Марина Панкратова
Коррекционно-развивающая работа по созданию условий для развития воображения в средних группах
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма актуальной. Развитое воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми школьных знаний, является условием их творческого преобразования, способствует саморазвитию личности. Основываясь на развитом восприятии, оно является предтечей мышления. Активно используя образы, уже запечатленные в памяти, воображение фиксирует их в помощью внимания и создаёт нечто новое. Воображение представляет собой погружение в мнимую ситуацию, так необходимое для освоения гуманитарных предметов. Таким образом, этот психический процесс является основой для действия в смысловом поле идеальных объектов (например, геометрических фигур, чисел). Его значение в развитии предпосылок учебной деятельности отмечали Л. С. Выготский, В. В. Дывадов и другие. Среди целевых ориентиров современного дошкольного образования развитое воображение воспитанников, которое реализуется в разных видах деятельности, является одним из важных приоритетов на этапе завершения обучения в ДОУ.
Публикация «Коррекционно-развивающая работа по созданию условий для развития воображения в средних группах» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Вместе с тем развитие воображения до сих пор является одной из наименее разработанных проблем детской психологии. Так обращает на себя внимание замедление темпов развития воображения детей в возрасте 4-5 лет. Многие исследователи, Р. П. Ефимкина, Е. Е. Кравцова, О Дьяченко связывают это с усвоением норм и правил именно в среднем дошкольном возрасте. Однако, наш опыт показывает, что данный феномен успешно преодолевается созданием условий для развития творческой активности.
Психологическая служба ДОУ МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №58 ежегодно осуществляет мониторинг познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста. Наше исследование ставит целью выявление уровня развития психических процессов детей среднего дошкольного возраста для создания наиболее благоприятных условий развивающей среды в условиях ДОУ. Эта цель реализуется с помощью решения следующих задач:
1. Выявление уровня общей осведомленности.
2. Выявление уровня развития восприятия
3. Выявление уровня развития внимания.
4. Выявление уровня развития памяти.
5. Выявление уровня развития мышления (уровень наглядно-образного мышления).
6. Выявление уровня развития воображения.
Для решения данных задач использовался пакет методик Н. Н. Павловой и Л. Г Руденко «Экспресс- диагностика в детском саду».
Анализ средних показателей по результатам мониторинга 2012-2013 и 2013-2014 учебных годов показывает неравномерность в развитии различных познавательных процессов. На начальном этапе диагностики воображение действительно оказывается наименее развитым из всех познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста.
1. Восприятие (субтест «Коробка форм» - форма и пространственные отношения)
Группа Средний балл
Октябрь 2012 Октябрь 2013
Средняя группа №1 1,5 (средний) 1,5 (средний)
Средняя группа №2 1,6 (высокий) 1,6 (высокий)
2. Внимание (субтест «Лабиринты» - концентрация)
Группа Средний балл
Октябрь 2012 Октябрь 2013
Средняя группа №1 0,8 (низкий) 1,07 (средний)
Средняя группа №2 1,1 (средний) 1,03 (средний)
3. Память (субтест «8 картинок»)
Группа Средний балл
Октябрь 2012 Октябрь 2013
Средняя группа №1 1,8 (высокий) 1,5 (средний)
Средняя группа №2 1,7 (высокий) 1,4 (средний)
4. Мышление (субтест «Найди домик для картинки» общий уровень наглядно- образного мышления)
Группа Средний балл
Октябрь 2012 Октябрь 2013
Средняя группа №1 1,2 (средний) 1,3 (средний)
Средняя группа №2 1,2 (средний) 1,2 (средний)
1. Воображение (субтест «На что это похоже»)
Группа Средний балл
Октябрь 2012 Октябрь 2013
Средняя группа №1 0,5 (низкий) 0,6 (низкий)
Средняя группа №2 0,4 (низкий) 0,4 (низкий)
Такие результаты определяли направленность коррекционно-развивающей работы : нами был создан и развивающий комплекс мероприятий по развитию внимания, мышления и особенно – воображения детей среднего дошкольного возраста «Самый умный!». В основу нашего комплекса легли программы Н. Ю Куражевой «Цветик – семицветик». Е. Сапоговой «Азбука воображения», которые мы адаптировали в соответствии с конкретными особенностями условий проведения и спецификой задач. Мы учитывали возрастные особенности воображения детей 4—5 лет, которые основываются на осмыслении и расширении личного опыта, ассимилированного через сюжетно-ролевую игру. Активизируя знаково-символическую деятельность на основе программы Е. Е. Сапоговой, мы включали задания в сюжетно-ролевую игру, которая, по Е. Е. Кравцовой является «воображением в действии». В результате проведенной работы была зафиксирована значительная динамика в развитии познавательной сферы.
Анализ средних показателей после проведенной работы позволяет говорить о возросшей способности детей к свободному оперированию в знаково-символической деятельности, к развитию творческого сюжета в игре.
1. Восприятие (субтест «Коробка форм» - форма и пространственные отношения)
Группа Средний балл
Май 2013 Май 2014
Средняя группа №1 1,8 (высокий) 1,9 (высокий)
Средняя группа №2 1,8 (высокий) 1,8 (высокий)
2. Внимание (субтест «Лабиринты» - концентрация)
Группа Средний балл
Май 2013 Май 2014
Средняя группа №1 1,4 (средний) 1,5 (средний)
Средняя группа №2 1,6 (средний) 1,5 (средний)
3. Память (субтест «8 картинок»)
Группа Средний балл
Май 2013 Май 2014
Средняя группа №1 1,4 (средний) 1,9 (высокий)
Средняя группа №2 1,6 (высокий) 1,8 (высокий)
4. Мышление (субтест «Найди домик для картинки» общий уровень наглядно- образного мышления)
Группа Средний балл
Май 2013 Май 2014
Средняя группа №1 1,5 (средний) 1,6 (высокий)
Средняя группа №2 1,6 (высокий) 1,7 (высокий)
5. Воображение (субтест «На что это похоже»)
Группа Средний балл
Май 2013 Май 2014
Средняя группа №1 1,5 (средний) 1,6 (высокий)
Средняя группа №2 1,6 (высокий) 1,7 (высокий)
Работа по развитию воображения оказалась эффективной и позволила нам сделать следующий вывод: коррекционно - развивающая работа по созданию условий для развития воображения в средних группах ведет к положительной динамики развития познавательного процесса у 100% детей, что служит формированию предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возраст