Ангелина Аладьина
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата)
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что в системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.
В настоящее время не только в нашей стране, но и для всех стран мира характерным является увеличение детей, имеющих различные нарушения развития.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата)» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с ОВЗ.
Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели учреждений. Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, можно отметить основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.
Так же замечено, что дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7 лет. Для того чтобы начало школьного обучения детей с ОВЗ стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.
Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.
Именно дошкольное образование дает стартовые возможности детям для дальнейшего успешного развития в школьные годы, обеспечивает доступность образования для детей с ОВЗ.
Главная цель, на реализацию которой направлена деятельность нашего ДОУ, включает формирование у детей с ОВЗ мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, формирование элементарных знаний о мире, развитие творческой активности, адекватной восприимчивости к окружающим.
Только при грамотной организации процесса преемственности на этапах дошкольного и начального школьного детства будет реализована единая линия развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
В своей работе педагоги детского сада делают акцент на такие подходы в обучении детей с ОВЗ, как:
- создание развивающей среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и обеспечивающей инициативность, самостоятельность и субъективную позицию ребёнка;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности, в том числе игровые;
- использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;
- взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции;
- широкое использование психолого-педагогических методов и приёмов, развивающих психические процессы, введение в обучение элементарных задач открытого типа, предлагающих альтернативные варианты решений;
- формирование комфортного психологического климата в детском сообществе.
В настоящее время модель деятельности педагогов нашего ДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к систематическому обучению выглядит следующим образом:
I блок – Работа с детьми. Этот блок содержит три направления.
Развивающая работа с детьми.
С детьми, имеющими отклонения в развитии, проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием новых технологий в компьютерно-игровом комплексе.
Диагностика.
В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с ОВЗ, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу, а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации. Составляются карты индивидуального маршрута сопровождения специалистами каждого ребёнка с ОВЗ.
В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь. В апреле выявляется итоговый уровень подготовки детей к школе.
Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.
Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом. Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом.
Коррекционная логопедическая работа по исправлению нарушений речи включает в себя дыхательные упражнения, артикуляционную и пальчиковую гимнастику, так же позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
II блок - Работа с родителями.
Этот блок содержит три направления.
Психологическое просвещение родителей по подготовке ребенка к школе.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.
Одной из основных задач педагогов ДОУ является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.
На родительских собраниях, семинарах проводится работа с родителями по таким вопросам как: психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего дошкольного возраста; развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения; готовность детей с ОВЗ к обучению в школе; готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации.
Так же проводятся тематические консультации, обновляется информация в родительских уголках, разрабатываются памятки для родителей.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям носят конкретный характер, легко укладываются в семейный стиль взаимодействия с ребенком.
Индивидуальное консультирование.
Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций педагог освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины - советует обратиться к другим специалистам, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.
Нетрадиционная форма организации работы с родителями.
Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения педагогом-психологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику», целью которого является подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Так же в ДОУ проводятся такие формы общения с родителями как:
совместные досуги, праздники;
участие родителей в выставках;
организация мини-библиотеки.
III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.
Этот блок содержит 4 направления работы.
Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.
Педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед выступают на педагогических советах, семинарах, проводят тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития старших дошкольников с отклонением в развитии здоровья, освещают точки зрения различных ученых по подготовке к школе.
Индивидуальное консультирование педагогов.
В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя возможна при условии совместного планирования работы : выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с ОВЗ будет осуществляться системно.
Нетрадиционная форма организации.
К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга «Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы», в ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.
Связь со школой.
Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.
Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ОВЗ эти представления формируются только с помощью взрослых. Именно у этой категории детей преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса. Это мешает их полноценному процессу социализации.
Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. В нашем дошкольном учреждении созданы все условия, чтобы воспитанники получили достаточную физическую подготовку, которая даст возможность правильно развиваться и обеспечить в дальнейшем базу для успешной учебы в школе.
Известно, что отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность.
Умеренная физическая тренировка и физический труд укрепляют нервную систему, улучшает соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, создают у ребенка уравновешенное нервно-психическое состояние.
Перед специалистами нашего учреждения стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту.
