Валентина
Краткосрочный, исследовательско — творческий проект «Вода, вода, кругом вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный, исследовательско - творческий проект
«Вода, вода, кругом вода»
Актуальность: Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование природоохранного сознания необходимо воспитывать у детей с раннего возраста, когда ребенок только в самом начале пути по познанию окружающего мира, открытию удивительного мира природы.
Публикация «Краткосрочный, исследовательско — творческий проект „Вода, вода, кругом вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
Но проблема в том, что родители не всегда понимают значение экологического воспитания. Они уделяют недостаточно внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы, не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы, не привлекают детей к совместному труду в природе.
Поэтому задача экологического воспитания ложится на детский сад и другие образовательные учреждения. Мы должны стимулировать интерес ребенка к природе. В рамках нашего проекта дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Но самое главное, что вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Структура проекта
Название проекта Вода, вода, кругом вода.
Тип проекта Исследовательский, творческий, краткосрочный, групповой
Цель Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи Образовательные области
Физическая культура Разучить подвижные игры, физминутки по теме “Вода”.
Здоровье Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться.
Безопасность Познакомить с правилами безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием в процессе проведения опытов, экспериментов.
Социализация Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща.
Труд Формировать трудовые навыки в ходе организации опытов: подготовить и убрать рабочее место.
Познание Расширить и углубить представления детей о воде, её свойствах, состояниях. Сформировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей. Обобщить сведенья детей о водоёмах, о водном транспорте.
Коммуникация Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные, диалоги (вопросно-ответные, коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов.
Чтение художественной литературы Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме “Вода”.
Художественное творчество Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме.
Музыка Познакомить со звуками природы, связанными с водой: шум дождя, моря и т. п. Разучить детские песенки о дожде, реке, море.
Участники проекта Дети, воспитатели, родители.
Сроки выполнения 14.03.2022-25.03.2022
План подготовки и реализации проекта
Деятельность педагогов 1. Составить план работы по реализации проекта.
2. Пополнить уголок экспериментирования материалами и оборудованием.
3. Разработать картотеку бесед, наблюдений, опытов по теме.
4. Разработать цикл занятий по художественной деятельности для создания творческих работ по теме.
5. Разработать итоговое занятие с использованием опытно – экспериментальной деятельности.
6. Создать наглядный материал «Художественное слово о воде».
7. Организовать выставку детских творческих работ по теме.
8. Провести просветительскую работу с родителями по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Познакомить родителей с содержанием консультации “Как организовать опыты с водой дома”.
Создать информационный материал:
• Для родителей: памятки и консультации.
• Для детей: презентации, интерактивные физминутки, слайд-шоу по теме.
Деятельность детей Рассматривание иллюстраций по теме “Вода в природе”.
Знакомство с содержанием презентации по теме “Что такое вода?”.
Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде.
Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей из цикла “Звуки природы” : “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
Выполнение детских творческих работ по теме проекта.
Наблюдения за явлениями, связанными с водой.
Опыты с водой.
Деятельность родителей Знакомство с содержанием стендовой информации.
Совместная с воспитателями работа по пополнению уголка экспериментирования.
Проведение опытов с детьми дома по теме “Чудесные превращения воды”.
Практический результат Практические разработки материала по теме проекта, пополнение уголка по познавательно-исследовательской деятельности.
Планируемый результат реализации проекта Дети имеют представление о воде, её состояниях, свойствах. Знают о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле. Понимают значение символов моделей, умеют их применять в НОД. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
Перспективный план работы с детьми
Дата Содержание
I неделя
05 – 08.11.2013 г. Беседа №1 “Вода вокруг нас”.
Беседа №2 “Вода вокруг нас” (продолжение).
Беседа №3 “Путешествие капельки”.
Наблюдение №1 – за водой.
Наблюдение №2 – за испарением.
Опыт №1 “Вода прозрачная”.
Опыт №2 “У воды нет цвета, вкуса и запаха”.
Опыт №3 “Вода жидкая”.
Просмотр слайд-шоу “Природные водоёмы”.
Аппликация “Дождевая тучка”.
Загадки о роднике, ручейке, озере.
Подвижные игры “Пройди через речку по мостику”, “Ручеёк”, пальчиковая игра
“Рыбка в озере живёт”.Физминутка “Дождик”.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы” : “Звонкий ручей”.
Чтение стихотворений “Сколько знаю я дождей” (А. Тараскин, “Ручеёк” (Т. Жиброва).
Заклички, пословицы, поговорки.
II неделя
11 – 15.11.2013 г Беседа №4 “Вода нужна всем”.
Беседа №5 “Волшебница вода”.
Беседа №6 “Берегите воду”.
