Дарья Хабарова
Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. Проблема готовности ребёнка к школьному обучению чаще всего представляется комплексной задачей. Ведь, как известно, для успешного вхождения дошкольника в школьную жизнь все элементы его познавательной, эмоционально – волевой, мотивационной и коммуникативной сфер оказываются задействоваными в адаптационном процессе. Помочь ребёнку легче адаптироваться к школьному обучению можно с помощью данной программы, ведь она направлена именно на комплексное сопровождение ребёнка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, и мотивационном.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Новизна данной программы заключается в том, что она соответствует ФГТ, потому - что в ней есть задания направленные на формирование познавательных УУД, а именно на развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, сериация, установление аналогий.
Коррекционно – развивающая программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, имеющих недостаточный уровень развития познавательной и эмоционально – волевой сфер.
В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику и характер компонентов школьной зрелости, используется наблюдение за деятельностью детей, беседы с воспитателями, а также:
1. Оценка сформированности мыслительных функций по методикам: «Четвёртый лишний», «Найди семью», «Последовательность событий», «Сравнение и различие понятий».
2. Исследование уровня слуховой и зрительной памяти с помощью тестов «10 слов при четырёхкратном предъявлении», «10 предметов».
3. Выявление конструктивных способностей с помощью методики «Разрезные картинки» (4 – 6 частей);
4. Исследование умения ориентироваться в пространстве (Ориентировка в сторонах тела и «Покажи, что находится в центре рисунка»).
5. Исследование временного восприятия (части суток, времена года).
6. Исследование уровня развития внимания с помощью теста «Найди такую же картинку».
7. Определение школьной зрелости по ориентировочному тесту Кёрна – Ирасека (только с 6 лет);
8. Методика определения готовности к школе Л. А. Ясюкова (только с 6 лет).
Цель программы: психологическое сопровождение ребёнка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи программы:
Развитие интеллектуальной, эмоционально - волевой, речевой, личностной сфер;
Развитие произвольности поведения;
Снижение уровня тревожных переживаний;
Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
Обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучения навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;
Поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребёнка.
Методы реализации программы: игра, беседа, рисуночный метод, методики эмоционального расслабления, наблюдение.
В содержании программы предусмотрен ряд правил, определяющих эффективность проводимой работы:
Необходимым условием при проведении занятий служит строгое соблюдение ритуала начала (ритуал приветствия) и окончания работы (ритуал прощания).
Достижение развивающих задач в программе обусловлено вариативностью используемых заданий, так как использование различных техник и методик работы позволяет создавать как проблемные ситуации, так и ситуации успеха для каждого ребёнка, что создаёт дополнительные условия для проявления его субъективных свойств и характеристик.
Программа состоит из двух частей. Первая часть предусмотрена для детей старших групп, а вторая – для детей подготовительных групп. Таким образом, программа включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия, каждое занятие состоит из 5 упражнений. Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально – волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребёнка.
Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:
1 блок – тема «Знакомьтесь – это Я!»
2 блок – тема «Я – сам и Я- другие»;
3 блок – тема «То, что я чувствую»;
4 блок - тема «То, что меня окружает»;
5 блок – тема «Мои любимые занятия»;
6 блок – тема «Мы все разные, мы все удивительные»;
7 блок – тема «Давайте жить дружно!»;
8 блок – тема «Смотрите, что я умею!»
Программа предполагает групповые занятия (в группе 3 - 4 человека, проводимые в период с ноября по март. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность–25 -30 минут.
Оценку эффективности реализуемой программы предполагается проверять повторной диагностикой, содержащей задания, описанные выше, а также наблюдением за деятельностью детей во время занятий и бесед с воспитателями.
Ниже приведен пример одного занятия для детей старшей группы.
Тема «То, что я чувствую»
Цель: формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников.
Занятие
Упражнение 1. «Встаньте те, кто любит…»
Методы и техники: групповая игра.
Цели: содействие улучшению общения со сверстниками.
Ритуал приветствия.
Цель: сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.
Описание игры. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, с закрытыми глазами одну минуту. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу [3].
Содержание.
Ведущий говорит о том, что все люди очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи. Давайте убедимся в этом с помощью следующей игры. «Встаньте те, кто любит мороженое (плавать, ложится спать вовремя, убирать игрушки)». Те, кто согласен с высказыванием ведущего, должны встать. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего [8].
Упражнение 2. «Про весёлого кота»
Методы и техники: сказкотерапия.
Цели: развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.
Содержание
Ведущий. Теперь настало время сказки. Располагайтесь поудобнее на ковре и слушайте!
«В одной волшебной стране, где животные и растения умеют говорить, куда могут попасть только дети, а взрослые попадают очень редко, жил да поживал кот. Вроде бы обычный кот, как сотни других котов, которые, может быть, встречались вам сегодня на пути. Живёт он в домике на краю сказочной деревни, домик его легко найти среди других домиков – ведь он выкрашен разноцветной краской. Стены у домика голубые, окошки жёлтые, а крыша зелёная. Но особенность есть не только у дома, есть она и у кота – дело в том, что он очень весёлый! Его так и зовут – кот – весельчак. Бывало, загрустит кто – то, затоскует, а кот уже тут как тут! Сразу и пошутит, и спляшет. И Веселье появляется повсюду, куда бы он не пришёл! Но вот однажды скрылось солнышко за облако, и кот наш загрустил…»
Ребята, давайте придумаем окончание этой сказки и поможем коту стать опять весёлым!
Дети вместе с ведущим придумывают варианты окончания сказки, обсуждают их. По окончании работы можно предложить детям нарисовать кота – весельчака [1].
Упражнение 3. Расматривание фотографий и рисунков
Методы и техники: беседа.
Цели: развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.
Содержание
Психолог вместе с воспитанниками рассматривает фотографии и рисунки с изображением весёлых, радостных детей. Спрашивает:
- Чем похожи эти дети? (У них радостное настроение, они весёлые.)
- Как вы об этом догадались? (они улыбаются, смеются, прыгают, поднимают руки) [8].
Упражнение 4. «Сердитый котёнок»
Методы и техники: игра.
Цели: научить изображать злость и избавляться от неё.
Содержание.
Дети распределяются на пары. Один играющий – котёнок, другой – его хозяин. Первый участник должен показать, как сердится котёнок (шипит, выпускает когти, царапается). Хозяину котёнка необходимо успокоить его, приласкать, погладить. Тогда котёнок успокаивается, начинает тереться о ноги хозяина, мурлыкать. Затем участники меняются ролями. И игра на взаимодействие повторяется ещё раз.
Далее происходит обсуждение с детьми способов избавления от «сердиток» (пожалеть человека, приласкать, посочувствовать ему, приободрить, улыбнуться).
Психолог советует участникам выучить простые правила:
Не злись, не сердись – улыбнись.
Доброе слово и кошке приятно [8].
Упражнение 5. «Я радуюсь, когда…»
Методы и техники: беседа.
Цели: знакомство с эмоцией радости.
Содержание
Каждый участник группы, передавая мяч по кругу, продолжает фразу: «Я радуюсь, когда…»
Ведущий. Наше занятие подошло к концу. До встречи! [1]
Ритуал прощания
Цель: создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребёнку.
Описание игры. Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту.
Вопросы к детям:
Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)
Что понравилось больше всего на занятии? [3]
Ведущий. Спасибо, до свидания.
Список использованной литературы:
1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб. : ООО «ИЗДАДЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 96 с.
2. Гаврина С. Е. Большая книга подготовки к школе для детей 4 – 5 лет. Чтение, счёт, логика, мелкая моторика руки / С. Е Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина; худож. : Г. В. Соколов, В. Ю. Перцев. – Ярославль: Академия развития, 20009. – 240 с.
3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощёкова. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 157 с.
4. Земцова О Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2007. – 18 с.
4. Земцова О. Н. Развиваем мышление. - М. : Махаон, Азбука – аттикус, 2011. - 32 с.
5. Земцова О Н. Развивающие тесты для детей 4 – 5 лет. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2012. – 112 с.
6. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Авт. - сост. : Г. М. Казакова, Е. В. Калмыкова. - М. : АРКТИ, 2010. – 104 с.
7. Куражева Н. Ю., Тузаева А. С., Козлова И. А. 70 развивающих заданий для дошкольников 5 – 6 лет. – СПб. : Речь; М: Сфера, 2011. – 64 с.
8. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.
9. Готов ли ты к школе? Тестовые задания для проверки знаний детей 5 – 7 лет. Игра «Забавы в картинках».
10. Собираем, различаем. Развивающая игра – лото для детей 3 - 6 лет. Развиваем зрительное восприятие, внимание, речь, логическое мышление. Для занятий в группах детских садов и индивидуально. Игра «Забавы в картинках».
11. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. Из-во «ИМАТОН», 1999. – 180 с.