Ирина Мироновская
Коррекционные упражнения в работе с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные упражнения в работе с неговорящими детьми
С каждым годом увеличивается число неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. В группу входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.
Публикация «Коррекционные упражнения в работе с неговорящими детьми» размещена в разделах
На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются коррекционные игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
Предложенные коррекционные игры и упражнения можно использовать в индивидуальной и в групповой работе.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
1. Упражнение «Луговые цветочки».
Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Дефектолог предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз.
2. Упражнение «Узнай по запаху овощ».
Дефектолог предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, перец, петрушка. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем дефектолог предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно дефектолог напоминает, как делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.
3. Упражнение «Ароматный фрукт».
Дефектолог приносит фрукты: груша,апельсин, лимон. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху, после этого дети определяют фрукты на вкус.
4. Упражнение «Листочки».
Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.
Дунь-подунь, мой ветерок.
Очень жаркий день-денек.
Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т. д.
5. Упражнение «Забей гол»
Из конструктора на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
Назвать (показать) предметы и явления: трава, цветы, дом, машины, вода, земля, солнце. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие, твердые и т. д.
Показать (назвать) предметы одежды для зимы (весны,осени, лета) по картинкам. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает). Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе дефектолога.
Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки (матрешку, мячи, пирамидку).
На столе машинка, кошечка, курочка. Учить узнавать игрушки по их описанию (она красная, пластмассовая, у нее есть колеса; у нее есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями).
Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. (Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку, т. д.)
Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, цыпленок – цыплята, машина - машины и т. д.)
Упражнение «Чем?». Дефектолог задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет. Чем мама режет хлеб? Чем мальчик вытирает руки? Чем ты ешь суп? Чем девочка расчесывает волосы? И т. д.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Звучащие игрушки: погремушка, колокольчик, дудочка, бубен. Узнать звучание погремушку, колокольчика (дудочки,бубна) среди других инструментов.
В трех одинаковых коробочках – пуговицы, рис, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.
Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав, гусь (га-га, кота (мяу, корова (муу-муу, мышку (пи-пи-пи) и т. д.
Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают, тихое – приседают.
Игра «Подскажи словечко». Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку (мячик). И т. д.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
Игра проводится после чтения сказки «Колобок». Вопросы: от кого ушел колобок, кого встречал на тропинке, кто его съел,назови, покажи. Какого цвета колобок? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получился колобок. Используется разрезная картинка колобка из двух частей.
Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – свиньи, кошки, гуся, коровы, козы). И т. д.
Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу дефектолога, затем самостоятельно (помощь дефектолога в случае затруднения).
Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу, дефектолога, затем самостоятельно.
Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?
ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ
1. Игра «Насекомые»
По сигналу взрослого «Пчела полетела» ребенок, имитируя полет пчелы, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается.
2. Игра «Паровозик».
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Чух-чух».
3. Игра «Кораблик».
Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».
4. Игра «Разверни».
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу, фольгу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
5. Игра «Птички».
Дефектолог: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: гусей (га-га, голубей (гули-гули, уток (ути - ути, цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: гусей (га-га, голубей (гули-гули, уток (ути - ути, цыплят (цып – цып).
6. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабушки, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Бабушка». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».