Приложение МААМ

Коррекционный потенциал русских народных игр

Наталия Журавлева
Коррекционный потенциал русских народных игр
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционный потенциал русских народных игр

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

141091, М. о., г. о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д. 16

Доклад

Журавлевой Н. И.

Народная игра как средство

коррекционно-развивающей работы.

Публикация «Коррекционный потенциал русских народных игр» размещена в разделах

«Изучение физики – детская игра в сравнении с изучением детской игры», - говорил Альберт Эйнштейн (1879-1955 гг.).

Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории. Многовековой опыт человечества показывает, что игра – важнейшее средство воспитания ребенка, как бы этот ребёнок не отличался от остальных.

Человек проходит стадию детства, поэтому значение игры в развитии личности человека бесценно. Выдающийся отечественный педагог и психолог XX века Лев Семенович Выготский (1896-1934гг.) отмечал, что именно в игре ребенок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Исследователь народных игр XIX века Егор Арсеньевич Покровский (1834-1895гг.) отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собою действия, свойственные детям, выражая то, что у нас теперь называется «предаваться ребячеству». У римлян словом «игра» называли радость, веселье. У немцев означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставлявшее при этом большое удовольствие. Т. е. игра была ничего не значащим, по сути, действом.

Но уже в XVII веке великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670гг.) указывал на воспитательную роль игры в деле сближения ребенка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовывать и даже поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом. Автор «Великой дидактики» почти 400 лет назад выделил социализирующую и коммуникативную функции игр.

На воспитательном и развивающем значении игры настаивали признанные мыслители и педагоги разных эпох и народов (Платон, Ф. Рабле, Д. Локк, Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др.).

«Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так: «Игра — один из видов деятельности человека и животных… Детская игра — исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

В условиях реализации образовательной деятельности нашего учебного учреждения, МКОУ ШИ для обучающихся с ОВЗ, без игры не обойтись никак. Именно игровая деятельность в значительной мере позволяет проводить эффективную коррекционно-развивающую работу. А игра, как специальное упражнение, включена в разряд адаптационно-коррекционных технологий.

Бесспорен тот факт, что сегодняшняя специальная педагогика обогащена огромным количеством дидактических игр. И наши талантливые педагоги не устают совершенствовать своё мастерство в этой области. Но подчас, придумывая и совершенствуя игры, мы забываем о русских народных играх, о том богатом игровом наследии наших предков, которое сохранилось и не утратило своей актуальности. Особенно для коррекционно-развивающей работы.

Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью выделяет приоритетные направления коррекционно-развивающей работы.

Предлагаю рассмотреть коррекционно-развивающую деятельность в связи с народными играми (Приложение 1).

1. Укрепление и охрана здоровья, физическое развитие детей и подростков: любая народная игра, связанная с движением и (или) проводящаяся на свежем воздухе. («Гуси-гуси, га-га-га…», «У медведя во бору…», «Малечина-калечина» и т. п.)

2. Формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений: любая народная игра, поскольку требует точного выполнения ей присущих правил и слаженной работы в группе (социальное поведение и коммуникативные умения). («Заинька…», «Каравай», «Золотые воротА» и т. п.)

3. Включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд: подражательные народные игры. («Мак-маковистый», «Дед Мазай», «Сорока-ворона…» и т. п.)

4. Расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении: Любая народная игра, в том числе подражательные игры («Заинька», «У тётушки Маланьи» и т. п)

5. Формирование на доступном уровне простейших навыков социального общежития, адекватного поведения простейших навыков счёта, письма, знаний о природе и об окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности: все приведённые прежде народные игры

Народные игры упражняют детей с умственной отсталостью в правильном согласовании действий и текста, воспитывают понимание различной величины предметов, развивают речевую и двигательную активность, стимулируют социальное взаимодействие, позволяют сориентироваться в пространстве помещения или в пространстве собственного тела. Игры-подражания помогают сориентировать детей с ОВЗ в различных видах труда, поскольку подражание предполагает некоторое понимание значения того или иного вида деятельности.

Народные игры интегрируются в любой из предметов образовательного цикла обучающихся с ОВЗ. От максимально важных («Речь и альтернативная коммуникация») до просто важных («Музыка и движение»).

Вот как выглядит опыт использования народных игр в практике работы учителя надомного обучения.

Кантерина Дарья, 4 класс, II вариант АООП.

В 1 классе начинали занятие с игры-пестушки «Сорока-белобока». В массажем пальчиков со словами пестушки мы не ограничивались, поскольку надо было рассказать про сороку, про заботы каждой мамы, про то, что лень не приносит пользы. В игре «Каравай» Даша получала первичные представления о величинах и правилах игры, которые надо соблюдать.

Во 2 классе в занятия была включена несложная игра-подражание «Заинька». Для нас эта игра может быть бесконечной, поскольку заиньку можно попросить выполнить множество разных действий и движений: и наклоны, и повороты, и прыжки, и приседания, может чистить зубки и пить чай, мыть посуду. Игра, позволяющая развивать концентрацию и получать первоначальные представления о счёте, - «Малечина-калечина». Конечно, «Каравай» и «Сорока…» остались в нашем наборе игр.

