Лариса Колотовкина
Занятие по математике в старшей группе. Космическое путешествие
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара"
Занятие по математике в старшей группе.
Цель: познакомить детей с созвездием Кассиопеи, созвездием Цефея, созвездием Ориона. Закрепить знания о планетах Солнечной системы; смысл сложения и вычитания; состав числа 4-5; обратный счет; пространственные отношения «между», «посередине»; представления о замкнутой линии; умение сопоставлять цифры 1-10 с количеством предметов; различать треугольники и четырехугольники. Развивать мелкую моторику, память, внимание, воображение, речь. Учить беречь и любить свою планету Земля.
Публикация «Занятие по математике в старшей группе, Космическое путешествие» размещена в разделах
Материал: большой лист с изображением планет Солнечной системы; рисунки
созвездий: Большой Медведицы Кассиопеи, Цефея, Ориона; «полётные» листы с заданиями для детей. Модель (разрезная) звездолёта; карандаши, фломастеры.
Ход занятия
- Ребята, вы знаете, что в бесконечном пространстве космоса существует множество планет. А сколько планет в нашей Солнечной системе (9?
- Назовите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- Ребята, посмотрите, художник нарисовал нашу Галактику. Всё ли правильно он изобразил?
(Показываю рисунок, на котором планеты Солнечной системы расположены в беспорядке)
Дети: Нет, у каждой планеты своё место.
В-ль: Исправьте, пожалуйста, ошибки и расставьте планеты на свои места.
(Дети расставляют планеты, начиная от Солнца, с 1-9)
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
- Назовите самую большую планету. Под каким номером она находится? (Юпитер, №5)
- Назовите самую маленькую планету. Какой её номер?
(Плутон, №9)
- Назовите планету, самую близкую к Солнцу.
(Меркурий)
-Назовите планету, которая находится между 6 и 8 (Уран, №7)
- Между 5 и 7 (Сатурн №6)
- Назовите планету, которая находится между Венерой и Марсом?
(Земля №3)
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определён,
Но только на Земле
Мир жизнью заселён.
- Ребята, вы хорошо знаете названия планет, их расположение и я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Хотите? (да)
- В полете, каждый космонавт должен выполнять космические правила. Назовите их.
1. Космонавтом хочешь стать –
Должен много- много знать.
2. Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
3. Только дружных звездолет
Может взять с собой в полёт
4. Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на орбиты.
Все: Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
- И первое, что нам нужно сделать, это приготовить космический корабль.
(Дети из фрагментов, на доске, выкладывают космический корабль)
- Корабль готов!
Если в космос вы хотите,
Значит, скоро полетите.
Самый дружный будет наш,
Наш весёлый экипаж.
- Экипаж к полёту готов?
- Ключ на старт. Начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7,6, 5. 4, 3, 2, 1. Пуск!
- Приборы работают нормально. Наш звездолёт вышел на заданную орбиту.
- Экипаж, возьмите полётные листы.
(Дети берут листы с заданиями)
Задание №1
- Сделайте расчеты и определите, к какой планете мы сегодня полетим.
3 + 1 =
2 + 2 =
5 – 1 =
(Дети решают примеры, по результату определяют, что они полетят к планете №4 – это Марс)
- На какую планету отправляется наш космический корабль?
- Экипаж прямо по курсу зона метеоритного дождя, чтобы нам в него не попасть, обозначьте границу и область этой зоны.
Задание №2
(Дети на своих листах обозначают границу красным цветом, а область – синим)
- Внимание! Внимание! Наш космический корабль приближается к планете Марс. Здесь недавно прошла пыльная буря. Пыль осела на каменистую поверхность. Довольно холодно, но если надеть скафандры и включить утеплитель, то можно спуститься на поверхность Марса.
- Экипаж, приготовиться к посадке! Не забудьте проверить гермошлемы! Воздух на Марсе состоит из углекислого газа, а кислорода очень мало. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило запасов воздуха.
Физкультминутка
На Марс мы дружно вышли.
Поднимаем ноги выше.
Влево, вправо повернулись,
Раз нагнулись, два нагнулись,
А теперь все дружно сели, встали,
Встали, сели, и друг друга не задели.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три дыши ровней.
Будешь выполнять движенья,
Станешь крепче и сильней.
- Внимание! Внимание! В зоне видимости появились инопланетные существа, контакт не желателен. Прошу всех вернуться на корабль (дети занимают места).
- Мы покидаем планету Марс и возвращаемся на Землю.
- Посмотрите в иллюминатор, какие вы видите созвездия?
(Показываю иллюстрации с изображением созвездий Большая Медведица, Орион, Кассиопея, Цефей)
Дети: Это Большая Медведица.
- Сосчитайте, сколько в этом созвездии звёзд? (7)
- Это созвездие называется Орион, сосчитайте, сколько звезд в этом созвездии? (8)
- Это созвездие называется Кассиопея, сосчитайте, сколько звезд в нем? (5)
- Это Цефей, сколько в нем звезд? (5)
- Все эти созвездия доступны для наблюдения на территории нашей страны в любое время года.
Задание №3
- На полётном листе найдите задание №3. Сосчитайте, сколько звезд в созвездиях и зачеркните ненужные цифры.
- Пока вы выполняли задание, я сделала фотоснимок. Если вы правильно раскрасите все четырехугольники черным цветом, а треугольники голубым, то фотография проявится, и вы увидите, что я сфотографировала.
Задание №4
- Что у вас получилось? (Звезда)
-В созвездии Малой Медведицы находится Полярная звезда, которая с давних пор помогала путешественникам ориентироваться на суше и на море в Северном полушарии. Это фотография Полярной звезды.
- Пока вы выполняли задание, наш космический корабль вошел в атмосферу Земли.
- Приготовиться к посадке! 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
- Приземление!
- Ребята, правда, хорошо оказаться вновь в привычной для нас обстановке, дома.
- За что вы любите свою планету?
- Чем она отличается от других планет?
Есть одна планета- сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая, перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы, только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой похожей нету.
Я. Аким
-Спасибо вам, ребята, за внимание, за старание. Полёт наш был удачным. Вы получили новые знания, а на память я вам подарю вот такие изображения планеты Земля. Берегите и любите её, ведь больше такой нет.