Надежда Зарипова
Краткосрочный познавательно-творческий проект в младшей группе «Я и моя семья»
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья- это сложно!
Но счастливо жить одному очень сложно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Публикация «Краткосрочный познавательно-творческий проект в младшей группе „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий, детско- родительский.
Участники: дети в возрасте 3-4 лет, родители воспитанников, педагоги.
Срок реализации проекта: 4 недели
Основание проекта: у детей недостаточно сформированы знания о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Цель проекта: Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье. Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями.
Задачи проекта:
• Обобщить и закрепить знания детей о семье, как о людях, живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра, любящих друг друга, заботящихся о друг друге.
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
• Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
• Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
-Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи.
-Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
-Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
Актуальность темы:
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно.
Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Подготовительный этап
- Подбор методической литературы по данной теме.
- Разработка конспектов бесед, бесед рассуждений.
- Подбор детской художественной литературы.
- Подбор дидактического материала, наглядных пособий (картины, иллюстрации).
- Подбор и создание сюжетно-ролевых, мультимедийных, подвижных, словесных и дидактических игр.
Основной этап
- Беседы, беседы-рассуждения: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «С кем я живу», «Бабушка и дедушка», «Где работают мои папа и мама», «Я и мой дом», «Моя семья», «Папа-мой лучший друг», «Что такое хорошо, что такое плохо».
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Семья».
- Оформление фотоальбома: «Моя семья».
- Составление рассказов о своей семье (с использованием фото).
- Решение проблемных ситуаций: «Цыплёнок не знает кто его родители!»; «Цыпленок не умеет помогать родителям».
- Чтение произведений о семье: С. Маршак «Сказка об умном мышонке»; рус. нар. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди»; С. Капутикян «Моя бабушка»; А. Барто «Младший брат», «Мама уходит на работу; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
- Заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок о семье.
- Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Дочки матери».
- Дидактические игры: «Кого как зовут», «Маленькие помощники», «Составь семью», «Наша дружная семья», «Сложи картинку», «Найди пару. Мама-детеныш» (с применением технологии «говорящие стены»).
- Словесные игры: «Назови ласково», «Кто главный», «Мою маму зовут…», «Очень мамочку люблю…».
- Подвижные игры: «Гуси - гуси»; «Птички в гнёздышках»; «В руки руль скорей бери и семью всю прокати»; «Маленькие и большие ножки», «Парами на прогулку»; «Наседка и цыплята»;
- Пальчиковые игры: «Семья», «Кто живёт у нас в квартире?», «Есть у каждого свой дом».
- Строительные игры: «Домик для моей семьи»; «Мебель для моей семьи (стол, стул, диван, кресло)».
- Мультимедийные игры: «Четвертый лишний», «Кто, что делает?», «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы).
- Театрализация по сказке «Репка».
- Продуктивная деятельность «Самолет для папы».
Заключительный этап
- Анализ результатов проекта.
- Просмотр мультфильма «Малышарики-матрешки».
- Коллективная, творческая работа: Плакат «Заповеди дружной семьи».
Работа с родителями:
1. Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»
2. «День добрых дел» (уборка снега на участке вместе с ребенком)
3. Наглядно-текстовая информация: «Возрастные особенности детей 3-4 лет», «Стишки про семью», «Как реагировать на детские истерики»
4. Буклеты для родителей: «Секретики для мамы, чтобы создать дружеские отношения с ребенком…», Практические советы по воспитанию организованности
5. Онлайн-марафон «Наши зимние, семейные развлечения»
6. Создание семейного древа «Моя семья».
Оценка результатов:
В результате данной работы дети познакомились с такими понятиями, как «семья», «имя» и «фамилия», больше узнали о своей семье, её членах (папа, мама, брат, сестра, дедушка, бабушка). Активизировалась речевая активность детей (с использованием художественного слова и познавательных бесед). Так же овладели игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации.
Достигнутые результаты позволяют сделать выводы о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта, мы получили положительный результат.
У детей повысились знания в области нравственно-патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.
Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми на основе игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные игры и т. д.) и наглядности (фотоальбом «Моя семья», Онлайн-марафон «Наши зимние, семейные развлечения», семейное древо «Моя семья»).
В результате работы самых активных семей в группе появился фотоальбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривали фотоальбом и каждый ребёнок с гордостью рассказывал о своей замечательной семье.
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно- патриотическом воспитании детей, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.