Лучший педагог года

Коррекционно-развивающая программа «Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста» (1 фото)

Анжелика Бойцева
Коррекционно-развивающая программа «Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Управление образования Администрации г. Новочеркасска

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №11

Коррекционно-развивающая программа

На тему: «Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

Разработала:

Бойцева Анжелика Андреевна

педагог-психолог МБДОУ детского сада №11

город Новочеркасск

2014г.

Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В программе представлены материалы по коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Детей с высоким уровнем агрессивного поведения, низким уровнем развития произвольного поведения и коммуникативных навыков я объединила в одну подгруппу и разработала для них коррекционно-развивающую программу с использованием методов игровой терапии, гештальт- терапии, арт-терапии, сказкотерапии и символдрамы.

При организации коррекционных подгрупп я соблюдала одновозрастной принцип.

Психологическая помощь агрессивным детям и их родителям мною представлена на 4 этапах сопровождения (диагностическом, планово-организационном, коррекционном и итоговом).

1. Диагностический этап: цель – выяснение возможных причин агрессивного поведения.

На данном этапе необходимо попытаться собрать более полную информацию о ребенке. Для выявления общих сведений о воспитании ребенка в семье, его склонностей и интересов я провела беседу с ребенком по схеме Т. Д. Марцинковской. Для выяснения возможных причин агрессивного поведения я использовала диагностический тест «Цветок», который представлен в книге Я. Л. Обухова. «Символдрама. Введение в основную ступень». Проведенная диагностика позволяет разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка и наметить дальнейшую работу с ним.

2. Планово – организационный этап: цель – определить пути коррекции агрессивного поведения у детей 6 – 7 лет.

Для разработки программы я использовала литературу:

1. Т. Д Зинкевич-Евстигнееевой. «Практикум по сказкотерапии». –СПб. : ООО «Речь» 2000г.

2. И. Г. Малкина-Пых «Психосоматика». – М. : Эксмо, 2009.- 1024 с. - (Новейший справочник психолога).

3. Т. Д. Марцинковская «Детская практическая психология». - М. : Издательство «Гардарики».- 255 с.

4. М. А. Панфилова. Игротерапия общения. Москва 2008г.

5. Л. Д. Постоева, Г. А. Лукина. «Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет». М. : Книголюб, 2006. - 64 с.

6. Р. М. Ткач. «Сказкотерапия детских проблем».».- СПб. : Речь: М. : Сфера, 2008.- 118с.

7. Хухлаева О. В. «Лабиринт души: Терапевтические сказки». – М. : Эксмо, 2009.- 235 с.

8. Я. Л. Обухова. «Символдрама. Введение в основную ступень». Ростов-на –Дону, 2005г.

3. Коррекционный этап: цель – осуществить целостный системный подход для преодоления агрессивного поведения.

Реализация план – программы.

Работу можно строить и в индивидуальном порядке и в группах по 4 – 8 человек.

Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1-2 раз в неделю.

Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет – не более 40 минут.

Мною была разработана коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности, рассчитанная на 8 месяцев, по 1-2 встречи в неделю.

Данную работу я разделила на 3 блока.

1 блок. [/u] Расширение осознания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии. Коррекционная работа, направленная на обучение ребенка приемлемым способам выражения, контроля и управления гневом (1 – 12 неделя).

Первый блок программы основывался на психологической коррекционной программе М. А. Панфиловой «Игротерапия общения».

[i]Цель[/i] программы- коррекция негативных личностных черт и обучение социально желаемым формам общения.

Задачи:[/i]

1. Раскрепощение участников и объединение их в группу.

2. Развитие мимики, пантомимики, умения понимать состояние другого человека.

3. Развитие адекватных форм проявления эмоций.

4. Обучение релаксации.

5. Обучение способам разрядки агрессивных импульсов.

В 1 блоке программы использовались приемы гештальт –терапии и арт-терапии с целью развития способности выражать свои мысли, эмоции, более полного отреагирования чувств и их позитивной трансформации.

2 блок. Психологические упражнения, направленные на развитие у детей коммуникативных навыков, творческих способностей, поведенческих реакций и снятие деструктивных элементов в поведении (13-20 недели).

Второй блок программы основывался на интегрированных коррекционно-развивающих занятиях Л. Д. Постоевой и Г. А. Лукиной.

Цель программы- расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении и развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

2. Снижение импульсивности, агрессии.

3. Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

4. Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.

5. Расширение эмоционального опыта.

В 2 блоке программы использовалась сказкотерапия с целью обучения детей социально-приемлемым формам поведения.

