Милана Зандакова
Коррекционно-развивающая программа «Преодоление тревожности и страхов»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая программа является системой занятий по психологическому сопровождению эмоционального развития детей 5-7 лет.
В основе разработки программы лежат следующие принципы: комплексности, индивидуально-возрастного подхода, культурно-исторической аутентичности.
Методологическая основа программы обеспечивает ее высокую эффективность и возможность модификации относительно индивидуальных особенностей ребенка и группы детей.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Преодоление тревожности и страхов“» размещена в разделах
Цели: путем психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями; формировать психологические защиты от невротизирующих факторов.
Задачи:
Диагностические:
• выявление преобладающих страхов и определение степени их выраженности;
• исследование тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми;
• отношение ребенка к родителям, к себе, наличие страхов, опасений;
• выявление факторов, порождающих страхи.
2. Коррекционные :
• ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования;
• снятие страхов путем проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха;
• снятие напряжения, повышение уверенности в себе, самостоятельности;
• обучение элементам выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств;
• обучение навыкам саморасслабления и творческой саморегуляции;
• освоение коммуникативных умений;
• обучение навыкам самоконтроля в общении.
Чтобы сделать безошибочное заключение об эмоциональных особенностях детей, необходимо учитывать особенности всей жизнедеятельности ребенка в целом. Поэтому так важен диагностический этап-отбор детей в группу коррекции. Исследования проводятся с дошкольниками в начале и в конце работы. Чтобы получить точные данные о наличии страхов у детей, следует обратиться к нескольким методикам, их совокупность дает более точные прогнозы о существовании однородных страхов у детей.
Психологические средства, использованные в работе с детьми:
Диагностические:
1. Тест тревожности Тэммл Р., Доркин М., Амен В.
2. Метод незавершенных предложений Сакса Сиднея.
3. Тест «Дом-Дерево-человек»-проективная методика Дж. Бука.
4. Методика по выявлению тревожности и страхов- Захаров А. И
5. Анкетирование.
Коррекционные :
Методы:
1. Игровая терапия.
2. Рисуночная терапия.
3. Психогимнастика.
4. Аутотренинг.
5. Релаксация.
6. Куклотерапия.
7. Телесная терапия.
8. Танцевальная терапия.
9. Эмоциональные качели (переход от состояния опасности к состоянию безопасности).
10. Разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха.
Примеры:
• Десенсибилизация страха (привыкание);
• Переживание безопасности за счет создания условности ситуаций;
• Переживание положительных эмоций за счет возможности творческой саморегуляции;
• Анатомирование страха (объяснение, что собой представляет пугающие предмет и др.).
Комплектование коррекционных групп
Психокоррекционные группы формируются из состава детей с ярко выраженными страхами с учетом количественного коэффициента страхов.
Максимальная численность детей в группе - от 5 до 7 человек. Разница в возрасте должна составлять не более одного года.
Организация и структура коррекционно-развивающих занятий
Программа включает 19 занятий, которые построены по единой схеме: занятия включает три части. Каждая, из которых направленна на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости старшего дошкольника. 1-ая часть занятия включает упражнения по формированию когнитивного компонента эмоциональной компетентности. 2-ая часть формирует приемы оптимизации эмоциональных состояний. 3-ая часть развивает у детей приемы саморегуляции.
Цели первой части связаны с развивающе - обучающей направленностью, ориентированной на формирование положительных эмоций, установление контакта с психологом и участниками группы (психогимнастика, телесная терапия, программы детского аутотренинга). Что бы достичь большей активизации детей и их заинтересованности, используется интригующее начало, эмоциональная завязка занятия.
Программы детского аутотренинга можно заменить, используя релаксационные упражнения, подобрав соответствующий музыкальный фон.
Далее следует перерыв «Минутки шалости».
Цели второй задачи (основной)- диагностика и коррекция страхов.
Это часть самая длительная, так как состоит из 2-3 составляющих. Сюда входят беседы, ролевые и подвижные игры, рисование страхов, аппликация пиктограмм, показ диафильмов, сочинение волшебных историй и пр. перерыв не дается, один вид деятельности сменяется другим, более подвижным (подвижные игры, с обязательным участием родителей.
Часть третья - заключительная, самая короткая. Сюда входит мышечный аутотренинг расслабления и другие этюды психогимнастики на расслабление мышц тела. Родители отрабатывают на занятии элементы саморасслабления с детьми и дома закрепляют. Полученный опыт используется в дальнейшем. В конце занятия идет обсуждение (по кругу) переживаний по поводу темы занятия, выполнение группового правила: «Поделись улыбкой своей».
На занятиях в психокоррекционной группе дети видят себя во взаимодействии с ребятами в зеркале отношений, поступков и действий с окружающими. Они приобретают важную способность видеть и оценивать себя, глядя на себя глазами других.