Приложение МААМ

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрительного анализатора

Наталья Доровских
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрительного анализатора
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционная работа с детьми, имеющими

нарушения зрительного анализатора

В педагогическом процессе выделяют следующие группы детей, имеющих нарушения зрительного анализатора:

- слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо, имеющие остаточное зрение, либо сохранившие способность к светоощущению;

- абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

Публикация «Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрительного анализатора» размещена в разделах

- частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

- слабовидящие – дети с остротой зрения 0,05 до 0,2.

Выпадение зрения как ведущего анализатора приводит к сенсорной перестройке. В восприятии большого пространства слепыми немаловажное значение имеют слуходвигательные рефлекторные связи. У инвалидов по зрению с остротой зрения от 0,03 до 0,02 и ниже в организации сенсорной сферы доминируют тактильно-кинестезические ощущения.

Компенсация зрительных нарушений обеспечивается системой коррекционных мероприятий, благоприятствующих психическому и физическому развитию, а также деятельности сохранных анализаторов.

Сенсорное воспитание незрячего или слабовидящего ребенка – это один из видов обучения, без которого невозможен в дальнейшем весь процесс обучения. Поэтому, чем раньше систематически и целенаправленно развивать двигательные возможности ребенка, компенсируя нарушения зрения осязанием, моторикой, слухом, тем успешнее будет протекать дальнейшее развитие ребёнка.

Сенсорное воспитание предполагает несколько ступеней, исходя из возрастных особенностей детей. Первая ступень познания начинается через стимуляцию движения руки. Рука компенсирует зрение. Родители должны научить ребенка различным движениям руки и в первую очередь хватательным движениям. Когда ребенок научится держать игрушку, можно развивать следующую деятельность: одна рука держит, а другая – манипулирует. Например, малыш держит в одной руке коробочку, а другой складывает туда кубики, колечки и другие мелкие предметы. Действия двумя руками одновременно – это развитие обоих полушарий головного мозга.

Вторая ступень – развитие у ребенка чувственного восприятия окружающего мира через передвижение в пространстве и действия с предметами-игрушками. Так как сам ребенок не может это сделать, подражая кому-то, начинается его деловой контакт с родителями через совместные действия руки взрослого с рукой ребенка. Формирование навыков правильного действия с предметом происходит, прежде всего, в естественных потребностях (одевание, кормление, гигиена, игры). Все предметы нужно давать ребенку в руки. Пусть он пощупает, понюхает, даже попробует их на вкус. При совместных действиях (рука взрослого и рука ребенка) необходимо не только показывать действия с этим предметом, но и сопровождать их словесным описанием. Основное здесь не просто

ощупать и узнать предмет- игрушку, а побудить ребенка к действию с данным предметом, к овладению способом употребления его.

Третья ступень познания – игра, которая является основной деятельностью ребенка. В игре он реализует свое желание участвовать в жизни окружающих людей. Слепой ребенок, не видя игр и играющих детей, не может им подражать, поэтому его игры бедны по отражению и содержанию окружающей жизни. Слепые дети не могут самостоятельно обучиться играть. В игре ведущую роль должен взять на себя взрослый. Игра является средством познания окружающей среды, способом компенсации недостатков, связанных со слепотой, развитием стремления к движению, преодолению чувства страха перед неизвестными предметами, хорошей ориентировкой.

Сам процесс обследования игрушки и игровая деятельность подводит слепого ребенка к поисково-практическим действиям, – четвертому этапу сенсорного воспитания. Это уже ближе к учебным занятиям. Здесь пользуются игрушками учебными (дидактическими, когда в процессе игры ребенок учится:

сравнивать и подбирать; пробует из частей составить целое (матрешки, различные пирамиды, кубики); путем осязания постигает форму, размеры; развивает моторику.

Этот период незаметно сливается с пятым этапом – соединения сенсорного опыта с практической деятельностью. Круг учебных игрушек можно расширить, употреблять в игре учебную терминологию (круг, квадрат, треугольник; прямая линия, точечная, пунктирная; высокая – низкая, большой – маленький). Эти дидактические игры развивают внимание, наблюдательность, помогают обобщать, сравнивать. («Подбери по форме», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Сделай сам по образцу», «Какая поверхность на осязание?», «Что ты чувствуешь в руке?» (бумага, ткань, железо, пластмасса).

Шестой ступенью сенсорного развития является подготовка незрячего ребенка к изобразительной деятельности. Здесь помогут лепка, аппликационное конструирование, рисование и конструирование. Овладение приемами лепки является одной из важных ступеней в подготовке слепого ребенка к письму и чтению по Брайлю.

Для подготовки слепого или слабовидящего к систематическому обучению письму необходимо развить его слух. Педагогу необходимо помочь ребенку разобраться в том многообразии звуков и шумов, которые окружают его, и не только разобраться, но и научиться копировать их. Подражание, а в дальнейшем и дифференциация этих звуков способствуют развитию фонематического слуха при подготовке ребенка к школе.

При обучении письму слепого ребенка очень важно подготовить, развить осязающую руку. Специальное внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию координации движений кисти и пальцев руки. Огромную роль при этом играют трудовые операции самообслуживания, в которых слепой ребенок овладевает навыками осязательного восприятия и распознания своей одежды, ее лицевой и изнаночной, передней и задней стороны, отдельных деталей.

Незрячий малыш должен научиться налаживать эмоциональные связи, общение с окружающими. Это поможет ему социально адаптироваться, быть более самостоятельным. Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку выработать такие важные личностные качества, как самоуважение,

потребность в самовыражении, целеустремленность.

Независимость и самостоятельность слепых, сокращение разрыва между возможностями слепых и зрячих в общественной, трудовой, бытовой, культурной и других сферах человеческой жизни определяются уровнем овладения инвалидами по зрению навыками пространственной ориентировки, где немаловажную роль играют адекватные пространственные представления.

Слепые и слабовидящие дети, как правило, посещают специализированные дошкольные и школьные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Особенности восприятия детей с нарушением зрения «Дефект, по выражению Л. С. Выготского, «не только слабость, но и сила», и влияние его двойственно: с одной стороны он нарушает деятельность.

Роль зрительного восприятия в психическом развитии детей с нарушением зрения Способность видеть, то есть воспринимать и ощущать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрительного анализатора
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 11:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрительного анализатора» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Доровских (УИ 211220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД