МААМ-картинки

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Наталья Нечитайлова
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы : звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат.

Публикация «Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов» размещена в разделах

В этой статье привожу некоторые нейропсихологические игры и приёмы, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Например, игра «Попробуй, повтори». Суть игры – участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить конкретное движение.

Трудность заключается не в том, что движения требуют определенных физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту. Есть карточки с изображением движений, воспроизвести которые невозможно. В этом случае, необходимо поднять руки вверх.

Несмотря на простоту и увлекательность, эти движения являются эффективным инструментом работы, которые используются для стимуляции развития нервной системы, способствуют образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивают внимание, пространственные представления, улучшают реакцию детей.

Игра «Слепые шаги». Ребенок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду. Инструкция: «Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперед, если дотронусь до правого плеча – шаг вправо, если до левого плеча – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад». Данное упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.

Для детей подготовительной группы используем нейроскакалку, которая хорошо развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Она развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Игры с тарелками – ловушками. Играют двое участников. Игроки бросают друг другу мячик, выполняя определенную словесную инструкцию. Для выполнения действий с тарелками нужна разнонаправленная работа рук. Одной рукой игрок бросает мяч, другой – ловит с помощью тарелок. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме, развиваем грамматический строй речи и т. д. Развивает реакцию, координацию движений и межполушарное взаимодействие.

Игра «Кулачки — умельцы». В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию. Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе. Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

Игра «Ходилки». Предлагается детям встать на бочонки сверху, руками держать веревочки, прижимая к ступням – делать шаг. Удерживать равновесие, стоя на бочонках, не так просто. Тренируется работа мозжечка, что в сочетании с другими решаемыми задачами дает хороший эффект, а главное, бурю эмоций. Используем для отработки дикции, слоговой структуры слов, координации, тренировки вестибулярного аппарата и положения тела в пространстве. Еще, как вариант этой игры, перешагивать через препятствие; наступать на карточки с изображением предметов одной категории (одежда, мебель и т. д.); для автоматизации звуков – наступать на карточки с картинками на определенный звук и называть их.

Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Нейропсихологический подход даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Учитель-логопед Нечитайлова Н. А.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейроигр и нейроупражнений в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В последние годы увеличилось количество.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов
Опубликовано: 12 сентября 2024 в 18:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нечитайлова (УИ 456389) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД