Дина Мошненко
Коррекция супружеских отношений и личность ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Характер взаимоотношений в семье создает основу ее эмоционального климата и условия для развития (или неразвития) ребенка. Ссоры, конфликты, непонимание между супругами – это признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, но, даже если этого не происходит, жить с ней дискомфортно всем, а для ребенка это еще и риск появления различных форм личностной дезадаптации. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться. Данная ситуация вызывает тревогу и у родителей, и у окружающих. Если они вовремя обращаются к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту, появляется возможность нормализовать обстановку.
Публикация «Коррекция супружеских отношений и личность ребенка» размещена в разделах
Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явных конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье. Эти разногласия напрямую не касаются ребенка, но оказывают на него влияние. Источниками таких разногласий зачастую становятся особенности как общения между супругами, так и распределения ролей.
Ролевые функции супругов в современном обществе динамично изменяются. Традиционный уклад семьи с устойчивым разделением ролей по гендерному признаку разрушается, а новое распределение зачастую приводит к непониманию между супругами и разногласиям в семье. Так, было принято, что женщина, как хранительница очага, должна заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей, а муж – обеспечивать семью материально. Но женщина в современном обществе становится материально самостоятельной и очень занятой на работе – у нее остается меньше времени для выполнения семейных обязанностей. Если муж ожидает другого, то такая ситуация становится почвой для конфликтов. Кроме того может возникнуть дисбаланс в выполнении ролевых функций: один из членов семьи устраняется от всех обязанностей, а другой берет на себя все. И даже если открытых конфликтов нет, могут возникнуть напряженность в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребенка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам.
Влияют на ребенка также его личностные качества и особенности общения между супругами. Это дает однозначно интерпретируемую картину. Если между супругами царят доверие, взаимопонимание, если у них сходство взглядов, то у ребенка снижаются тревожность и конфликтность, он не испытывает чувства неполноценности, улучшаются его отношения с окружающими (с близкими родственниками, воспитателем, друзьями, он становится более собранным, организованным, чувствует себя защищенным.
Развитие ребенка- это сложный, определяемый многими факторами процесс, но опыт свидетельствует: особенности отношений между супругами – одно из важнейших условий формирования его личности.
Учет этого в коррекционно-консультативной работе психолога с семьей позволит более точно выявлять причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка, и решать эти проблемы. Поэтому коррекционную работу следует проводить в первую очередь с супружеской парой.
Примеры тренингов психолога.
Цель тренинга: нормализовать супружеские отношения, особенности общения между супругами.
1. Упражнение «Рисование по инструкции».
Цель упражнения: развивать умения четко и однозначно излагать информацию, слушать внимательно и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.
Супруги садятся спиной друг к другу. Один получает карточку – рисунок. Его задача – инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот не видя карточки, смог воспроизвести изображение на ней. Упражнение производится в двух вариантах:
- с обратной связью – рисующий может задавать уточняющие вопросы;
- без обратной связи – вопросы задавать нельзя.
Потом проводится сравнение результатов, полученных в первом и во втором вариантах. Как правило, эти результаты показывают преимущество общения с обратной связью.
2. Упражнение «Сравнение ценностей».
Цель упражнения: помочь супругам научиться согласовывать свои жизненные ценности и мотивы поведения, прояснить образы восприятия друг друга организовывать эффективное семейное общение.
Инструкция. Подумайте, какие ценности являются наиболее значимыми для Вас и вашего супруга (супруги) и составьте их списки. Один список – ваши собственные ценности, другой ценности партнера. Их надо расположить в порядке важности. Включайте в списки все, что считаете значимым. Супруги не должны обсуждать списки.
На второй встрече им предлагают прочитать списки вслух и их сравнить. В анализе обсуждения могут оказаться, например, следующие вопросы – адекватность представлений членов семьи о ценностях друг друга, различия и сходства в содержании списков. Важным моментом является обмен впечатлениями, которые у супругов при знакомстве со списками друг друга.
Супругами составлены два списка:
Список мужа: мои ценности, ценности жены…;
Список жены: мои ценности, ценности мужа…;
Сопоставление данных списков дало возможность обсудить следующие темы: важность семьи для мужа, наличие ценностей называемых одним партнером, и отсутствие этих ценностей в списке другого.
Сравнение ценностей позволяет выяснить ценности, влияющие на внутрисемейные взаимоотношения. Анализ несовпадений ценностей дает возможность членам семьи увидеть, в чем их сходство, различия и взаимодополняемость.
3. Упражнение «Слушание в разных позах».
Участники разбиваются на пары: один является говорящим, второй – слушающим. Сидя друг против друга по команде ведущего начинают разговаривать между собой о чем угодно. По команде ведущего говорящий встает, слушающий продолжает сидеть – беседа продолжается, потом оба участника встают, поворачиваются спиной друг к другу и разговаривают. Потом роли меняются.
Смысл упражнения: эффективность слушания и производимое на собеседника впечатление зависит не только от слушания, но и от взаимного расположения собеседников.