Наблюдение №3 – за растениями.
Наблюдение №4 – за снегом.
Опыт №4 “Вода не имеет формы”.
Опыт №5 “В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются”.
Опыт №6 “Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах”.
Просмотр слайд-шоу “Водопады”.
Коллективная работа “Рыбки в море”.
Загадки о болоте, реке, водоёме.
Подвижная игра “ Болото: с кочки на кочку”, пальчиковая игра “Вышел дождик погулять”.
Интерактивная физминутка “Весёлое болото”.
Прослушивание аудиозаписи – детская песенка “Дождь в ладошках”.
Прослушивание аудиозаписей из цикла “ Звуки природы: шум водопада”.
Лепка “Озеро с камышами”.
Чтение стихотворений “Что случилось с рекой” (Б. Заходер, “ Капля дождевая”
(Т. Маршалова).
Заклички, пословицы, поговорки.
Литература
Список литературы:
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
• Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы.
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа –МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
• Т. А. Шорыгина Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. Творческий центр Сфера Москва 2012 г.
• Т. А. Шорыгина Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. Творческий центр Сфера. Москва 2011г.
• О. А. Скоролупова Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Вода». Москва 2016г.
Приложение
Беседы
Беседа №1 «Вода вокруг нас» Цель первой беседы заключается в том, чтобы познакомить ребенка с понятием «вода» и дать ему общие представления о том, в каких состояниях может прибывать вода на Земле. В ходе беседы можно использовать глобус в качестве наглядного пособия. Покажите ребенку, что на нашей планете больше воды, чем суши. Объясните ребенку, что в озёрах и реках вода без вкуса, а морях она соленая. Также в ходе этой беседы стоит объяснить ребенку, откуда берётся вода. И то, что вода, которая течет в подземных, реках очень ценится людьми, ведь она считается самой чистой и вкусной. Совет: иногда даже реклама воды может стать отличным примером того, насколько дорого ценится питьевая вода.
Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение) Цель второй беседы – донести до детей всю важность воды для человечества. Во время второй беседы стоит объяснить ребенку, что хоть воды и много на Земле, далеко не вся она подходит для человека. Ведь пьем мы только перстную и чистую воду, а не соленую. Вот как раз соленой у нас гораздо больше. Стоит также добавить, что существуют страны, в которых водный кризис. Поэтому воду нужно беречь.
Беседа №3 «Путешествие капельки» (рисуем круговорот) Цель данной беседы – дать детям понять, как в природе происходит круговорот воды. В ходе беседы может понадобиться наглядное пособие – картинка с изображением того же круговорота, но рисование с детьми будет лучше. Преподнести этот процесс ребенку можно как то, что капелька воды живет в море. Но иногда эта капелька путешествует на тучку. На тучке собирается много капелек, а затем все они спускаются на землю и вместе с ручейками попадают в реки, а с рек снова к себе домой – в море. Можно провести эксперимент с испарением воды.
Беседа №4 «Без воды нет жизни» Целью беседы №4 является формирование у ребенка представления о том, что животные и растения не могут жить без воды. В ходе беседы можно привести ребенку пример с растениями в природе. Ведь их время от времени поливает дождик. А вот если не поливать растение в горшочке, то в скором времени оно просто засохнет и погибнет. Именно поэтому нужно всегда следить, чтобы у растений было достаточно влаги. Также можно привести пример с животными, которые в условиях дикой природы могут попить из природного водоема, а вот в домашних условиях — только в том случае, если мы им поможем.
Беседа №5 «Волшебница вода» Целью данной беседы является пояснение детям таких фундаментальных понятий, как дождь, туман, снег и другие. В ходе беседы важно обратить внимание детей на то, что вода очень часто предстаёт перед нами в разных состояниях. Иногда она жидкая, а иногда и твердая. Также следует обратить внимание детей на многообразие окружающей среды, которое создается именно благодаря волшебству воды.
Беседа №6 «Берегите воду» Цель данной беседы – научить детей экономить воду, сформировать у них мысль, что вода – это ограниченный ресурс, который нужно беречь. Объяснить детям, почему воду стоит беречь достаточно просто. Например, можно рассказать ребенку о том, какой путь вода проделывает, прежде чем попадет к нам в кран, и мы ее воспользуемся. Также можно рассказать о том, что сначала вода находится в реке, человек может направлять ее в трубы. Однако она все равно не сразу попадает к нам в дом, ведь мы получаем очищенную воду. Для того чтобы наша вода была чистой работает очень много людей и их труд нужно уважать. Поэтому нужно всегда закрыть кран и переводить воду попусту.
Опыт с водой
Эксперимент «Переход воды из жидкого состояния в твердое»
Мы взяли формочки для льда залили их водой и оставили за окном. Через сутки мы обнаружили, что вода превратилась в лед.