3 блок. Коррекционная работа, направленная на освобождение от негативных чувств и эмоций (катарсис, на переработку актуально-насущных конфликтов, агрессивного поведения посредством использования метода символдрамы.

(21-28 недели).

Третий блок программы основывался на методе Символдрамы Г. Лейнера.

Цель программы- удовлетворение архаических (врожденных) потребностей, переработка внутренних конфликтов обуславливающих агрессивное поведение.

Задачи:

1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

2. Снижение импульсивности, агрессии.

3. Развитие воображения, креативности.

В содержание занятий я включала:

1. Упражнения, направленные на раскрепощение участников, объединение их в группу (знакомство с помощью кукол драматизации, игра «съедобное – несъедобное», игра «Кто позвал?», игра «Летает- не летает»,).

2. Игры направленные на развитие мимики, пантомимики, творческой активности, адекватных форм проявления эмоций (театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке», игра-сказка «Воробьиная семья, игра-сказка «Три поросенка», игра-сказка «Брыкающаяся лошадка»).

3. Игры обучающие ребенка приемлемым способам разрядки агрессивности (игра «Злые- добрые кошки», игра «Воробьиные драки», игра «Минута шалости», игра «Каратист», игра «Боксер», игра «Упрямая подушка», игра «Клоуны ругаются», игра «Жужа»).

4. Релаксационные, танцевальные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижению уровня личностной тревожности («Дождь в лесу», «Подснежник», «Гусли»).

5. Упражнения включающие в себя основные процедуры гештальт-терапии, к которым относится: расширение осознания, интеграция противоположностей; усиление внимания к чувствам, работа с мечтами (фантазией, принятие ответственности на себя, преодоление сопротивления. («Здесь и сейчас я вижу, слышу, чувствую», «Если бы», «Фигура и фон», «Медитация», «Поток сознания», «Заметьте как можно больше качеств и особенностей (карандаша, «Привычки в еде», «Вспоминание», «Напряжение, расслабление», «Вербализация», «Молчание», «Разыгрывание ролей», «Нападающий, защищающийся», «Магазин» и т. д.

6. Упражнения направленные на развитие произвольного поведения, творческих способностей и коммуникативных навыков («Дельфины тренируются», «Раздувайся пузырь», «Упражнение морской аквариум», «Игра с волной», «Чудесное дерево», «Полет», «Перелет», «Божьи коровки, бабочки, кузнечики», «Гусеница», «Прогулка», «Ласковая мама».

7. Лепка гнева из пластилина, обсуждение в каких случаях ребенок испытывает гнев. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации на примере героев сказок. Работа с куклами, отображающими различные эмоциональные состояния.

8. Разбор вместе с детьми последствий различных поведенческих реакций на проблемную ситуацию, выбор позитивной модели действий и закрепление их в ролевой игре.

4. Итогово – оценочный этап: цель - определить результативность коррекционной работы.

Для отслеживания результативности коррекционно-развивающей работы мною используется «Лист коррекционных занятий», в котором фиксируется динамика состояния ребенка в процессе работы.

По завершению коррекционной работы я провожу итоговую диагностику.

По результатам итоговой диагностики можно сделать вывод о том, что положительная динамика наблюдается в показателях: уровень агрессии, коммуникативные навыки, произвольное поведение (внимание, память).

Работа с педагогами по данной проблеме проводится в двух направлениях:

1 консультативное

2 просветительское.

Подготовлены и проведены консультации: «Поощрения и наказания», «Понятия характера, темперамента, сознания и Я-концепции», «Виды агрессии», «Причины агрессивного поведения», «Как преодолеть агрессивное поведение у детей».

Разработаны рекомендации: «Игры с агрессивными детьми» (упражнения направленные на обучение ребенка способам разрядки гнева и агрессивности).

Проведен мастер - класс «Игры с агрессивными детьми».

Цель работы с родителями агрессивного ребе

Коррекционно-развивающая программа «Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»

ка – снятие провоцирующих факторов агрессивного по ведения у детей.

Работу с родителями агрессивных детей провела в двух направлениях:

- информирование родителей об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;

- обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также приемам регуляции психического равновесия, активного слушания. Помощь семье в плане выработки единых требований и правил воспитания.

Мною был разработан алгоритм работы с семьей агрессивного ребенка, составлены рекомендации родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком, подобраны игры и упражнения для домашнего использования.

Параллельно с индивидуальной работой с ребенком, провела индивидуальные консультативные беседы, также использовала методику родительских оценок и притязаний. В этом направлении, символдрама позволяет вести работу с родителями более предметно, так как часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка.

Публикации по теме:

Приказ на проведение педагогического совета .

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 ноября 2014 в 14:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционно-развивающая программа «Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Бойцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД