Павлова Екатерина
«Перелетные птицы». Краткосрочный познавательный проект для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Перелётные птицы» (логопедическая группа)
Тип проекта : Познавательно-творческий.
Вид проекта : Краткосрочный (1 неделя). с 11.11.2024г. -15.11.2024г.
Участники: Воспитатели, дети логопедической группы, родители.
Возраст участников: 4-7 лет
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность:
В ходе образовательной деятельности было выявлено, что у детей недостаточно знаний о перелетных птицах. Они путают зимующих и перелетных птиц, не знают, почему перелетные птицы улетают в теплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц полезно, а что – вредно. Данный проект позволит углубить знания детей о перелетных птицах, о причинах перелета птиц в теплые края. Разбудит в детях интерес к живой природе, послужит воспитанию любви к ней, научит беречь окружающий мир.
Цель: Расширить знания детей о перелётных птицах в осенний период их образе жизни и отличительных особенностях, воспитывать любознательность.
Задачи:
1. Знакомить детей с жизнью перелётных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.
2. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
3. Развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
4. Побуждать обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, к речевому общению между собой.
5. Расширять словарный запас у детей.
6. Воспитывать познавательный интерес, любознательность, бережное отношение к природе.
Цель проекта (для родителей) – активное участие родителей в реализации проекта.
Задачи:
- Познакомить родителей с замыслом проекта, совместно с ними разработать содержание деятельности по проекту.
- Направить усилия родителей на создание «кормушки для птиц».
Ожидаемый результат:
Данный проект позволит :
- Расширить знания детей о перелётных птицах их значимости для человека.
- Формировать бережное отношение к живой природе.
- Развивать детскую инициативу, любознательность.
- Приобщить родителей и детей к совместной деятельности.
- Проявить творческий потенциал в совместной деятельности.
2 этап: Основной.
Познавательное развитие.
Беседы: «Перелётные птицы», «Жизнь перелётных птиц»,
Познавательное развитие :
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Опытно – экспериментальная деятельность:
«Почему говорят «как с гуся вода»
«Как устроены перья у птиц»
«Почему у водоплавающих птиц такой клюв»
Математические игры:
упражнение «Посчитай и обведи цифру» (счёт перелётных птиц)
упражнение «Сложи птицу» (закрепление геометрических фигур) ;
игра на логическое мышление «Определи по контуру»,
-Пальчиковая игра «Птицы»
-Составление рассказа по картине «Грачи прилетели»
-Составление альбома «Перелётные птицы», «Пословицы, поговорки и стихи о перелётных птицах»,
-Рассматривание иллюстраций о птицах.
Художественно-эстетическое развитие. Конструирование
-Дом для птиц из конструктора и строителя.
-«Лебедь» из бумаги.
Речевое развитие.
Заучивание и чтение стихотворений о перелётных птицах, обсуждение пословиц и поговорок, примет о птицах. Отгадывание загадок о птицах.
Чтение художественных произведений о птицах :
К. Д. Ушинский «Ласточка»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А. Плещеев «Сельская песенка»; О. Высотская «Журавли»; А. Майков «Ласточка примчалась»; Н. Сладков «Ласточка».Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Птицы наших лесов»Г. Н. Снегирёв, «Синичкин календарь», «Чей нос лучше», «Кто чем поёт» В,Бианки, «Птичья весна» Т. Белозеров, «Что это за птица»В. Степанов.
«Социально – коммуникативное развитие»
Дидактические игры и упражнения:
«Один – много»;
«Какой, какая?»;
«Назови ласково»;
«Угадай птицу по описанию»;
«Счет птиц»;
«Четвертый лишний»;
«Кто как кричит?»;
«Назови перелётную птицу»;
«Кто улетел?»;
«Улетает – не улетает»;
«Кто чем питается?» (подобрать корм);
«Опиши, я отгадаю» (описание птиц);
Настольно-печатные игры:
Лото «Птицы».
Разрезные картинки «Собери и назови птицу».
«Лабиринт».
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор», «Ветеринарная клиника», «Лечим уточку».
«Речевое развитие»
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Журка»,
Русская народная сказка «Гуси - Лебеди»,
К. Д. Ушинский «Уточки»,
Е. Чарушин «Цапля»,
В. Бианки «Чей нос лучше»,
Л. Толстой «Лебеди»,
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»,
А. И. Куприн «Песня скворца»,
К. Д. Ушинский «Ласточка»,
И. Соколов – Микитов «Жаворонок».
Рассматривание энциклопедий о птицах.
Стихи о перелетных птицах.
Грачи
У грачихи пять грачат.
Громче всех они кричат:
- Дайте муху и жучка,
Заморим мы червячка!
Н. Нищева
«Художественно – эстетическое развитие»
Рисование «Грачи», «уточки на озере».
Аппликация «синичкин день».
Конструирование (оригами) «Птички».
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».
Рисование на асфальте птиц
«Физическое развитие»
Подвижные игры:
«Птички в гнездышках», «Птица и кошка», «Перелет птиц», «Поймай и назови» (с мячом, «Лягушка и цапля», «Филин и пташки», «Пчелки и ласточка», «Гуси-лебеди».
Физкульминутки:
Перелетные птицы
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)
Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Дыхательная гимнастика:
«Подуй на лебединое перышко».
Взаимодействие с родителями.
Мероприятия по работе с родителями:
1. Предложить родителям список литературы для совместного прочтения художественных произведений по теме недели.
2. Рекомендовать родителям экскурсию с детьми к пруду, в парк.
3. Выставка совместных с детьми рисунков и творческих работ по теме недели.
4. Консультации по теме недели.
5. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению поделок.
6. Предложить родителям вместе с детьми сделать кормушку для птиц.
3 этап заключительный
- Викторина: «Птицы – наши друзья».
Цель: Закреплять знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; выделять взаимосвязь в природе. Закреплять умение понимать и расшифровывать модели. Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через иллюстрации, художественное слово, игры.
- Изготовление папки – передвижки на тему «Перелетные птицы»;
- Организация выставок детских работ.
Достигнутый результат:
1. У детей появился интерес к жизни перелётных птиц, инициатива больше узнавать о них.
2. Дети знают названия, внешний вид и причины отлёта перелётных птиц.
3. Умеют составлять рассказ о перелётных птицах.
4. Развивающая среда группы пополнена материалами по теме проекта.