Екатерина Якутина
Коррекционная работа с заикающимися детьми
Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены.
Публикация «Коррекционная работа с заикающимися детьми» размещена в разделах
При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера.
Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом.
Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.
Книга "Школа красивой речи. Формирование плавности речи" - это методико-практическое пособие по коррекции заикания у детей.
Данное пособие разработано, опираясь на основные принципы коррекции заикания. Здесь впервые предлагается комплекс упражнений по формированию плавной речи с использованием картинного материала. Вводится новый метод под названием "ниточка". В комментариях к каждому упражнению доступным языком описывается, как заниматься с ребёнком.
В представленных пособиях впервые описывается, какими способами объяснять ребёнку, как говорить по-новому. И вводится новый метод под названием «ниточки». Предложенные упражнения рассчитаны на работу с детьми, начиная с 3 лет. Но являются универсальными для коррекционной работы с детьми любого возраста. Специалист может выбирать, с какого способа коррекции начинать, сколько по длительности выполнять упражнения каждого пособия и когда переходить к следующему этапу. Это зависит от: возраста, тяжести заикания, принятия ребёнком предложенного способа, возможности усваивать новые навыки и временем их автоматизации каждым конкретным ребёнком.
В книге «Формирование плавности речи» предлагаются упражнения для коррекции заикания, начиная работу со звуков, слов, фраз различной сложности, упражнения по развитию долгого речевого выдоха, а также по формированию правильных пауз, чтобы ребёнок смог овладеть навыком правильного речевого дыхания в связной речи. Каждое упражнение сопровождается комментариями, где доступным языком рассказывается, как объяснить ребёнку задание, и зачем оно необходимо. А также объясняется родителям, что ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на том, что он должен сделать вдох перед вступлением в речь и говорить на выдохе. «Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы Для того, чтобы избегать таких ошибок, в пособии «Формирование плавности речи» предлагаются упражнения с использованием рисования «ниточки», что оказывает визуальную поддержку для формирования долгого речевого выдоха. Вводится также понятие «ниточка порвалась». Взрослому ясно, что это обозначает нехватку речевого выдоха для проговаривания фразы. А ребёнок сможет понять и почувствовать, как управлять своим дыханием, чтобы проговорить всю фразу без дополнительного добора воздуха или перехода к речи на вдохе в середине фразы. Как объяснить, что надо говорить плавно? Логопеды используют для этого образец своей речи. Но большинство ребятишек, особенно самых маленьких, не могут уловить эту плавность, принять эту новую речь и понять, как произнести также. Тогда специалист использует плавное ведение рукой совместно с речью. Дети с большой старательностью подхватывают это, и таким образом формируется сопутствующее движение. И навык «красивой речи» будет чётко ассоциироваться с движением руки. Если ребёнка попросить впоследствии не сопровождать свою речь движением руки, говоря, что он уже умеет «красиво говорить», то он начинает раскачиваться всем телом. Так как же на первом этапе ребёнку объяснить и дать почувствовать плавность речи? Для этого разработан метод «ниточки», что представлено в последовательных упражнениях.
Для того чтобы коррекционный процесс прошел успешно, нужно, чтобы в логопедической работе было реализовано несколько этапов.
1. Логопеду необходимо понять, какой метод коррекции нужен конкретному ребёнку, исходя из его возраста и тяжести заикания. Не всегда это понятно сразу, иногда только наблюдая проявления заикания в динамике и пробуя разные подходы, получается подобрать нужные методы и способы.
2. Во время занятий ребёнок должен понять, что от него хочет логопед, то есть, как ему говорить по-новому.
3. Очень важный момент. Ребёнок должен не только понять, но и принять то, чему его обучают. Многие дети отвергают новый стиль речи, и поэтому в таком случае приходится изобретать способы мотивации и поощрений для каждой конкретной личности.
4. Этап автоматизации речи без заикания при внешнем контроле, которым может являться логопед, родитель, ситуация кабинета или другое, что спровоцирует ребёнка «включить» новый навык.
5. Ребёнок должен захотеть говорить по-новому. Это происходит, когда он чувствует, что при использовании нового способа, ему значительно легче. Многие родители на этом этапе отмечают, что их малыш начинает говорить, затем останавливается и как бы «переключатся» на новый стиль речи. То есть ребёнок, почувствовав, что начинает проявляться судорога, интуитивно переходит на тот способ говорения, когда он может преодолеть ее, что подсказывает ему имеющийся опыт на занятиях. А также логопед совместно с родителями вырабатывает, как дать мотивацию говорить не только на занятиях, но и дома с родителями, и в других ситуациях.
6. Этап, когда ребёнок осознанно самостоятельно использует навык «красивой речи» и получает от этого удовольствие, то есть мы имеем речь на самоконтроле. Это происходит только тогда, когда навык сформирован, автоматизирован, и создана правильная мотивация со стороны родственников.
7. И последний, самый долгожданный этап, это когда после осознанно контролируемой речи без заикания появляется бессознательный контроль. Причем этот последний этап у маленьких детей может наступать без этапа осознанного контроля. Но чем старше ребёнок, а тем самым больше «опыт» заикания, тем длительнее будет этап осознанного контроля.
Таким образом, представленная методика по логопедической коррекции заикания у детей включает в себя:
- формирование плавности речи с использованием метода «ниточки», благодаря которому появляется у ребёнка ощущение плавности с помощью зрительной опоры, понижается и контролируется темп речи, формируется долгий речевой выдох, проводится работа над паузированием; появляется возможность формирования осознанного самоконтроля за своей речью.
- использование методов ритмичной речи, исходя из возрастных особенностей ребёнка и тяжести заикания.
- обучение и автоматизация навыка послогового чтения.
- последовательное обучение планированию собственного высказывания.