К школьному возрасту, дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками. Предшкольная подготовка детей будет успешной, если родители не будут иметь завышенные или заниженные ожидания от ребенка и предъявлять неадекватные требования к нему. При совместной работе родителей и педагогов детского сада дети достигают положительных результатов в обучении и формировании функциональных навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе.
Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей с ОВЗ к школе в современных условиях очевидна. Она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и их родителям.
1. Цели коррекционно-развивающего обучения
Формирование у детей с ОВЗ мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, формирование элементарных знаний о мире, развитие творческой активности, адекватной восприимчивости к окружающим.
Внедрение эффективных педагогических, коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий реабилитации детей с проблемами в развитии.
Создание и обогащение единой комплексной системы психологической, педагогической, медицинской помощи «особым» детям.
2. Задачи коррекционно-развивающего обучения
Системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребёнка, способствующих накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания основных направлений коррекционной работы.
Создание развивающей среды, способствующей максимально полному развитию потенциальных возможностей воспитанников, предупреждению трудностей в коррекции имеющихся у них отклонений.
Сочетание изучения развития детей с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребёнка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития.
Условия обучения и воспитания детей с НОДА.
Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с нарушением ОДА в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с нарушением ОДА, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда).
Организация воспитания и обучения дошкольников с нарушением ОДА предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня.
В режиме дня предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, приема пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы : групповых, подгрупповых, индивидуальных.
С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями ОДА необходимо соблюдать следующие условия:
создавать безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
соблюдать ортопедический режим;
осуществлять профессиональную подготовку и/или повышение квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.);
организовывать коррекционно-развивающие занятия по коррекции нарушенных психических функций;
осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;
предоставлять ребенку возможность передвигаться по ДОО тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;
привлекать детей с нарушением ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно-массовых мероприятиях;
проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ,
обучать их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ.
Организация деятельности группы комбинированной направленности для детей с НОДА.
Организация деятельности группы может модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе. При планировании работы необходимо учитывать баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах.
Инклюзивная практика осуществляется как в процессе реализации образовательных программ, так и в ходе режимных моментов:
индивидуальных занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами ДОО;
активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми;
приема пищи;
дневного сна;
фронтальных занятий;
организации взаимодействия в детско-родительских группах;
праздников, конкурсов, экскурсий, походов выходного дня.
Коррекционно-развивающая работа специалистов ДОУ.
Функции педагога-психолога:
Психологическое обследование воспитанников;
Проведение коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
Проведение консультативной работы с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания детей в семье;
Осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
Консультирование специалистов, работающих с воспитанниками в группе.
Функции воспитателя: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата выполняет кроме образовательных задач, задачи компенсирующего обучения.
Особенности работы :
Планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников;
Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с нарушениями ОДА с учётом рекомендации специалистов;
Консультирование родителей (законных представителей) детей с нарушением ОДА по вопросам воспитания в семье.
Функции учителя-дефектолога:
Задачи:
Психолого-педагогическое изучение детей в начале, в середине и в конце учебного года;
На основе результатов обследования и с учётом программных требований планирование работы, составление рабочей программы;
Анализ динамики развития каждого ребёнка, текущий мониторинг в процессе коррекционно-развивающего обучения;
Взаимодействие со специалистами ПМПк ДОО при определении образовательного маршрута;
Организация работы с родителями, проведение групповых и индивидуальных консультаций, открытых занятий.
Направления:
Формирование целостного представления о картине мира;
Формирование элементарных математических представлений;
Развитие коммуникации и связной речи.
Функции учителя-логопеда:
Задачи:
Изучение речевого развития детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
Систематическое проведение коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальным маршрутом;
Помощь педагогам ДОУ и родителям воспитанников в организации полноценной речевой среды.
Направления:
Коррекция звукопроизношения;
Артикуляционная гимнастика;
Развитие коммуникации и связной речи;
Работа над словарём;
Подготовка к обучению грамоте.
Вывод:
Содержание психолого-педагогической работы в нашем образовательном учреждении ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с НОДА с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по максимально возможному формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.