Вывод: под воздействием низкой температуры вода перешла из жидкого состояния в твёрдое, превратилась в лёд.
Эксперимент «Переход воды из жидкого состояния в газообразное, из газообразного в жидкое».
Мы нагрели воду в электрическом чайнике, налили ее в бутылку и стакан закрыли, бутылку крышкой, а стакан тарелкой. Вскоре нижняя сторона крышки и тарелки стали влажными, на них появились капли, которые начали падать вниз.
Вывод: вода из жидкого состояния перешла в газообразное и из газообразного в жидкое.
Эксперимент «Переход воды из твердого состояния в жидкое»
Мы взяли лед и положили его в стаканчики и на ладошки. Через некоторое время мы заметили, что лед превратился в воду.
Вывод: под воздействие тепла лед начал таять, то есть перешел из твёрдого состояния в жидкое.
Опыт «Сравнить свойства воды, льда, снега»
Мы взяли емкости со снегом, водой, льдом. Рассмотрели, сравнили и решили проверить, что произойдет, если их соединить. Через некоторое время мы выяснили (вывод) : если опустить в воду снег и лед, то они растают; вода становится холоднее; при взаимодействии воды и льда, вода остается прозрачной, а при взаимодействии воды и снега, вода теряет прозрачность, становится мутной; снег и лед не взаимодействуют.
Опыт «Куда делась вода?»
Взяли три одинаковые стакана с водой, сделали отметку уровня, поставили в разные условия: один стакан между оконными рамами, другой поместили на батарею, третий оставили в группе. В течение недели мы наблюдали, делали отметки на стенках стаканчиков. Через неделю мы сравнили стаканчики и увидели, что уровень воды в стаканчиках изменился.
Вывод: в тепле испарение происходит быстрее, чем в холоде.
Следующие наши эксперименты и опыты доказывают вторую часть нашей гипотезы о свойствах воды.
Опыт «Вода не имеет формы»
Мы взяли сосуды разной формы и начали поочередно наливать в них воду. Через некоторое время мы заметили, сколько бы мы не наливали воду в сосуды, вода постоянно принимает их форму.
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт «Вода прозрачна, не имеет цвета»
Для этого эксперимента мы взяли стакан с водой и молоком опустили в каждый стакан ложки и увидели, что в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
Вывод: вода прозрачная и не имеет цвета.
Эксперимент «Вода не имеет запаха»
Мы взяли два стакан с водой, понюхали, вода не пахнет. Затем в один стакан добавили сок лимона. Понюхали, вода стала пахнуть лимоном.
Вывод: вода не имеет запаха, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает запах этого вещества.
Эксперимент «Вода не имеет вкуса, но является хорошим растворителем»
Мы взяли два стакан с водой, попробовали, у воды не оказалось никакого вкуса. Затем в один стакан добавили сахар, размешали, посмотрели, сахара в стакане не оказалось. Попробовали, вода стала сладкой, так как сахар растворился в воде.
Вывод: вода не имеет вкуса, но если в нее добавить какое-либо вещество, она приобретает вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем
Конспект итогового занятия по реализации исследовательского творческого коллективного проекта
«Вода, вода, кругом вода» на тему «Путешествие в царство воды»
Цель: Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи: Уточнить и обобщить сведенья детей о воде, её свойствах, состояниях, формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле, развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей, закрепить представления детей о водоёмах, активизировать познавательно-исследовательскую деятельность в процессе проведения опытов с водой, воспитывать бережное отношение к воде.
Материал и оборудование:
Кубики «Мягкий модуль», коррекционная дорожка «Следочки», стол с набором материалов и оборудования для проведения опытов, символы-модели, аудиозаписи «Шум моря», «Морской прибой», интерактивная доска, презентация «Вода, вода, кругом вода».
Ход занятия
Звучит аудиозапись «Шум моря».
Воспитатель: – Ребята, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?
Дети: – Шум моря, воды.
Воспитатель: – Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду : в океанах, морях, реках и озёрах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.
Воспитатель: – Ребята, а для чего нужна вода человеку?
Дети: – Человек пьёт воду, моется, готовит, поливает огороды, сады, избавляется от грязи с помощью воды.
Воспитатель: – Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?
Дети: – Вода нужна животным, растениям, насекомым. Без воды живые существа не смогут выжить.
Воспитатель: – Ребята! Хотите отправиться в путешествие в «Царство воды»?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Без лодки нам не обойтись. Давайте вместе построим лодку!
Дети под аудиозапись «Морской прибой» строят «лодку» из мягкого модуля и «садятся и плывут». Навстречу выходит Капелька (ребёнок в костюме).
