Полякова Татьяна
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Красота родной речи» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по нравственному воспитанию на тему :
«Красота родной речи»
составила:
воспитатель
Полякова Т. С.
Цель:
- расширить представление детей о красоте родного языка, приобщить к социокультурным нормам, традициям разных народов.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «родной язык»,
Публикация «Конспект занятия по нравственному воспитанию „Красота родной речи“ для старших дошкольников» размещена в разделах
«толерантность»;
- активизировать словарь по данной теме;
- углубить и обобщить знания детей о народах Крыма, их языке, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
Развивающие:
- развивать толерантное, доброжелательное отношение, мыслительную активность, культуру речи, умение ясно и грамотно излагать свои мысли.
Речевые:
- развивать навыки творческого высказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом высказывании; формировать навыки выражения собственного мнения;
- развивать связную речь, навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитательные :
- воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, воспитывать любовь к своему родному и русскому языку, патриотические чувства;
- прививать любовь к родному краю.
Оборудование и материалы:
- элементы национальных костюмов народов Крыма, презентация «Народы Крыма», картинки к пословицам, силуэты людей, самоклеющаяся бумага, аудиозапись, фонарик в виде сердца, ширма.
Предварительная работа:
Беседа «Малая родина».
Экскурсия в мини-музей «Культура и быт народов Крыма».
Слушание аудиозаписей «Песни народов Крыма».
Дидактическая игра «Культура и быт народов Крыма».
Раскрашивание «Национальные костюмы народов Крыма».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра «Здравствуй друг»
«Встанем рядышком по кругу,
скажем «Здравствуйте» друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется - утро доброе начнется!
Воспитатель : Ребята, какие вы красивые, веселые, улыбчивые. Давайте внимательно рассмотрим друг друга, а чем вы отличаетесь друг от друга? (ответы детей).
Воспитатель : Правильно, мы отличаемся внешностью, характером, и национальностью. Чем же отличаются люди разных национальностей?
Ребенок: У людей разных национальностей есть свой язык.
Воспитатель : Правильно, и я предлагаю вам поздороваться на своем родном языке. А вам, ребята нужно будет угадать, на каком языке с вами поздоровались, и вспомнить, как ответить на это приветствие.
Воспитатель : Как по - разному прозвучали приветствия, а давайте назовем народы, которые населяют наш Крым.
Дети: В Крыму живёт много русских, украинцев, крымских татар, евреев, армян, греков, немцев, болгар, караимов, крымчаков, белорусов, чехов, поляков, турок, венгров, молдаван, эстонцев, корейцев, ассирийцев
(дети просматривают презентацию «Народы Крыма»).
Воспитатель : А для того, чтобы правильно назвать, на каком языке говорит человек, я предлагаю вам поиграть в игру «Образуй прилагательное». Если народ армяне, то язык у них ….
Воспитатель : А чем еще отличаются люди разных национальностей? (Костюмами).
Воспитатель : Да, ребята, а сможете ли угадать элемент костюма по описанию (дети за ширмой берут элемент одежды, описывают его, надевают на ребенка, который угадал и назвал его).
Какие разные и красивые костюмы, как они вам к лицу. Мы выяснили, что у разных народов свой язык, свои костюмы, а еще у каждого народа свои игры. Давайте вспомним игры разных народов.
Русские народные игры : Горелки, Заря, Гуси-лебеди, Кот и мышь.
Украинские народные игры : Лисичка, Панас, Высокий дуб, Скачет зайчик.
Крымскотатарские игры: Колечко, Мермерша, Байга, Мормалы.
А мы с вами поиграем в игру, в которую играют все народы «Хоровод дружбы» (с музыкальным сопровождением).
Воспитатель : Ребята, а на каком языке мы с вами общались все это время, какой язык в нашей стране помогает людям разных национальностей понимать друг друга? (ответы детей).
Почему русский? (потому что мы живем в России).
А как называют жителей нашей страны? (россияне).
Воспитатель : А как называется наш с вами край, наша малая Родина? (Крым).
Почему у нас так долго тепло и много солнечных дней? (Мы живем на юге). У нас теплый и солнечный край и мы все его очень любим. Давайте вспомним, как мы радуемся Крымскому солнцу.
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех я вас приветствую!
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Воспитатель : Послушайте загадку и если вы правильно ответите, то узнаете, из чего состоит наша речь?
Загадка:
Всему название дано-
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами, -
И всё, что в памяти у нас,-
Означено…. (словами)
Воспитатель : Теперь мы знаем, что наша речь состоит из слов. Слово в жизни человека играет огромную роль, словом можно окрылить человека, а можно и ранить, поэтому перед тем, как сказать, хорошенько подумайте. Чтобы вы не забывали об этом, я предлагаю провести небольшой эксперимент. Посмотрите, что это за силуэты перед вами (силуэты людей, какие они? (разные). Возьмите силуэт, который вам нравится, а теперь возьмите кружок из самоклеющейся бумаги, и представьте, что кружочек это обидное слово, приклейте его на силуэт, погладьте, а теперь попробуйте отклеить (дети выполняют задание).
Что случилось с силуэтом (ответы детей).
Воспитатель : Да, ребята, силуэты порвались, на них остался след, а на некоторых даже образовалась дырочка на этом месте, вот так и у человека, которого обидели словами - остаются боль и обида.
Во все времена люди разных национальностей задумывались над силой слова и придумывали пословицы, поговорки, сказания. И я хочу напомнить вам о некоторых из них. Перед вами находятся картинки, вам необходимо выбрать любое изображение и вспомнить, какая к нему подходит пословица.
Пословицы:
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь;
Сказал, что отрубил;
Петь хорошо вместе, а говорить порознь;
Много слов, да мало дела. Много крику, мало толку. Поменьше слов, по больше дела.
Доброе слово и кошке приятно;
Воспитатель : Вот видите, ребята, как важно думать, перед тем, как что-то говорить. И неважно, на каком языке вы говорите, признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. И очень важно ценить, уважать всех людей и любить свою Родину.
У меня в руках волшебное сердечко, давайте каждый из вас скажет, почему и за что он любит свою Родину (дети по кругу передают сердечко, и говорят слова признания и любви к своей Родине).
Посмотрите, оно засверкало, вот каким сильным может быть слово, поэтому дарите друг другу улыбки, говорите приятные, добрые слова и будьте счастливы!