В 3 классе мы усложнили игру-подражание. Стали играть в «Дедушку Мазая» и «У Маланьи, у старушки». В этих играх Даша не только изображает некоторые виды бытовой деятельности, но и должна угадывать и называть, что делает водящий. Поэтому во время игры активизируются, развиваются мыслительные процессы ребёнка с ОВЗ. Происходит актуализация жизненного опыта Даши. Очень нравится Даше игра «Мак маковистый». Все, что происходит в процессе игры, предварительно рассматривали, обговаривали: и посев, и прополку, и уборку сельскохозяйственных культур. Говорили о том, как важен труд на земле, вспоминали сказки и истории, связанные с сельским трудом.

В 4 классе мы не оставляем наших замечательных игр. Некоторые игровые речитативы Даша уже может проговорить сама. Ей нравится роль ведущего. И это позволяет мотивировать развитие речевой деятельности, коммуникативных умений девочки.

Таким образом, основываясь на более чем трёхлетнем опыте работы, нет причин сомневаться в том, что русские народные игры не только позволяют приобщиться к богатейшей народной культуре, но и обладают неисчерпаемым коррекционно-развивающим потенциалом, поэтому могут быть использованы в работе учителей надомного обучения.

Список литературы

1. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др. ; Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011;

2. Абрамова А. Введение в традицию. Пособие в помощь родителям и педагогам. – М. : Никея, 2014;

3. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога/ Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008;

4. Шмаков С. А. Её величество – игра. Забавы, потешки, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. – М. : NB Магистр, 1992;

5. Шмаков С. А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций / С. А. Шмаков, Н. Я. Безбородова. – М. : Новая школа, 1995

Приложение 1

«Золотые воротА»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний игрок, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игры: дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые воротА

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

Игра «Дедушка Мазай»

Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу ( например: сеяние, жатву, косьбу и т. п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т. д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если не отгадывают, ему показывают другую работу.

«Почта»

(«Откуда и куда?»)

Участвует любое количество играющих. Каждый из играющих задумывает и называет громко какой-нибудь город. Остальные должны запомнить – у кого какой город.

Начать игру может любой, изобразив звуки почтового колокольчика: «Динь-динь-динь!». Кто-нибудь тут же спрашивает: «Кто едет?» - «Почта». «Откуда и куда?» - «Из Москвы в Париж» (называть надо только те города, которые выбраны игроками). Отвечает тот, кто выбрал Москву, а следующий говорит обязательно тот, чей город – Париж:

- А что делают в Москве?

- Все ходят, копают картошку, - может ответить «приехавший из Москва».

Сразу все играющие, кроме «приехавшего», начинают изображать, как в «Москве копают картошку». Задания должны быть смешными и по возможности трудновыполнимыми, так как с тех, кто не сможет этого изобразить, «приехавший» берет фант (любую вещь) и складывает на виду у всех.

Теперь выбравший Париж говорит «Динь, динь!» и т. д. Игра продолжается. В конце разыгрываются фанты.

«Гуси, гуси, га-га-га…» («Гуси-лебеди»)

В начале игры мелом или палочкой очерчивается «гусятник» — дом, в котором живут гуси и где их ждет хозяин.

На другой стороне площадки очерчивается «поле» — туда гуси уходят гулять.

Между «гусятником» и «полем» рисуется круг — «логово», там будет жить волк.

Далее с помощью считалки выбирается волк (если ребят много, волков может быть несколько) и хозяин гусей. Остальные становятся гусями.

При игре со взрослыи роль хозяина обычно берет на себя взрослый, он же является ведущим игры.

Хозяин говорит гусям:

— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.

Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».

Далее происходит диалог хозяина и гусей:

— Гуси, гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да, да, да!

— Ну летите же домой!

— Серый волк под горой, не пускает нас домой.

— Что он делает?

— Зубы точит, нас съесть хочет.

— Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси растопыривают руки-крылья и летят домой в гусятник, а волк рычит и пытается их поймать. Пойманные гуси из игры выбывают, и игра продолжается. Побеждают те, кто ни разу не попался в лапы волку.

Хороводная песня "Мак маковистый"

Вариант 1

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как сеют мак, как сеют мак.

Сеют эдак и вот эдак, сеют эдак и вот эдак,

Вот как, вот как сеют мак, вот как, вот как сеют мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как растет мак, как растет мак.

Растет эдак и вот эдак, растет эдак и вот эдак,

Вот как, вот как растет мак, вот как, вот как растет мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как полют мак, как полют мак.

Полют эдак и вот эдак, полют эдак и вот эдак,

Вот как, вот как полют мак, вот как, вот как полют мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как цветет мак, как цветет мак.

Цветет эдак и вот эдак, цветет эдак и вот эдак,

Вот как, вот как цветет мак, вот как, вот как цветет мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как рву-ут мак, как рву-ут мак.

Рвут эдак и вот эдак, рвут эдак и вот эдак,

Вот как, вот как рву-ут мак, вот как, вот как рву-ут мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите,

Как едят мак, как едят мак.

