Ирина Башкатова
«Космическое путешествие». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Закреплять название планет Солнечной системы. Порядок их расположения вокруг Солнца.
- Подвести детей к понятию зависимости температуры планеты от расстояния до Солнца.
-Дать детям представления о звездах, их численности, размере, цвете:
- Познакомить с созвездиями, формировать умение составлять созвездия из предложенного материала;
-Развивать воображение. Творческое мышление:
- Формировать познавательную творческую активность.
Оборудование:
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Объемная модель Солнечной Системы, гимнастические палки, карточки с изображением звезд разного цвета и размера, карточки с изображением групп звезд для объединения их в группы, маркер, карта звездного неба, фланелеграфы размером с альбомный лист по количеству детей, шерстяные нитки коричневого цвета разной длинны.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1 часть.
-Скажите, ребята, вы хотели бы отправиться в путешествие в космос? Где бы вы хотели побывать? /Ответы детей/.
Что берут с собой в дорогу путешественники?/ Дети отвечают: карту, компас, бинокль, часы и т. д/.
Для чего нужен компас? /Чтобы определить направление, стороны света – запад, юг, север, восток, чтобы не заблудиться/.
И в космическое путешествие мы возьмем с собой компас, но только не обычный, а вот такой /воспитатель показывает детям объемную модель Солнечной Системы/. Как вы думаете, что можно определить с помощью такого космического компаса?/Положение планет вокруг Солнца/.
Сколько планет вращается вокруг солнца? Давайте назовем их. /Дети называют последовательно планеты и находят их на модели/.
Посмотрите, у каждой планеты своя дорожка, по которой она бежит. Вспомните, как называются такие дорожки?/Орбиты/.
Обратите внимание, что у восьми планет орбиты круглые, а вот у девятой планеты / кстати, как ее название?/ орбита вытянутая, похожа на овал.
Еще раз внимательно посмотрите на модель, и ответьте на вопрос: какая планета ближе всего находится к солнцу? /Меркурий/. Как вы думает, какая погода на этой планете? /Ответы детей/. Да, там очень жарко. Поверхность Меркурия раскаляется гораздо сильнее, чем сковородка на плите. Смогли бы вы жить на такой планете? /Ответы детей/.
Какая планета находится от Солнца дальше всего?/Плутон/. Какая погода на этой планете?/Ответы детей/. Да, на этой планете очень холодно, ей достается меньше всего солнечных лучей.
Видите, ребята, чем ближе планета к Солнцу, тем она горячее. И чем дальше планета от Солнца, тем она холоднее.
А какая погода на нашей планете?/Ответы детей. Выяснение, где на нашей планете самые жаркие и самые холодные места/. Оказывается, наша планета вполне пригодна для жилья.
2 часть.
-Чтобы отправиться в путь, нам нужна ракета. /Ребята строят ракету из гимнастических палок/.
Организуется игра “Космонавты” : ребята маршируют по площади со словами:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!
С окончанием слов нужно успеть занять место в ракете.
-Внимание, начинаем обратный отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск!
3 часть.
Дети имитируют полет, “смотрят” в иллюминаторы.
-Ребята, посмотрите, как высоко мы оторвались от Земли. Что это за голубые пятна на ее поверхности?/Вода. Если дети скажут “океаны”, можно предложить вспомнить их названия/. А что там ещё кроме воды?/ Суша. Если дети скажут «материки или континенты», можно предложить назвать материки/.
Посмотрите, кусочки суши раскрашены в разные цвета. Что это белого, желтого, коричневого, зеленого цвета?/ Ледники, пески, горы, равнины, леса/.
4 часть. Физкультминутка.
-Мы прилетели на Меркурий, здесь очень жарко /Дети имитируют движения, что им жарко, горячо стоять на земле/.Садитесь в ракету летим дальше.
А теперь прилетели на самую холодную планету – Плутон. Ох, как здесь холодно/. Дети имитируют движения, что им холодно/.
Садитесь в ракету, летим дальше.
5 часть.
-Ребята, предлагаю надеть скафандры, и выйти в открытый космос /Дети имитируют, что надевают скафандры/. Готовы? Пошли!
Посмотрите вокруг, как много звезд. Звезды – это огромные раскаленные шары, они светятся. По размерам звезды совсем маленькие, меньше нашей планеты в тысячу раз/ показывает карточку/.
Различаются и по цвету: если звезда горячая, ее цвет желтый, если звезда холодная – ее цвет красный.
Кстати, наше Солнце – это тоже звезда. Скажите, Солнце – это горячая или холодная звезда? /Ответы детей/.
Звезды никогда не блуждают по небу, они неподвижны. И чтобы не считать одни и теже звезды, и не путать их, люди поделили звезды, на кого они похожи. Глядя на небо, звездочеты мысленно связывали звезды линиями, и эти группы звезд напоминали животных, людей, предметы.
Хотите узнать, как это делалось? Посмотрите сюда, /обращает внимание на одну их карточек с нарисованными на ней звездами/. Что вы здесь видите? /Ответы детей/. Если я последовательно соединю все звезды, получится изображение /Воспитатель демонстрирует несколько карточек, соединяет звезды, дети рассматривают получившееся изображение, выясняют, что это/. Вот так и в древности люди придумывали созвездия.
Давайте рассмотрим карту звездного неба. /Рассматривает вместе с детьми созвездия, читает названия/. Древние астрономы пометили на небе целый зверинец – Лев, Дракон, Змея, Орел, Лебедь, Большая и Малая Медведица, Гончие Псы, Павлин и т. д.
Здесь есть склад всевозможных предметов – Весы, Треугольник, Лира, Крест, корона, компас, Часы, Насос, Печь и т. д.
Можно увидеть людей разных профессий – Водолей, Змееносец, Возничий, Волопас и т. д.
А знаете, под каким созвездием вы родились?/ Ответы детей/.
Давайте найдем их на карте.
Ребята, а звезд на небе много? Можно их сосчитать? /Ответы детей/. Да, звезд на небе очень много, их миллиарды. И каждый день появляется какая-нибудь новая звезда. Так что у астрономов много работы.
6 часть.
А вы хотите превратиться в астрономов? /Детям раздаются фланелеграфы, наборы звезд, нитки/. Можете придумать новое созвездие, или создать то, которое вам понравилось.
/Работа с фланелеграфами/.
7 часть.
-Ну что же, пора возвращаться на Землю. /Дети имитируют полет домой. После «приземления» ракета ставится в ангар – палки убираются/.
Устали путешествовать? Если нет, давайте поиграем в игру «Земля. Вселенная». По моему сигналу вы активно двигаетесь, и по сигналу замираете на месте. Нужно будет назвать предметы или явления, относящиеся к Земле или Космосу.
Например, я дотронусь до кого-нибудь и скажу «Земля». Ребенок должен назвать слово, относящееся к Земле /тропики, тундра, лес, город, трава и т. д. /. Если я дотронусь до кого-то и скажу «Вселенная», нужно назвать слово, относящееся к космосу /Планета, звезды, комета, метеор, Марс, ракета ит. д. /
-