Наталья Соколова
Коррекционно-воспитательное занятие «Где тепло, там добро»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно - воспитательное занятие.
«Где тепло, там добро»
Цель:
формирование этических норм поведения в обществе и общения друг
с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта,
вежливость;
развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обоб -
щать.
Оборудование: разрезные карточки с пословицами; проектор; музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Введение в тему занятия.
Публикация «Коррекционно-воспитательное занятие „Где тепло, там добро“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о доброте и добрых делах. Что такое добро? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе и продолжим фразы:
«Доброта - это….», «Добрый человек – это…»
- В общении друг с другом мы учимся говорить, писать так чтобы вас понимали, чтобы общение было успешным. Когда мы общаемся, мы хотим расположить к себе собеседника.
- Не только одними словами можно добиться успеха в общении, но ещё и добрым поведением, а также добрыми поступками.
И наше занятие сегодня посвящено доброте.
слайд 1
- Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите слово «доброта»?
(дети называют слова)
- со словом доброта связано всё хорошее, ласковое, тёплое, радостное.
Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.
Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое.
«Добро» «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добро- всё положительное, хорошее, полезное, ласковое»
Чтение и анализ сказки.
Послушайте сказку В. А. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, облетели шишки на ёлках, Нечего есть дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел дятел на ель и плачет. Падают горькие слёзы на снег, замерзают.
Увидела белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к дятлу.
-Почему это ты, дятел, плачешь?
Нечего есть, белочка…
Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал клевать клювом.
А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
Какое чувство у вас возникло к герою сказки –дятлу?
• Какое к белочке? Охарактеризуйте её?
• Почему радуются бельчата и белочка?
• Какое дело совершила белочка?
• Могла бы белочка поступить иначе? Чем бы это обернулось?
-Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда надо подумать о других.
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие
Честное слово!
На клумбе цветок
Его листья повисли
Грустит он о чём?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться
Эй, дождик, полей!
И дождик спустился из лейки твоей.
Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Не трудно узнать
Её думы, заботы.
Вернусь, хорошо бы пошить, почитать
Да надо с уборкой возиться опять!
И ты совершаешь великое чудо-
Пол засверкал, засияла посуда.
И ахнула мама, вернувшись домой:
-да это же чудо. Волшебник ты мой!
- Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в страну Доброты.
слайд 2
- А отправимся мы с вами на корабле.
- Это наш корабль, он называется «Дружба», а мы с вами Экипаж!
- Подскажите, а каким должен быть экипаж на корабле? (Дети отвечают - дружным, ловким, смелым, смекалистым, отважным и т. д.)
- А еще экипаж любого корабля обязательно должен быть дисциплинированным.
- А у нас с вами дружный экипаж? (Дети хором говорят – дружный)
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло.
- И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколения. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
(Дети медленно покачиваются из стороны в сторону, имитируя движения волн).
слайд 3
- Вот мы с вами попали в замок пословиц. Пословицы сопровождают нас всю нашу жизнь.
а) замок пословиц.
- Перед вами рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.
Слайд 4.
«Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
«Ласковое слово, что солнышко в ненастье»
«Доброе слово и кошке приятно»
- В чем заключается смысл каждой пословицы?
б) Залив вежливости
слайд 5
- Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся в Залив вежливости
- А для этого необходимо вспомнить волшебные слова. Я начинаю читать начало предложения, а вы его закончите.
Разминка
- Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И в России, и во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
в) – но не только приятно слышать вежливые слова, очень приятно слышать добрые слова в свой адрес. Поиграем в игру «комплимент»
(дети встают и передавая друг другу мягкую игрушку и говорят комплементы)
д) Мыс Культуры
Слайд 6
- Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в подобных ситуациях? Чтобы проверить себя, отправимся на мыс Культуры.
- Перед вами ситуации. Я прочитаю их, а вы подумаете и скажите, в чем дети были не правы.
Анализ ситуаций
Ситуации:
Слайд 7
1. Ученик возвращался из школы домой, увидел на перекрёстке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошёл к нему, взял за руку и перевёл на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Слайд8
2. Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем –то отблагодарить
-Почему мальчик из первого рассказа так поступил?
-Как поступил второй?
-Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного?
Почему?
Совершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно, радостно. «Где добро, там и тепло»-есть такая пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой –либо
выгоды для себя, т. е. бескорыстно. Если вы научитесь этому, вы –богатый человек.
Физминутка
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Фигура Смеха, Радости, Любви, Улыбки …. замри.
г) Сказочная лагуна
слайд 9
- Да, непросто, оказывается, быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, воспитатели но и старые, добрые сказки. Наш дальнейший путь лежит в Сказочную лагуну. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Отгадайте, о ком пойдет речь?
Слайд 10
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего брата из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика В. Катаева)
5. Героиня, которая спасла жизнь замерзающей ласточки (дюймовочка)
Слайд 11
- Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?
(Тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому)
- Читайте, ребята сказки, и берите пример с положительных героев. Ведь недаром гласит народная мудрость «Сказка ложь, да в ней намек - ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
с вами, мы и приплыли к морю Доброты, добрались до Доброй земли.
Добрая земля.
(Изготовление коллажа на листе ватмана закреплённого на доске)
- Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко.
Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Вот пред вами слова: доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный.
- Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям, и наклеить их как лучи.
- Посмотрите, какое доброе солнышко у нас получилось. И если люди будут такими же, как лучики этого солнышка, доброжелательными, чуткими, ласковыми, тогда все на земле будут весёлыми и счастливыми.
3. Итог занятия.
слайд 12
(звучит песня кота Леопольда «Если добрый ты»)
Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?
А что же такое доброта?
- чтобы стать добрым человеком, что вы для этого будете делать?
(Звук убавляется, слушаются ответы детей)
Рекомендации
• будь правдивым, не можешь сказать правду – объясни почему
• будь добр к ближнему – и добро вернется к тебе
• люби других – и тебя будут любить
• помогай слабым
• умей прощать
• каждый день делай добрые дела
• будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал – сделай, ошибся – признайся
• учись не только говорить, но и слушать; будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии
• не хвастайся – хорошее дело само за себя говорит
• радуйся успеху товарища
• живи и поступай так, чтобы окружающим было с тобой приятно и радостно