тамара папст
Коррекционная ритмика
▼ Скачать + Заказать документы
II. Основная часть.
1. Упражнение «Слушай бубен!»
Цель: развитие способности программировать свои действия на
основе условных сигналов и устойчивости, концентрации внимания.
И. П. Играющие идут по кругу или в свободном направлении.
Когда ведущий (педагог) хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Публикация «Коррекционная ритмика» размещена в разделах
На начальном этапе упражнение рекомендуется проводить без музыкального сопровождения. По мере усвоения детьми программы действий, следует использовать музыкальное сопровождение.
На этапе разучивания упражнения, рекомендуется сначала давать его в упрощенном варианте. Например, один хлопок — поза «аист», два хлопка — ходьба.
В этом упражнении вместо хлопков можно использовать удары по бубну.
Рекомендуется использовать музыку маршевого характера, которая должна звучать непрерывно.
2. Упражнение «Вот так позы!»
Цель: развитие наблюдательности и памяти.
В игре принимают участие шесть детей, один из них водящий.
Дети принимают различные позы. Водящий ребенок, посмотрев, должен запомнить их. Когда дети вернутся в исходное положение, водящий воспроизводит позы, которые он запомнил.
Остальные дети также запоминают позы, контролируют правильность выполнения и при необходимости принимают те позы, которые ребенок не смог запомнить и воспроизвести.
Упражнение повторяется со следующими детьми.
3. Упражнение «Веселые ладошки».
Цель: развитие чувства ритма и темпа.
И. П. Дети сидят на ковре, широко расставив ноги. Педагог поет песенку (когда дети запомнят ее, они могут петь вместе с ним).
Хлоп! Раз! Еще раз!
Мы похлопаем сейчас. На слово «Хлоп!» громко хлопают в ладоши (руки высоко подняты вверх). На слово «Раз!» легко ударяют себя по коленям. Движения чередуются, а при повторе музыкальной фразы они повторяются.
А теперь скорей, скорей! Шлепай, шлепай веселей! Наклонившись вперед, быстро, в такт мелодии шлепают ладошками по ковру перед собой.
4. Упражнение «Часы».
Цель: развитие чувства ритма; укрепление боковых мышц туловища.
С текстом для этого упражнения дети знакомятся заранее.
И. П. Дети стоят свободно, опустив руки вдоль туловища.
Тик-так, тик-так, часы стучат
И нам с тобой о многом говорят,
Что день прошел и спать пора,
Устала наша детвора.
Все спят, а часы всю ночь стучат
И наш покой хранят. Пропевая текст, дети одновременно делают поочередно наклоны вправо-влево.
Заводят стрелки хоровод, Скрещивают руки махом внизу, поднимают перед собой — вверх и опускают вниз, разведя в стороны.
Тик-так, и ночь пройдет. Выполняют боковые наклоны.
Педагог обращает внимание на ритмичное выполнение движений в соответствии с музыкой.
Рекомендуется музыкальное сопровождение О. С. Боромыковой (см. приложение 2-31).
5. Упражнения «Шалтай-Болтай», «Осень».
Цель: развитие способности к регуляции мышечного тонуса; способности выполнения образных движений.
«Шалтай-Болтай».
Педагог читает стихотворение С. Маршака:
Шалтай-Болтай сидел на стене. Дети поворачивают туловище
вправо — влево, руки свободно
болтаются, как у тряпочной
куклы.
Шалтай-Болтай свалился во сне. Резко наклонить корпус тела
вниз.
«Осень».
Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап, кап, кап! Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладошками вверх.
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! Медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти слегка отведены, ладошки «смотрят» вниз.
Где листок к листку прилип, Появился гриб, гриб, гриб! Дети медленно поднимаются, держась за голову руками, как за шляпку.
Кто нашел его, друзья? Стоят прямо, пожимая плечами.
Это я, это я, это я! Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.
6. Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры 1».
Инструкция педагога: «Станьте или сядьте прямо. Руки опущены вдоль тела. Делаем глубокий вдох. Во время вдоха прямые руки медленно поднимаем до уровня груди ладонями вперед. Задерживаем дыхание. Направьте внимание в центр ладоней, представьте, что там «горячая монетка». Представили? Теперь медленно выдыхаем. Выдыхая, чертим обеими руками одновременно в воздухе перед собой два круга в одну сторону. Опускаем руки. Задержите дыхание на выдохе, насколько это возможно. Повторите упражнение сначала, но на выдохе перед собой нарисуйте треугольники. Снова выполните это упражнение, но рисуйте перед собой на выдохе два квадрата». Выполняется 1 раз.
7. Этюды «Круглые глаза», «Карлсон».
«Круглые глаза».
Цель: развитие мимики. Выражение удивления. Педагог рассказывает детям историю и предлагает показать, как удивился мальчик, какие круглые глаза были у него, когда он увидел живую тряпку.
— Однажды мальчик увидел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы, зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».
«Карлсон».
Цель: выражение удовольствия и радости. Ведущий предлагает детям послушать стихотворение М. Танича и отгадать, о ком в нем говорится:
Мой дом — у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком!
Дети сначала показывают, какое лицо у Карлсона (шаловливое, с надутыми щеками, затем — какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
7. Игра-миниатюра «Бытовые сценки».
Цель: развитие умения действовать по представлению. И. П. Дети сидят на стульях.
Педагог предлагает детям по очереди изобразить действия членов семьи, которые они часто наблюдают дома: мытье посуды, стирка белья и т. д.
При этом ребенок должен показать серию последовательных движений, отражающих определенное действие. Ребенку не разрешается разговаривать, а только изображать действия при помощи мимики и жестов.
Остальные дети должны понять и назвать изображаемое действие.
III. Заключительная часть.
1. Подвижная игра «Дракон кусает свой Хвост».
И. П. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего.
Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Пока звучит музыка (по выбору педагога, первый играющий пытается схватить последнего — «дракон ловит свой хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга.
По окончании музыки на роли «головы дракона» и его «хвоста» выбираются другие дети.
2. Упражнение «Большая желтая луна».
Цель: синхронизация речи и движений, подготовка детей к отдыху.
И. П. Дети свободно располагаются по залу. Педагог читает текст, дети выполняют движения.
Большая желтая луна Дети поднимают руки вверх.
Восходит в небе звездном. Показывают «круглую луну».
Свой яркий луч мне шлет она Дети смотрят вдаль, приложив руку ко лбу.
И шепчет: — Очень поздно! Показывают пальчиком «т-с-с-с.»
Луна встает, а мне — в кровать! Снова поднимают руки вверх.
И до утра придется спать! Кладут руки под щечку.
3. Релаксационное упражнение «Конкурс лентяев» — вариант отдыха детей.