Анастасия Кужелева
Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков, обогащения и совершенствования речи необходимо создать благоприятную речевую среду, которая бы служила интересам, потребностям и развитию детей.
Публикация «Коррекционная предметно-развивающая среда для дошкольников в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат. Учитывая, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в организации своей логопедической работы стремлюсь к тому, чтобы каждая встреча с детьми в логопедическом кабинете носила характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. В связи с этим считаю, что моя логопедическая работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, как нетрадиционные, так и инновационные.
Моя работа в логопедическом кабинете функционирует по четырё м направлениям:
1. Создание коррекционно-развивающей среды и благоприятного психологического климата для обеспечения помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений.
2. Проведение обследования детей с целью разработки индивидуальной программы развития.
3. Проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий.
4. Оказание консультативной помощи педагогам, родителям.
Для развития используются все виды игровой деятельности. Поэтому площадь логопедического кабинета я разделила на несколько зон:
1. Зона консультативной работы.
2. Зона организационно-планирующей деятельности: помогает эффективно организовать профессиональную деятельность.
3. Зона диагностики и коррекционной работы.
Стимулирует психическую активность детей. Здесь расположен стол для диагностики и индивидуальной коррекции детей. Зона оборудована шкафами с дидактическими материалами, игрушками и развивающими играми, специально подобранными с учётом возрастных особенностей детей, а также в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы. Эта зона способствует сосредоточенности и концентрации внимания детей.
4. Зона коррекции звукопроизношения : оборудована настенным зеркалом, методическими пособиями необходимыми при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
5. Зона игровой терапии. В логопедическом кабинете подобраны пособия, в том числе сделанные своими руками, дидактические игры, иллюстративный материал по разделам коррекционной работы, оборудованы уголки, стимулирующие речевое и личностное развитие детей.
В своей работе я внедряю су-джок терапию, поэтому в игровой зоне активно используются массажные коврики для ног и шарики-каштаны, похожие на ёжиков. Су-джок терапию можно отнести к методам самопомощи. В переводе терапия Су-Джок означает Су – кисть, Джок – стопа. Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Шарики включают в себя две кольцевые пружины. И сами шарики, и колечки я использую при пальчиковой гимнастике (далее мы с вами с ними поработаем). Дети катают между ладоней шарики (они на ощупь колкие, а колечки поочередно примеряют на пальчики (все это сопровождается стишками, потешками).
За речь у человека отвечают 2 зоны, находящиеся в коре головного мозга.
Для стимуляции речевого развития необходимо воздействовать на точки соответствия головному мозгу.
Воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и этим достигается благотворный эффект от массажа при помощи специальных шариков.
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, ребенок массирует мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» эластичное кольцо, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до появления ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
Цель использования су-джок терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.
Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев ногтевые пластины отвечают за головной мозг.
Задачи. (на слайде)
1. Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
2. Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
3. Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
4. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Внедрение су-джок терапии ведё тся по следующим направлениям в моей работе:
1. Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.
2. Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
3. Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, открытое занятие).
4. Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
Для реализации задач использую след-ие формы работы: (на слайде)
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
- совершенствование лексико-грамматических категорий;
- совершенствование навыков пространственной ориентации;
- упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Для осуществления этих форм работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов су-джок терапии.
На логопедических занятиях я использую различные формы работы с использованием су-джок:
1. Катать шарик круговыми движениями ладоней.
2. Прямыми движениями ладоней.
3. Прокатывать кольцо по каждому пальцу.
4. Сжимать шарик в кулачке.
Преимущества Су-Джок терапии:
1. Не имеет противопоказаний к применению.
2. Безопасность использования.
3. Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей.
4. Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого.
5. Проводится в игровой форме.
6. Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.
Используя элементы су-джок терапии, применяю следующие методы и приемы:
1. Словесные приёмы. Ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Это могут быть потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
А сейчас поиграем, применяя словесный приём.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Наглядные приёмы.
В индивидуальной работе я использую схемы, видеоматериалы, иллюстрации. У вас на столах лежат схемы, проведите шариком по пунктирным линиям схемы. Молодцы!
3. Игровые приёмы. Ребёнок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. Тем самым мы проводим пальчиковую гимнастику, применяя су-джок терапию.
Это могут быть занятие-игра, игровые упражнения. Возьмите массажное кольцо, надеваем кольцо на каждый пальчик, начиная с большого, и проговариваем слова.
Этот пальчик дедушка.
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик папочка.
Этот пальчик мамочка.
Этот пальчик Я.
Вот и вся моя семья.
4. Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев. Но я нашла и другое применение массажным шарикам. Их использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития цветовосприятия (красные, жёлтые, зелёные, голубые). При обучении порядковому счёту (на котором месте, который по счёту, например, игра "Сделай разноцветные шарики" (сине-красный, зелёно-жёлтый). Попробуйте сделать разноцветные шарики из предложенных. Можно по цвету шарика определить настроение у ребёнка.
Дидактическое панно «Координация движения» - «Ладошки».
Цель: отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева, справа; работать над зрительно–моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения.
Научитесь понемножку играть в быстрые ладошки. Важно строго по порядку всё быстрее, без оглядки, все упражнения показать. Попробуем!
5. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагаю поиграть в сказку, используя су-джок, например, сказка «Ёжик на прогулке». Что я и предлагаю сделать сейчас.
Сказка «Ёжик на прогулке».
В сказочном лесу жил на свете ёжик колкий. На плечах его иголки. Жил он в маленьком уютном домике. Выглянул ёжик из своего домика и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке, катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку. Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке. Стал цветочки нюхать. Вдруг набежали тучки, подул сильный ветер, и закапал дождик: кап-кап-кап. Спрятался ёжик под большой грибок и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб.
Собрал ёжик грибы и понёс их домой, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке, а потом по извилистой дорожке.
Вдруг из-за пригорка выглянула змейка – тонкая шейка. ПОШИПЕЛИ, как змейки. Угостил ёжик змейку грибочками и довольный побежал домой. Отдал мамочке грибы, мама улыбнулась. УЛЫБНУЛАСЬ МАМА! Обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! МОЛОДЦЫ!
Су-джок терапию проводим поэтапно.
I этап.
Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап.
Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
В результате использования су-джок терапии для моей логопедической работы:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Таким образом, использование предметно-развивающей среды и специальных комплексов разнообразных игр и упражнений с использованием су-джок терапии наиболее способствует активизации речевой деятельности. И ее можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.