Воспитатель: – Кто это перед нами?
Капелька: – Я весёлая сестричка! Я – подруженька водички!
В океане и реке, ты найдёшь меня везде!
Воспитатель: – Ребята! Мы попали в гости к Капельке!
Капелька: – Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть! Я столько интересного хочу вам рассказать о воде!
Воспитатель: – Капелька, не торопись. Ребята много знают о воде. Они тебе сами всё расскажут и покажут. Ребята, вспомните наши опыты и скажите, вода имеет вкус, цвет, запах?
Дети: – Нет.
Воспитатель: – Но вода может быть и другой! Давайте проведём опыт. Подойдите к столу. Дети подходят к столу с опытами
Проведение опыта на выявление свойств воды: вода может растворять некоторые вещества, приобретая их цвет, вкус, и запах.
Воспитатель: – Ребята, можно сделать вывод: вода может растворять некоторые вещества. И тогда вода приобретает цвет, вкус и запах этих веществ.
Воспитатель: – Ребята, вы молодцы – хорошо потрудились, проводя опыты. Давайте немного отдохнём. Какое у нас время года?
Дети: – Осень!
Воспитатель: – Ребята, а осенью часто идёт дождь и на дорогах появляются…
Дети: – Лужи!
Воспитатель: – Правильно! И детям для прогулки нужны сапожки. Давайте проведём небольшую разминку, которая так и называется «Сапожки».
Физминутка «Сапожки»
Нарядили ножки в новые сапожки. Выставляют носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на месте
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлёпайте. Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки берегите! Прыжки на месте
Капелька: – Ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт. Вы знаете, что в море вода не пресная, а солёная?
Дети: – Да!
Капелька: – А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?
Дети: – Нет!
Показывает опыт с солёной водой и яйцом.
Воспитатель: – Какой можно сделать вывод?
Дети: – В солёной воде предметы не тонут.
Воспитатель: – Спасибо, Капелька! Теперь ребята знают больше о воде.
Капелька: – За вашу активность и ваши знания я дарю вам капельки. Дарит детям модели-символы воды «капли».
Воспитатель: – Нам снова пора в путь! Я вижу какие-то льдинки. Да это же дорожка! Давайте пойдем! Интересно, куда она нас приведёт. Проходят по коррекционной дорожке «Следочки».
Воспитатель: – Что это за царство? И кто здесь живет? Навстречу выходит Льдинка (ребёнок в костюме).
Льдинка: – Льдинки замок украшают, как кристаллики, звенят,
А прозрачные сосульки так приятно леденят!
Во дворце повсюду стужа, я владею царством льда.
И везде снежинки кружат. Лёд, снежинки – всё вода!
Воспитатель: – Ребята! Где мы оказались?
Дети: – В царстве льда.
Льдинка: – В моё царство залетела птичка и замёрзла.
Воспитатель: – Надо скорее освободить птичку из ледяного плена! (Игрушечная фигурка птички предварительно заморожена в формочке).
Воспитатель: – Ребята, что можно сделать, чтобы лёд растаял?
Дети: – Положить на батарею, оставить на солнце, погреть в руках, подышать на лёд, добавить горячей воды.
Воспитатель: – Если мы положим на батарею птичку, лёд будет таять медленно, а если в руках лёд греть – руки замёрзнут.
Дети: – От горячей воды лёд быстро растает.
Воспитатель кладёт птичку в миску, и добавляют горячей воды.
Все наблюдают, как тает лёд.
Воспитатель: – Птичку мы освободили, теперь она вернётся в лес!
Льдинка: – На память я хочу подарить вам льдинки. Дарит детям модели-символы льда «сосульки».
Воспитатель: – А теперь, ребята, садитесь на стульчики. Скажите, в каких царствах воды мы побывали?
Дети: – В царстве капельки и льдинки!
Воспитатель: – Правильно! А какое водное царство ещё существует? Оно лёгкое, воздушное.
Дети: – Царство пара!
Воспитатель: – Молодцы! У вас есть подарки – «капельки» и «сосульки». Я каждому из вас тоже дарю подарок – это «облачко», символ, означающий газообразное состояние воды. Все подарки вам пригодятся в игре. А сейчас мы посмотрим интересную презентацию. Но не просто посмотрим: мы будем беседовать, загадывать загадки, играть и даже танцевать. А вы постарайтесь вспомнить всё, что вы уже знаете о воде.
Презентация «Вода, вода, кругом вода».
Итог занятия.
Анализ, оценка, привлечение детей к обсуждению итога.
Фотоотчёт
Аппликация «Дождевая тучка»
Коллективная работа «Рыбки в море»
Лепка «Озеро с камышами»
Опыты с водой