Едят эдак и вот эдак, едят эдак и вот эдак,

Вот как, вот как едят мак, вот как, вот как едят мак!

Мак маковистый, да мак головистый,

Сизые, голубые голубочики мои,

Да вы слетайте, распознайте, прилетите, расскажите:

Съели девки мак, съели девки мак!

Вариант 2

Мак-маковистый

Мак-маковистый,

Тонкий золотистый

Как сеют мак,

Как сеют мак?

Припев:

Так и этак вот и так

Так и этак вот и так

Так сеют мак,

Так сеют мак.

Мак-маковистый,

Тонкий золотистый

Как полют мак,

Как полют мак?

Припев:

Так и этак вот и так

Так и этак вот и так

Так полют мак,

Так полют мак.

Мак-маковистый,

Тонкий золотистый

Как растёт мак,

Как растёт мак?

Припев:

Так и этак вот и так

Так и этак вот и так

Так растёт мак,

Так растёт мак.

Мак-маковистый,

Тонкий золотистый

Как цветёт мак,

Как цветёт мак?

Припев:

Так и этак вот и так

Так и этак вот и так

Так цветёт мак,

Так цветёт мак.

Мак-маковистый,

Тонкий золотистый

Как рвут мак,

Как рвут мак?

Припев:

Так и этак вот и так

Так и этак вот и так

Так рвут мак,

Так рвут мак.

Мак-маковистый,

Тонкий золотистый

Как бьют мак,

Как бьют мак?

Припев:

Так и этак вот и так

Так и этак вот и так

Так бьют мак,

Так бьют мак.

Мак-маковистый,

Тонкий золотистый

Как едят мак,

Как едят мак?

Припев:

Так и этак вот и так

Так и этак вот и так

Так едят мак,

Так едят мак.

Мак-маковистый,

Тонкий золотистый

А где ж мак,

А где ж мак?

«Каравай»

Играющие становятся в круг. В середину становится водящий (именнинник). Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:

«Как на Мишины именины

Испекли мы каравай

Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)

Вы такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)

Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)

Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)

Каравай-каравай

Кого любишь — выбирай!»

После этого водящий выбирает из круга другого игрока:

«Я люблю, конечно, всех,

Только <имя> — больше всех!»

и танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим.

«У Маланьи, у старушки»

Все образуют хоровод, ведущий встает в середину.

Все идут по кругу и поют:

У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ

ЖИЛИ В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ

СЕМЬ СЫНОВЕЙ,

ВСЕ БЕЗ БРОВЕЙ,- останавливаются.

ВОТ С ТАКИМИ УШАМИ,

ВОТ С ТАКИМИ ГЛАЗАМИ,

ВОТ С ТАКОЙ ГОЛОВОЙ,

ВОТ С ТАКОЙ БОРОДОЙ

Слова сопровождаются выразительными движениями: об ушах - руки в стороны; о глазах - приставляем к глазам согнутые в колечко большой и указательный пальцы; о голове - руки смыкаются над головой, образуя полукруг; о бороде - движения рук от подбородка вниз с наклоном туловища.

НИЧЕГО НЕ ЕЛИ

НА НЕЕ ГЛЯДЕЛИ

ДЕЛАЛИ ВОТ ТАК!

Присаживаются на корточки. руки согнуты и подпирают подбородок. Ведущий в кругу показывает какое - нибудь движение, а все ему подражают. Движение обозначается словом (игроки называют то, что делают).

«Заинька»

Заинька, походи, серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись, серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

Заинька выполняет все движения по тексту.

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона

(водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

(загибаем по очереди пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

Он дрова не рубил,

Он воду не носил,

Он печку не топил,

Он кашу не варил,

Он Машу не кормил.

«Малечина-калечина»

Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:

«Малечина-калечина,

сколько часов до вечера?

Раз, два, три …»

Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Картотека русских народных игр для дошкольниковКартотека русских народных игр для дошкольников Картотека русских народных игр для дошкольников. Так же как сказки, прибаутки и поговорки, русские игры были придуманы самим народом. Народные.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный мишурой, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека русских народных игр для зимних развлечений и забав на улице Зимой в России скучать не принято. Принято играть в зимние игры, которых с давних пор на Руси существовало множество. Зимние народные забавы.

Картотека русских народных кубанских игрКартотека русских народных кубанских игр Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию подборку народных кубанских казачьих игр. Эти игры я использую в своей работе при проведении.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет Баба Яга – популярный персонаж многих сказок: «Молодильное яблоко», «Василиса Прекрасная», Царевна-Лягушка», «Финист – Ясный Сокол», «Марья.

Образ Бабы Яги в русских народных сказках. ФотоотчетОбраз Бабы Яги в русских народных сказках. Фотоотчет В глухом лесу стоит избушка На курьих ножках на опушке. Стоит от леса в двух шагах Живёт там Бабушка Яга. В мир сказок каждый человек.

Рецензия на квест-игру «По страницам русских народных сказок» Рецензия на организованную образовательную деятельность. Тема: «По страницам русских народных сказок». Направленность: познавательное развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционный потенциал русских народных игр
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 12:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционный потенциал русских народных игр» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Журавлева (УИ 1660925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД