Ирина Коврижных
Краткосрочный проект для детей 5–6 лет «Знакомство с финансовой грамотностью»
▼ Скачать
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта «Знакомство с финансовой грамотностью»
Вид проекта информативно-познавательный
Возраст детей 5-6 лет
Актуальность проекта В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.
Публикация «Краткосрочный проект для детей 5–6 лет „Знакомство с финансовой грамотностью“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Цель проекта Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Проблемный вопрос У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.
Ресурсы проекта Информационные : Закон РФ «Об образовании»; «Конвенция о правах ребёнка»; Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.
Методическое учебное пособие Кузнецова Н. А. «Дети и денежное отношение»
Человеческие: воспитатель, родители, дети.
Финансовые : приобретение материала для оформления центра «Финансовая грамотность».
Материально-технические: ИКТ-оборудование (ноутбук, проектор, принтер, компьютер, телевизор.
Задачи проекта Задачи для детей :
• дать детям первичный финансовый опыт;
• закреплять знания детей в игровой деятельности;
• знакомить с основными терминами, пользоваться ими при выполнении задания, правильно строить речь, проговаривать слова;
• подвести детей к установлению разумных финансовых отношений в различных сферах жизнедеятельности.
Задачи для родителей:
• Ознакомиться с информацией по проекту в родительском уголке или на сайте группы;
• Провести беседу с детьми о значении денег в жизни человека;
• Провести экскурсию с детьми в магазин.
Задачи для воспитателей:
• Создавать развивающей предметно-пространственную среду для самовыражения детей в творческой деятельности;
• Создать мультимедийную презентацию
• Подготовить дидактический и методический материал к проекту, разработать паспорт проекта, разместить информацию на сайт и в родительский уголок.
• Памятка для родителей «Что говорить ребенку о деньгах».
• Рекомендации в информационный уголок Папка-передвижка «Умение распоряжаться деньгами начинается в детстве: уроки финансовой грамотности для ребенка»;
• Папка-передвижка «Финансовая грамотность вашего ребенка»;
• Буклет «Как можно сэкономить деньги в семье»;
• Консультация для родителей «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?».
• Изготовление дидактических игр по финансовой грамотности
Продукт проекта Копилка для денег из подручного материала
Сроки реализации Краткосрочный : 2 недели
Практическая значимость проекта По завершению проектных мероприятий дети могут:
• активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
• приобрести первичный экономический опыт,
• использовать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей;
Педагоги получат систему работы по формировании финансового опыта детей.
Подготовительный этап:
Дата Мероприятия, инициированные воспитателем Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта Риски Результаты
14.11 Демонстрация детям слайд - презентации «История денег».
Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.
ИКТ-оборудование, usb носитель, демонстрационный материал.
Ноутбук, цветной принтер, ламинатор, энциклопедия, интернет-источники Низкая мотивация детей, отключение электроэнергии, сбой ИКТ-оборудования.
Неисправность оборудования, сбой в сети-интернет.
Дети посмотрели презентацию, расширили свои знания и кругозор о жизни зимующих птиц нашего края.
Дети участвовали в беседе, заинтересовались данным проектом и дали согласие на участие и реализацию проекта.
15.11 Чтение
Романов А. «Чудеса в кошельке»,
Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха».
Знакомство с пословицами и поговорках о деньгах.
Ноутбук, цветной принтер, ламинатор, интернет-источники.
Книги, художественная литература. Родители могут не обратить внимание на информацию в родительском уголке и не изучить ее в группе интернет-сообщества.
Низкая заинтересованность родителей в создании кормушек для птиц.
Неисправность оборудования. Информация о проекте готова и размещена в уголке группы, в интернет-сообществе с родителями, всем родителям розданы листовки.
У родителей проявляется интерес к реализации проекта.
16.11 Подбор литературы для размещения в центре книги о зимующих птицах нашего края.
Подготовка дидактического, методического и иллюстрационного материала по теме проекта. Ноутбук, цветной принтер, ламинатор, интернет-источники, книги о значении денег. Иллюстрационный альбом «Деньги разных стран». Возможно не получится изучить всю литературу по о деньгах и их значении. Подготовлен план и паспорт проекта «Знакомство с финансовой грамотностью», правильно подобран методический и дидактический материал.
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта :
Дата Место в режиме дня Мероприятия Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии Промежуточные результаты
17.11
Первая половина дня
Вторая половина дня
Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Беседа с детьми: «Что мы знаем о деньгах»
Иллюстрированный материал «Купюры и монеты», «Банк», «Банкомат»
Дидактическая игра «Кому что нужно» Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Дети познакомились с иллюстрациями и книгами о деньгах. Рассматривали иллюстративный альбом «Деньги разных стран»
Дети познакомились с правилами дидактической игры «Кому что нужно»
18.11 Первая половина дня
Вторая половина дня НОД «Доход семьи». Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.
Просмотр мультфильма «Семейный бюджет» (Азбука денег 3 серия) Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Дети познакомились с информацией о семейном бюджете.
Дети посмотрели мультфильм «Семейный бюджет».
21.11 Первая половина дня
Вторая половина дня Дидактическая игра «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»; «Ты – мне, я - тебе!»
Беседа с детьми на тему «Что такое цена товара»
Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети.
Воспитатели, дети. Дети выполнили
Дети в процессе беседы познакомились с понятием цена товара.
Дети посмотрели мультфильм «Как мужик корову продавал»
22.11 Первая половина дня
Вторая половина дня Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)
Беседа «Как раньше считали деньги?» показ счёт и калькулятора
Чтение русских пословиц и поговорок о деньгах. Беседа на их понимание. Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети Дети активно учувствовали в игровой ситуации. Выбирали игрушку и друг другу рекламировали ее, продавали друг другу.
Дети слушали рассказ воспитателя о том, как считают деньги. Пробовали считать на калькуляторе.
Дети заучили пословицы о деньгах, подробно разбирали значение пословиц
23.11 Первая половина дня
Вторая половина дня НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Копилка для денег своими руками»
Дидактическая игра «Угадай какая профессия»
Сюжетно ролевая игра «Банк» Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети.
Воспитатель, дети. Дети изготовили копилки для денег своими руками из подручного материала.
Дети познакомившись с профессиями, играли в дидактическую игру «угадай какая профессия»
Дети играли в сюжетно - ролевую игру «Банк России»
24.11 Первая половина дня
Вторая половина дня Интегрированное занятие, по освоению материала по финансовой грамотности «Маленькие финансисты»
Интегрированное занятие, по освоению материала по финансовой грамотности «
Консультация для родителей «зачем нужна ребенку финансовая грамотность?» Дети, воспитатель
Воспитатель, дети.
Воспитатель, родители. Дети показали знания, которые получили в процессе проекта по финансовой грамотности.
Дети посетили кухню, прачечную, кабинет доктора.
Родители познакомились с информацией.
Заключительный этап:
Дата Итоговые мероприятия Оценка эффективности реализации проекта Степень достижения поставленных целей Обобщение педагогического опыта
25.11 Выставка копилок, изготовленных из коробочек, оформленных детьми по своему вкусу и желанию. Проект реализован в полном объеме, дети освоили понятие «деньги», «стоимость товара», «банк и банкомат». Благодаря высокой мотивации родителей и детей, поставленная цель была достигнута. Задачи реализованы в полном объеме.
С детьми изготовили копилки для денег. Результаты проекта были представлены на педагогическом совете для коллег образовательного учреждения.