Мина Шамсиева
Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский».
У детей с ограниченными возможностями здоровья происходит задержка формирования основных моторных функций. Отсроченным по времени от возрастных нормативов оказывается формирование сложных моторных актов, тонких и дифференцированных движений, которые необходимы для самообслуживания, осуществления изобразительной, учебной и трудовой деятельности.
Публикация «Коррекционные мероприятия по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Отставания в формировании моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов.
Состояние мелкой моторики у таких детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Часто наблюдается небольшое ограничение объема движения рук, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкинезии, нарушения мышечного тонуса, в основном движения бывают неловкими и непродуктивными. Наиболее ярко недостаточность развития моторики рук проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления мелкой моторики, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений; снижается скорость переключения с одной деятельности на другую, наблюдается недостаточная координация движений. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья неохотно рисуют, лепят и неумело работают с ножницами.
В дошкольном возрасте, в условиях детского сада компенсирующего вида, в комплекс коррекционных мероприятий включены такие виды деятельности, которые в своих истоках связаны с игрой: рисование, лепка, аппликация, конструирование, труд и др. Все они направлены на развитие способности различать цвет, форму, величину, а также на развитие мышечно-суставного чувства и мелкой моторики. Вместе с тем эти виды деятельности существенно обогащают все психические функции.
Занятия ручным трудом оказывают положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы. В результате занятий происходят существенные изменения в поведении детей : они становятся более сдержанными, собранными, внимательными и аккуратными, а именно в этом возрасте им так часто не хватает этих качеств. Обогащаются и становятся более дифференцированными эмоции детей : они начинают понимать различные эмоциональные состояния и пытаются передать это в поделках.
На базе нашего МБДОУ планируется и проводится комплекс коррекционных мероприятий, в который включена работа по развитию мелкой моторики на занятиях по художественному ручному труду. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как платформу для формирования мелкой моторики и коррекции нарушений моторных функций.
Содержание художественного труда дошкольника в практике детского сада составляют:
- работа с бумагой, картоном: аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций, сувениров, макетов кукольных комнат;
- работа с тканью, нитками: декоративная аппликация с тканью, плетение, изготовление панно, одежды для кукол, детали костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров и театральных кукол;
- работа с природным материалом: изготовление мелких и крупных скульптур, декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев и сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых растений;
- работа с пластилином и соленым тестом: создание украшений и керамических панно для оформления интерьера; изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;
- работа с искусственными материалами: вязание, плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки; изготовление украшений и предметов быта.
При составлении индивидуальной программы и организации коррекционной работы мы опираемся на общие дидактические принципы – последовательность и постепенность возрастного формирования навыков, выделяем «зону ближайшего развития» и учитываем то, как именно формируются навыки. Для этого проводим работу сразу в нескольких направлениях, устраняем недостатки формирования мелкой моторики : слабый нажим, неумение удержать предмет, нескоординированность движений пальцев рук, суетливость в движениях, неловкость, чрезмерно высокое напряжение. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, воспитываем у детей умение регулировать силу и точность своих движений.
Чтобы у ребенка выработались прочные навыки в двигательной сфере, требуется длительное время, а также использование разнообразных форм и приемов обучения. Для повышения эффективности работа проводится в тесной взаимосвязи со всеми участниками образовательного процесса: медицинским персоналом, воспитателями, учителем – логопедом, музыкальным руководителем.
Нами разработан комплекс приемов по развитию у ребенка мелкой моторики.
1. Любую работу начинаем с большими деталями и предметами, а затем переходим к более мелким. Это относится к работе с природным материалом, бумагой, пластилином.
2. Переходим от более пластичного материала к более твердому, от мягкой и тонкой бумаги – к более плотной, а затем и к картону.
3. Последовательно отрабатываем движения: сначала «рука в руке» для формирования мышечной памяти, затем поочередно отрабатываем все этапы формирования движения.
4. Для поддержания интереса регулярно меняем виды деятельности. При этом учитываем, что для закрепления навыков и перехода к самостоятельным движениям требуется длительное время.
Планируются и проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия. Коррекционные упражнения по развитию мелкой моторики являются частью подгруппового занятия.
Подгрупповые занятия посещают дети, имеющие средний и высокий уровни умений и навыков, для более углубленной работы с ними. Дети со слабыми навыками занимаются только индивидуально. Мероприятия включены в общую сетку занятий учреждения.
Для выявления умений и навыков детей мы проводим диагностику с учетом медицинских показаний и заключений других специалистов. Диагностика проводится в начале, середине и в конце года. Сведения выносятся для обсуждения на административно-групповые совещания, таким образом, поддерживается взаимосвязь в работе всех специалистов учреждения. По результатам диагностики выделяются три уровня умений и навыков детей – высокий, средний и низкий.
Далее составляется индивидуальный план занятий. У каждого ребенка есть своя тетрадь, альбом для того, чтобы проследить динамику усвоения материала и развития мелкой моторики.
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми осуществляется тесная взаимосвязь их с родителями: предлагаются письменные консультации, проводятся индивидуальные беседы и дни открытых дверей, оформляются выставки.
Итак, правильно организованная работа по развитию мелкой моторики является важным элементом гармоничного развития детей, готовит ребенка к обучению в школе. Ребенок приобретает больше уверенности и изобретательности в движении руки. В процессе работы ребенок осваивает различные виды ручного художественного труда, развивает глазомер, творческие способности, активность, что очень важно для учебной деятельности. На занятиях по развитию мелкой моторики развиваются внимательность, точность и координация движений. Кроме того, занимательное содержание и доступные приемы работы позволяют наилучшим образом формировать самые основные познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
К концу года дети показывают достаточный уровень зрительной ориентации и подготовки руки к письму. Для формирования объективной самооценки мы стараемся привлекать детей к участию в конкурсах и выставках детского художественного творчества на уровне города, области и Российской Федерации.