МАРИЯ ОДИНЦОВА
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект «Светлая Пасха»
Проблема: значимая для детей, на решение которой направлен проект : дети недостаточно знают об обычаях и обрядах, связанных с праздником Пасхи.
Актуальность: Духовно - нравственное воспитание детей в детском саду - основа возрождения к истокам российской культуры. Чем больше мы будем знать о русских культурных традициях своей страны, тем больше будем воспитывать в детях ценности культуры в традициях. Пасха – самый радостный и самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Чтобы наши дети больше знали о русских народных праздниках, умели отмечать их так, как того требуют обычаи, мы разработали познавательно – творческий проект «Светлая Пасха».
Публикация «Краткосрочный познавательно-исследовательский проект „Светлая Пасха“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель: знакомство детей с христианским праздником СВЕТЛОЙ ПАСХИ и его обычаями.
Задачи:
1. Знакомство детей с православным праздником, расширение их представления о народных обычаях и традициях.
2. Развитие эмоциональной сферы, чувства сопричастности к всенародным торжествам.
3. Развитие творческих способностей (конструктивных и изобразительных) в процессе росписи и украшения пасхальных яиц, применяя разные материалы.
4. Развитие навыка рассказывания стихотворений о Пасхе с соблюдением интонаций, приобщение к словесному искусству.
5. Развитие свободного общения детей со взрослыми.
Тип проекта : познавательно- исследовательский
Участники проекта : дети возрастной группы 6-7 лет, воспитатели, родители.
Объект проектной деятельности : познавательная активность.
Предмет: процесс развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Обеспечение проекта :
Методическое: педагогическая, методическая, детская, художественная литература.
Диагностическое: диагностический материал, дидактический материал.
Материально-техническое: карандаши, краски, цветная бумага, рассказы, иллюстрации, дидактические игры.
Интегрируемые виды деятельности:
игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, словесные игры);
познавательно- творческая деятельность (беседы);
продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок);
-коммуникативная деятельность (беседы, заучивание стихов,потешек);
двигательная деятельность (подвижные, народные игры);
музыкально-художественная деятельность (слушание музыки, разучивание песен, игр);
чтение художественной литературы (восприятие произведения с решением проблемных ситуаций).
Структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (образовательные области)
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Социально-коммуникативное развитие.
4. Физическое развитие.
5. Художественно-эстетическое развитие.
Гипотеза: данный проект позволит повысить познавательную деятельность детей, расширит их кругозор.
Ожидаемые результаты: Умение применять полученные знания и умения на практике; Развитие творческого воображения и эмоциональной отзывчивости;
• Общее представление детей о празднике «Пасха».
•
Этапы реализации:
1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы
2 этап: составление перспективного плана работы
3 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.
4 этап: выставка детских работ и совместных поделок с родителями по теме: «Светлая Пасха»
Тематическое планирование совместной деятельности в процессе реализации проекта «Великая Пасха»
Направление Дошкольный возраст 6-7 лет
Тематические беседы, совместная деятельность Беседа на тему «Что такое Пасха?», «Праздник Пасха», «Почему мы красим яйца?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»; составление рассказов «Как мы дома празднуем Пасху?
ОО Художественно-эстетическое развитие Рисование на объёмной форме скорлупе яйца «Чудо- писанки», рисование «Открытка к Пасхе».
Аппликация «Пасхальный кулич», аппликация «Яйца к Пасхе»
Дидактические игры Пасхальные игры «Катание яиц», «За двумя зайцами», Игра «Найди яйцо», «Кто найдёт больше яиц?», хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», «Эстафета с яйцами», сюжетно-ролевая игра «Праздник».
Художественное слово Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, чтение стихотворения А. Плещеева «Христос Воскрес»
Взаимодействие с родителями Консультация для родителей «Пасха - главный православный праздник года», «Пасха, светлая пасха!»
Родителям рекомендуется: в канун Пасхи посмотреть с детьми
мультипликационный фильм «Великая книга: Пасхальная история».
Выставка совместных с детьми работ по аппликации «Украшение пасхальных яиц и куличей»
Итоговое мероприятие :Праздник «Светлая Пасха»
План реализации проекта
I этап - подготовительный
Срок Реализации Этапы реализации Запланированные мероприятия
Апрель
Предварительная работа по подготовке проекта подбор необходимой литературы по теме
информирование родителей о реализации проекта
Подобрать дидактические, сюжетно- ролевые и подвижные игры по теме проекта.
Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми
Понедельник
06.04.2020г Реализационный
(практический) Беседа на тему «Что такое Пасха?».
Цель: расширять представления детей о народных и православных праздниках; формировать уважительное отношения к культуре русского народа.
Вторник
07.04.2020г Реализационный
(практический) Аппликация «Пасхальный кулич»
Цель: развивать воображение, творческий подход к работе.
Подвижная игра «Курочка - Петушок».
Цель: учить детей участвовать в играх, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Среда
08.04.2020г. Реализационный
(практический) Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, чтение стихотворения А. Плещеева
«Христос Воскрес»
Цель: расширять интерес детей к художественной и познавательной литературе.
Четверг
09.04.2020г. Реализационный
(практический)
Сюжетно-ролевая игра «Праздник».
Цель: совершенствование и расширение игровых замыслов и умений детей.
М.
Пятница
10.04.2020г. Реализационный
(практический) мультипликационный фильм «Великая книга: Пасхальная история».
Выставка совместных с детьми работ по аппликации «Украшение пасхальных яиц и куличей»
Итоговое мероприятие :Праздник «Светлая Пасха»
Цель: Знакомство детей с православным праздником, расширение их представления о народных обычаях и традициях.
3 этап – заключительный
Апрель
1. Оценка результатов проделанной работы с детьми
2. Самоанализ результатов педагогической деятельности.
3. Объективная оценка проделанной работы.
4 - итоговый
Апрель
Консультация для родителей «Пасха - главный православный праздник года», «Пасха, светлая пасха!»
Родителям рекомендуется: в канун Пасхи посмотреть с детьми
Выставка совместных с детьми работ по аппликации «Украшение пасхальных яиц и куличей»
Итоговое мероприятие :Праздник «Светлая Пасха»
Список литературы.
1. Т. Барнс «Библия для детей». Астрель, АСТ, 2007г.
2. Н. В. Бредихина «Рождество и Пасха в детской литературе». Астрель, АСТ, 2006г.
3. «Празднуем Пасху всей семьёй» (перевод С. Н. Одинцовой; под редакцией Т. Лёвкиной). Москва. Торговый дом «Издательство Мир книги», 2006г.