Нелли Лигонькова
Краткосрочный проект для подготовительной группы «День снятия блокады Ленинграда»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
«День снятия блокады Ленинграда»
подготовила воспитатель МБДОУ №30 детский сад «Ёлочка»; г. Выкса, Нижегородская область - Лигонькова Н. Б.
Актуальность
Публикация «Краткосрочный проект для подготовительной группы „День снятия блокады Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Истинный патриотизм предполагает, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
27 января – День снятия Блокады Ленинграда. Долгих 900 дней мужества город находился в блокадном кольце. Что знают дети старшего дошкольного возраста о блокадном времени? При беседе с детьми по этой теме появилось и много других вопросов. Учитывая заинтересованность детей и значение социально-личностного развития необходимо подробнее рассказать и показать детям о жизни Ленинграда во время блокады. Пополнить знания об истории города и его исторического прошлого, с подвигом народа во время Блокады Ленинграда.
Вид проекта :
Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный, групповой.
Длительность работы над проектом - краткосрочный : 1 неделя.
Направления развития : Познавательное. Социально-коммуникативное
Речевое. Художественно-эстетическое. Физическое.
Участники проекта Воспитатель- Лигонькова Н. Б., музыкальный руководитель - Горшкова А. Н., педагог – психолог – Кондрушина Д. Д., дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Целевая группа : Подготовительная.
Сроки реализации (длительность) : с 22.01.2021 – по 29.01.2021
Цель:
Познакомить детей с героической историей Ленинграда в годы блокады.
Задачи:
Образовательные: 1. Пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
2. Вызвать интерес к истории своей страны, приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.
Развивающие: 1. Расширять и активизировать словарь детей (блокада, эвакуация, “дорога жизни”, ветеран, монумент, мемориал, маскировочные чехлы).
2. Познакомить детей с художественными и музыкальными произведениями, посвящёнными Блокаде Ленинграда.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за город Ленинград.
Оборудование:
карта России, глобус, флаг России, герб России, фотографии обороны Ленинграда;
репродукции картин «Прорыв блокады Ленинграда. 1943». Художники: В. Серов, И. Серебряный;
иллюстрации: “Дорога жизни”, “Пискарёвское мемориальное кладбище”, “Разорванное кольцо блокады”, современный Санкт-Петербург;
магнитофон, ноутбук.
Планируемые результаты:
- Понимание детьми подвига, совершённого жителями блокадного города.
- Умение рассказывать о блокаде Ленинграда.
- Повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве.
- Установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и воспитателями.
Продукт проекта Тематическая организованная деятельность, посвященная акции «Блокадный хлеб»
Этапы проекта :
1.- Консультация по подготовке и проведению мероприятий ко Дню снятия блокады Ленинграда.
Оформление групповой комнаты дидактическим и информационным материалом по данной теме.
2.- Реализация проекта.
3.- Тематическая организованная деятельность, посвященная акции «Блокадный хлеб»
Размещение информации на официальном сайте ДОУ.
Отчёт об итогах проведения «Дня снятия блокады Ленинграда».
1 этап
Наименование мероприятия
Воспитатели, дети: 1. Обсуждение темы проекта.
2. Выявление заинтересованности детей темой методом трёх вопросов.
3. Разработка конспектов и вопросов для проведения бесед, ситуативных разговоров.
4. Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи песен и музыки военных лет); 5. Оснащение игровой среды атрибутами к сюжетно-ролевой игре на военную тематику.
Родители и дети: - предложить родителям вместе с детьми, при помощи интернета, ознакомиться с историческими памятниками, посетить официальные сайты музеев
*площадь Победы, где сооружен Мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, М. Московская,
*музей памяти “Улица жизни” под открытым небом на улице Итальянской посвященной воссозданию жизни дней блокады Ленинграда,
*музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. д. 9,
*музей истории Ленинграда, особняк Румянцева, Английская набережная 44.
Воспитатели, родители, дети:
Оформление выставки совместных рисунков: «Непокоренный Ленинград»
Цель, задачи мероприятия - создать условия для реализации проекта, исходя из поставленных задач
2 этап Наименование мероприятия
1. Просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни в блокадном Ленинграде.
2. Рассматривание пейзажей современного Санкт-Петербурга, а также города во время ВОВ.
3. Рассматривание иллюстраций “Дорога жизни”, “Пискарёвское мемориальное кладбище”, “Разорванное кольцо блокады” на фоне прослушивание песен и музыки военных лет.
Цель, задачи мероприятия
- Знакомство с прошлым города Санкт – Петербурга.
- Приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений.
-Воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей.
- Пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
4. Проведение бесед об истории города на тему “Блокада Ленинграда”, “Трудности осажденного города”, “Дети Ленинграда”.
Цель, задачи мероприятия
- Воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению, проникнуться героизмом людей, работавших на "Дороге жизни" и обеспечивающих её безопасность.
5. Дидактический и информационный материал: “ “Служу Росси”, “Моя Родина”, “Подбери форму солдату и моряку”, “Собери картинку” (разрезные картинки с изображением “Разорванное кольцо”, “Цветок жизни”).
Цель, задачи мероприятия
- Способствовать развитию памяти, логического мышления.
6. Составление рассказов по картине “Прорыв блокады Ленинграда. 1943. Художники: В. Серов, И. Серебряный”.
Цель, задачи мероприятия
- Упражнять детей рассматривать картину, испытывать эстетические чувства.
- Упражнять отвечать на вопросы воспитателя, используя разные виды предложений.
- Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.
7. Чтение и разучивание стихотворений Ю. Шмидта “Вечный огонь”, “Наш город назывался Ленинградом. ,
Н. Ходза “Дорога жизни”,
В. Панова «Сергей Иванович и Таня»;
В. Воскобойников «Оружие для победы».
Пословицы и поговорки о героизме, славе, смелости: “Герой - за Родину горой”.
Цель, задачи мероприятия
- Воспитание чувств уважения к ветеранам, прошедшим войну и людям, пережившим Блокаду, восхищение их подвигами.
- Воспитывать чувство патриотизма, чувство благодарности и гордости.
8. Прослушивание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду : Э. Хиль “Баллада о ледовой трассе”; В. Толкунова “Дети Ленинграда”; звучание метронома; Д. Шостакович “Ленинградская симфония”; Н. П. Бобковой “Мой город- герой”; Л. Шербенг,П. Крауберг “Эх, Ладога”; «Катюша» Блантер.
Цель, задачи мероприятия
- Познакомить детей с музыкальными произведениями, связанных с событиями блокады Ленинграда, ВОВ 1941-1945 гг. как одной из героических страниц истории нашей страны.
9. Конструирование: здания, мосты, дороги.
Цель, задачи мероприятия
- Способствовать развитию памяти, логического мышления.
10. Рисование: «Цветок жизни»,
Цель, задачи мероприятия
- Развивать воображение, творчество.
- Уточнить знание детей о блокаде Ленинграда.
- Воспитывать чувство патриотизма.
11. Рисование по замыслу: «Непокорённый Ленинград»
Цель, задачи мероприятия
- Учить детей задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения;
- Показать свои знания о блокаде путем рисования;
12. Игровое упражнение “Мы солдаты”.
Цель, задачи мероприятия
-Совершенствовать умение детей выполнять построение в колонну по двое, по трое, равнение в затылок. Учить выполнять размыкание в колонне на вытянутые руки вперед, повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
13. Подвижные игры: «Перейди на другой берег», «Разведчики».
Цель, задачи мероприятия
-Развивать основные движения – бег с препятствиями; развитие физических качеств – быстроты, ловкости.
14. Оформление альбома «Непокорённый Ленинград»
- фотографии, совместные рисунки родителей и детей посвященных Блокадному Ленинграду.
Цель, задачи мероприятия
- Поднятие патриотического духа;
- воспитания чувства гордости за свою историю и подвиги своего народа.
3 этап
Наименование мероприятия
1. Тематическая организованная деятельность, посвященная акции «Блокадный хлеб»
2. Размещение информации на официальном сайте ДОУ.
3. Отчёт об итогах проведения «Дня снятия блокады Ленинграда».
Цель, задачи мероприятия
- почтить память погибших ;
-отдать дань уважения выжившим в годы блокады ленинградцам;
- поднятие патриотического духа;
- формирование у подрастающего поколения любви и верности Родине;
- воспитания чувства гордости за свою историю и подвиги своего народа.
Итог: 1. В ходе реализации проекта усовершенствовались следующие навыки детей:
- видеть проблему
- задавать вопросы
- классифицировать
- наблюдать
- делать выводы и умозаключения.
2. Дети познакомились с новыми понятиями : «Дорога жизни», блокада, эвакуация, ветеран, монумент, мемориал, маскировочные чехлы, оборона, «Цветок жизни» и др.
3. Укрепились партнёрские отношения между участниками образовательного процесса.
Работа в рамках проекта «День снятия блокады Ленинграда» получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила увеличить кругозор каждого ребенка. На основе чувств патриотизма укрепилась любовь к Родине, появилось чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, уважение к старшему поколению.