Евгения Кретстянова
Коррекционно-развивающие методики развития моторики дошкольников
1. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Методика преодоления фонетических нарушений у дошкольников со стертой формой дизартрии».
В связи с тесной взаимосвязью между состоянием речи и двигательной сферой малыша, трудной структурой и критериями построения двигательного акта, особенностями нарушения моторных функций, артикуляторно-акустических признаков звуков в структуре всевозможных типов слогов у дошкольников со стертой формой дизартрии, была разработана методика коррекции нарушений ручной и артикуляторной моторики в процессе преодоления звукопроизносительных нарушений и очередность применения речевого материала для формирования верной артикуляции свистящих звуков и их автоматизации в всевозможных условиях произношения.
Публикация «Коррекционно-развивающие методики развития моторики дошкольников» размещена в разделах
Основное внимание в представленной методике уделялось формированию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривала одновременное влияние на кинетическую и кинестетическую базу движения, на статическую и динамическую координацию движений, формирование всевозможных значений движений и постепенное их усложнение.
2. Методика «Последовательность событий» Бернштейна А. Н.
Главная задача: изучение умения строить самостоятельные выводы, создавать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности. Как правило, испытание ведется персонально с каждым ребёнком, но имеет возможность использоваться и в маленькой группе. Живой разговор может помочь ребёнку активизировать коммуникационные способности, раскрыться эмоционально. Дополнением имеет возможность стать письменная работа или набросок. Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой некоторое количество изображений, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то смешал и перепутал. Тебе необходимо разобраться, какую ситуацию хотел показать художник. Начни с определения 1-го рисунка, положи его сюда, затем определись со 2-ым и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с изображениями, составь рассказ».
3. «Ребенок учится говорить» по Кольцовой М. М.
Кольцова М. М. обосновала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют становление речи малыша. Таким образом, неизменная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, считается важной составляющей в системе коррекции.
Совершенствовать способности мелкой моторики, тем самым оказывая положительное воздействие на развитие речи, возможно следующими надлежащими методами :
– занятия лепкой, рисованием, разными видами рукоделия;
– игры с маленькими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);
– упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеточкам и трафаретам;
– пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
– становление примитивных способностей самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);
– массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.
4. Методика «Дорожки» Венгера Л. А.
Методика представляет собой задание на проведение ребенком рядов, соединяющих различные составляющие изображения. Способ позволяет определить степень становления точности движений, уровень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля над личными действиями. На рисунке изображены дорожки, у 1-го конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к жилищу. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была довольно трудна, но доступна ребенку. Образ дорожек усложняется от 1-ой к последней.
Инструкция для малыша: «Здесь нарисованы машинки и дорожки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки».