разного цвета (красный, синий, зеленый)
- Дети,я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка прячется.
Обратите внимание на размер матрешек, пряча то одну,то другую за ширму.
Дидактические игры "Сравни и подбери"
Развить зрительное восприятие, внимание, мышление. Научить сравнивать предметы по величине, закрепить знания об основных цветах и геометрических формах. Расширить словарный запас детей.
"Столько же, больше, меньше"
1-Можешь ли ты убрать всех маленьких матрешек в большие?
2-Каких больше, а каких меньше матрешек?
3-Найди одинаковых матрешек?
Игра "Угадай по описанию"
Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.
Иговой материал: матрешки.
Предмет имеет одинаковые и разные признаки.
Ход игры:
-Ребята, перед вами шесть матрешек. На первый взгляд они как будто одинаковые, но если их внимательно рассмотреть, то можно увидеть различия.
-Эта матрешка в платке красного цвета, в руке зеленый платочек. На ее красивом сарафане одна синяя полоска. Если я говорю, что матрешка в платке красного цвета. на матрешку в платке зеленого цвета не нужно больше обращать внимание. Остаются три матрешки. Если сказала, что у матрешки в руке зеленый платочек, еще одна исключается. Потом я сказала, у матрешки на красивом сарафане одна синяя полоска. Теперь ее легко сможете найти.
Игра "Мы веселые Матрешки"
Веселые матрешки- хлопают в ладоши
На ногах сапожки- руки на поясе, поочередно
выставлятьпятку вперед
Сарафаны пестрые- руки на поясе,повороты туловища
направо, налево
Яркие платочки- наклоны головы влево,вправо
Любим танцевать- топать ногами
Раскраснелись наши щечки- потереть щечки
Мы, веселые матрешки,
Мы похожи словно сестры- хлопаем в ладошки.
Работа с родителями:
Изготовление вместе с детьми разнообразных матрешек для мини- музея.
Рассказы детей об изготовлении матрешек в семье.
СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА
Я из тихого зеленого городка Семенова
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых розовых, бордовых
В подарок принесла
Небывалой красоты
Матрешка из Семенова!
На переднике цветы
И листики зеленые!
В начале 20 века производство матрешек наладилось в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Сын известного токаря Аверьяна Вагина из деревни
Мериново, а так же мастера Майоровы, с них -то и началась история семеновской
матрешки. Подмосковская матрешка плотная, приземистая, семеновская более стройная, вытянутая. У первой цвет распределен равномерно, одета она в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник. В Семенове изображали матрешек бойкими
девушками в цветастых полушалках с букетами ярких алых цветов на фартуках.
Семеновская матрешка многоместная : в нее вкладывают 15-18 разноцветных куколок.
Есть кукла 72- местная, диаметр полметра, высота в один метр.
МАТРЕШКИ ИЗ СЕРГИЕВА ПОСАДА (ЗАГОРСКА)
Я из Сергиева Посада встрече с вами рада
Мне художниками дан яркий русский сарафан
Я имею с давних пор на переднике узор
Знаменит платочек мой разноцветною каймой
Это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный, желтый, зеленый,синий) Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск и в 1930 году такой тип росписи стал называться ЗАГОРСКИМ.
Самая большая матрешка, выточенная в 1967 году, считается 60-местная.
ПОЛХОВСКАЯ МАТРЕШКА
В Нижнегородском крае возник еще один центр по изготовлению матрешек- село ПОЛХОВСКИЙ МАЙДАН с близлежащей деревней КРУТЕЦ. Полховская матрешка- представляет собой красавицу в ярком наряде с лицом, обрамленным черными локонами. Отличительной чертой полховской росписи является цветок шиповника-
"СЕВЕРНОЙ РОЗЫ"