Светлана Саватеева
Коррекционно-развивающее занятие с детьми с использованием арт-терапии (мандалы) «Талисман для друга«
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• учить выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов;
• продолжать работать над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;
• формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);
• конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
• закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
• развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;
• воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие с детьми с использованием арт-терапии (мандалы) „Талисман для друга„» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мандала, мандалатерапия
- Темочки
Предварительная работа:
-Чтение художественной литературы о дружбе, взаимоотношениях детей;
-Обсуждение различных ситуаций о дружбе;
-Прослушивание песен по теме;
-Просмотр мультфильмов «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда», «Лунтик».
-Повторение пословиц о дружбе, работа над смыслом пословиц:
- Дидактическая игра «Путешествие в мир эмоций»
-Игра «Скажи соседу комплимент», «Угадай кто это»
Оборудование: сундучок, мультимедиапроектор, ноутбук, мандолы, карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры, клубок дружбы.
Ход занятия:
Педагог – психолог: Ребята, какое у вас сегодня настроение? Поделимся хорошим настроением с теми, кто рядом?
К тебе я обращаюсь, друг.
Вставай скорее с нами в круг!
Почувствуй радость и тепло,
И как с друзьями хорошо!
А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (приложить руки к губам)
Согреет всех своим теплом (приложить правую руку к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (вытянуть руки вперед)
Делится счастьем и добром (взяться за руки)
Молодцы! Как приятно чувствовать друг друга!
Посмотрите, как сегодня много у нас гостей. Не все гости знают, как нас зовут, а после игры узнают. Проводится упражнение «Назови соседа ласково по имени». Используя вежливые слова, нужно назвать своего соседа ласковым именем: «Здравствуй, Варя!» Тот обращается к следующему ребенку: «Привет, Полина!» и т. д.
Звучит песня о дружбе из мультфильма про кота Леопольда. Входит Леопольд.
Леопольд: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня?
Я слышал, что вы очень дружные ребята и решил обратиться к вам за помощью. Помогите мне подружится с мышами. Они совершенно не умеют дружить, и не знают, что это такое.
Очень жить на свете туго
Без подруги или друга
Без тебя и твой щенок
Нестерпимо одинок.
Ребята, а у вас есть друзья? Почему друзьям хорошо вместе (ответы детей).
Понятно: друг- это тот, с кем тебе интересно, кто поможет в беде, с кем много общего.
Педагог - психолог: Ребята, а давайте мы раскроем Леопольду секреты дружбы, а поможет нам в этом волшебный сундучок. (Достает сундучок
«Секреты дружбы»).
Первый секрет «спрятан» в песне. Слушаем….
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
Педагог - психолог: Так с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки!
Педагог - психолог: Вот так легко мы разгадали с вами первый секрет дружбы: «Чаще улыбайся - и у тебя будет много друзей». Давайте возьмемся за руки и каждый, глядя соседу в глаза, подарит самую добрую и приветливую улыбку.
Звучит спокойная музыка, дети выполняют.
Педагог – психолог: А как вы понимаете слово «дружба»?
Дети: Когда люди хотят быть вместе, не ссорятся, играют и т. д
Педагог – психолог: Когда с кем - то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас были все приветливыми. Это и есть второй секрет дружбы.
Педагог – психолог: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Игра «Паутинки». Упражнение «Паутина добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Поле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом.
Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
Педагог – психолог: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Педагог – психолог: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.
Педагог – психолог: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Педагог – психолог: Это еще один секрет дружбы - говорить добрые слова друзьям
При разгадке следующего секрета, вы можете оказывать помощь и поддержку друг другу.
На столе вы видите части двух разрезанных картинок. Нужно собрать эти картинки.
Дети собирают изображения кошки и собаки.
Что у вас получилось? Вы собрали для себя друзей.
Можно ли назвать собаку и кошку друзьями?
(Дети отвечают, приводя примеры из жизни домашних любимцев).
Педагог – психолог: Леопольд, а наши ребята знают много пословиц о дружбе. Ребята, давайте вспомним их. Я буду произносить начало пословицы, а вы – ее продолжение.
*Нет друга – ищи (а найдешь, береги)
*Друзья познаются (в беде)
* Не бросай друга (в несчастье)
*Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)
*Старый друг (лучше новых двух)
*Дружбу помни (а зло забывай)
-О каких секретах дружбы говорится в пословицах? (ответы детей)
Ребята, друзей найти непросто, а если уж он есть, то нужно дорожить им. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселится вместе интереснее. Настоящий друг всегда поможет поднять настроение.
Динамическая пауза «Если есть хороший друг».
Настроение упало-опускают руки вниз
Дело валится из рук-качание головой, встряхивают кистями
Но еще не все пропало,- разводят руками
Если есть хороший друг-Разворачиваются лицом друг к другу
С делом справимся вдвоем,-пожимают руки друг другу
С облегчением вздохнем- делают глубокий вдох, выдох
Настроением поднимем-нагибаются и медленно выпрямляются
И от пыли отряхнем! - отряхиваются.
Педагог – психолог: Ребята, давайте вспомним мультфильм про Крошку Енота (на экране фрагмент мультфильма). Какой секрет дружбы» был
«спрятан» в мультфильме? Каким должен быть Крошка Енот, чтобы подружится с тем, кто сидит в пруду?
Дети: Доброжелательным.
Педагог – психолог: А, что значит быть доброжелательным? Как другие узнают, что ты человек, желающий добра?
Дети: надо не вредничать, не жадничать, никого не обижать.
Педагог – психолог: А как можно узнать настроение у человека? Правильно, по лицу. Вот здесь расположены картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился. Давайте поиграем. (Игра «Узнай настроение»)
Игра «Раз, два, три …покажи»… Я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался (удивился, опечалился, разозлился, обрадовался) покажи. Вы должны показать на лице страх. А как еще можно узнать настроение человека? Правильно, по интонации, с которой он говорит. Я буду произносить фразу, а вы будете называть настроение, с каким я его произнесла.
Фразы:
- Как же мне не плакать. Была у меня избушка деревянная, а у лисы ледяная. Пришла весна. У лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
- Вот так дела! Мою избушку лиса заняла!
- Пойдем. Я ее выгоню.
- Одеваюсь. Шубу надеваю.
- Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам!
Педагог – психолог: Вот еще один секрет дружбы – уметь узнавать настроение человека. Мы раскрыли все секреты дружбы. Пришло время составить правила дружбы, которыми вы можете пользоваться в жизни. Кот Леопольд может передать их мышатам. Ребята, предлагайте правила дружбы.
Дети:
• Помогать другу.
• Быть честным.
• Уступать.
• Не бояться просить прощения.
• Не грубить.
• Не жадничать.
• Не злиться.
Педагог – психолог: Ребята, как вы думаете, чем мы ещё можем помочь Коту Леопольду? (Ответы детей). А может, мы подарим им талисманы дружбы?
Дети: Да!
Педагог – психолог: Но их надо раскрасить. Выберите, какой хотите талисман и материал, которым будете раскрашивать. (Дети выбирают и раскрашивают, затем вместе с воспитателем рассматривают рисунки и обсуждают).
Ребята, давайте сложим талисманы в сундучок и подарим Леопольду, для того, чтобы он рассказал о правилах дружбы мышатам и подарил им талисманы.
Леопольд: Большое мое спасибо, вам, ребята. Я побегу скорее к мышатам.
(дети прощаются с Леопольдом).
Педагог – психолог: Ребята, давайте встанем в круг.
Дружба наша крепка-руки опущены
Вот тебе моя рука-протянуть руки вперед
Снова в круг мы вместе встанем
Руку дружбы мы протянем -берутся за руки.
Я передаю свое доброжелательное отношение сначала к (перечисляю всех детей по имени) и чувствую, как ваше доброжелательное отношение переходит ко мне. Мы с вами дружим, и будем стараться соблюдать все правила.
Звучит аудиозапись «Большой хоровод».