Бакулина Анастасия
Коррекционная работа по лексике и грамматике для детей с ЗПР
У детей с задержкой психического развития отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической и грамматической сторон речи.
Итак, грамматический строй языка охватывает собою:
• .законы и правила образования слов;
• .законы и правила изменения слов;
• .законы и правила соединения слов, образования на основе этих соединений элементарных синтаксических единиц - словосочетаний;
• .законы и правила построения предложений;
• .законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации.
Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: словообразование, морфология и синтаксис.
Публикация «Коррекционная работа по лексике и грамматике для детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. К словообразованию относятся все явления внутреннего строения слова, его членимости на значимые части - словообразующие морфемы, все правила образования слов.
2. К морфологии относятся, во-первых, все явления словоизменения (парадигматика слов) и, во-вторых, вся сфера абстрактных значений слов, т. е. значений, стоящих над их лексическими и словообразовательными значениями и выводимых из их формальной организации.
3. К синтаксису относятся все явления сочетаемости слов, построения предложений и высказываний, их соединения в сложные предложения и в элементарные бессоюзные конструкции. На всех этих уровнях принадлежащие им единицы представляют собой некие организации, характеризующиеся с точки зрения их внешнего и внутреннего (смыслового) строения, их изменений и возможностей их функционирования, употребления в речи.
Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение (первоначально - на практическом, неосознанном уровне) морфем и соотнесение их с лексическим или грамматическим значением.
На основании этого и возникают языковые обобщения: морфологические и синтаксические.
Только овладев определёнными языковыми закономерностями, ребёнок правильно моделирует собственные речевые высказывания. Неусвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения.
По данным И. А. Симоновой специфической особенностью речи детей с задержкой психического развития является обеднённость лексико-семантической стороны, что выражается как в ограниченности словарного запаса, так и в недостаточном владении значениями слова, выражающемся в неправильном их употреблении. Многие слова не имеют чётко дифференцированных значений. Часто из-за отсутствия в словаре нужного слова дети используют имеющиеся в их лексиконе слова, придавая им новое значение. В обиходной речи мало прилагательных, наречий, конкретные прилагательные подменяются более общими.
В устных высказываниях отражаются особенности их познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Недостаточный уровень развития всех сторон речи и, особенно, ограниченность её лексического запаса создают дополнительные трудности при обучении детей с задержкой психического развития.
Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка.
• Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических синонимических средств языка; грамматического строя речи, проявляющееся в значительном недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения; обнаруживаются значительные трудности дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов, нарушение словообразования приставочных глаголов.
Дидактические игры и задания для развития лексического строя речи.
1. Развитие атрибутивного словаря
У детей с ЗПР несформированность прежде всего атрибутивного словаря, и особо относительных и качественных прилагательных. Расширение объёма словаря проводится параллельно с расширением представлений об окружающей действительности.
Примерные игры для развития атрибутивного словаря
1. Игра в лото «Что из чего сделано?»
Цель: обогащение атрибутивного словаря относительными прилагательными (используется приём словообразования).
У детей карточки лото с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен ответить на вопрос о предмете: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.
Стакан из стекла – стеклянный Шарф из шерсти – шерстяной.
Варенье из вишни – вишнёвое Ложка из дерева – деревянная.
Сумка из кожи – кожаная Ведро из железа – железное.
Мяч из резины – резиновый Ваза из хрусталя – хрустальная и др.
2. Игра «Чьи хвосты, лапы, уши?»
Цель: обогащение словаря притяжательными прилагательными:
3. Игра «Кто, что умеет делать?»
Цель: обогащение и активизация предикативного словаря.
Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит, уборщица убирает, дворник подметает, художник рисует, парикмахер стрижет, строитель строит, продавец продает, покупатель покупает и др.
4. Игра «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение предикативного словаря глаголами движения.
Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.
Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.
2. Развитие номинативного словаря
Также у детей с ЗПР недостаточная сформированность номинативного словаря. Хуже всего дети знают названия животных (диких, домашних, одежды, мебели и другие лексические темы.
Примерные игры для развития номинативного словаря:
1. Игра «Угадай».
Цель: развитие мышления, актуализация номинативного словаря из группы животных.
а). Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами.
Он на севере живёт, вместо сена мох жуёт (олень).
б). Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом (лиса).
в). Он большой, серый и злой (волк).
2. Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.
Большой (что) арбуз, желтая, маленькая, крупный, круглый, мелкий, твёрдый, мягкая, сладкая, вкусное, горький, синяя, красная, зелёный, черная, длинный, спелая, сочный, свежий, хрустящий….
3. Игра «Придумай слово», отвечающее на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Цель: обогащение номинативного словаря, активизация процесса припоминания, воображения.
Большой (кто) слон, маленькая, пушистая, колючий, могучий, пятнистая, полосатая, длинноногий… и прочее
Развитие грамматического строя речи
Наряду с несформированностью лексического строя речи у детей с ЗПР встречается большое количество ошибок при употреблении предложно-падежных конструкций.
Примерные игры для развития грамматического строя речи:
1. Игра «Кто подберёт больше слов?»
Цель: закрепление в речи формы винительного падежа.
Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. Можно использовать предметы и картинки.
- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, скатерть, салфетку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, платье, плащ, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги, сандалии и т. д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
2. Игра «Кому что дадим?»
Цель: закрепление в речи формы дательного падежа.
Расставить картинки с изображением корма для животных (морковь, орехи, грибы, малина, мёд, косточка, овощи, молоко и т. д.). На столе – игрушечные животные (корова, лошадь, ёж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут её около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?» Сено дадим корове, лошади. Яблоко дадим ежу. Грибы дадим белке. Орехи дадим тоже белке. Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке. Мёд дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке. Овощи дадим свинье.
3. Игра «Кто где живёт?»
Цель: закрепление формы существительных предложного падежа.
На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Где живет (или зимует) лиса (медведь, ёж, мышь и т. д.? Лиса живёт в норе. Медведь зимует в берлоге. Волк живёт в логове. Корова живет в коровнике. Телята живут в телятнике. Кролики живут в крольчатнике. Белка живет в дупле. Мышка живёт в норе. Лошади живут в конюшне. Свиньи живут в свинарнике.