Ольга Катаева
Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями, речевого развития, а, следовательно, количество детей попадающих в коррекционные группы детских садов также растет. Большинство из них имеют не только сложный речевой дефект, но и трудности в поведении, а также недоразвитость интеллектуально-познавательной сферы и подлежат зачислению в специальную речевую группу в детском саду.
Работая в сфере образования нами было отмечено, что работу педагога –психолога и воспитателя логопедической группы в условиях детского сада
Осложняют многие не решенные проблемы.
Публикация «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Поэтому необходимо поговорить о специфике организационно-методической и консультативной деятельности педагога-психолога и воспитателя логопедической группы в условиях детского.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза, дети отстают в развитии словесно-логического мышления.
Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью,
отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль правильностью выполнения заданий отсутствует.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элемента и последовательность заданий.
Дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:
- у дошкольников имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.
Наличие недоразвития у детей приводит стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
У детей отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Данные психолого-педагогической диагностики детей позволяют воспитателю и психологу определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы.
Актуальность: Выготский Л. С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.
Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно - содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.
Поэтому возникла идея разработать основные направления взаимодействия психолога и воспитателя по развитию у дошкольников мотивации, комфортности к общению и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника в системе воспитательно - образовательного процесса.
В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции все больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: пескотерапия (sand-р1ау, арт-терапия,сказкотерапия.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность «возиться» с песком и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею. «Песок - великий Актер. То он – новые возможности человека; то становиться его памятью; то играет роль непокорного разрушителя4 то перевоплощается в податливую субстанцию, из которой можно лепить что угодно».
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания, ребенка и его спонтанной «само терапии» известен с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком ребенок, проявляет чудеса фантазии.
Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние и делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное -ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Понимая важность и значение использования игр с песком, мы разработали программу взаимодействия педагога – психолога и воспитателя логопедической группы по сопровождению детей в коррекционной работе.
Новизной и отличительной особенностью программы является использование элементов песочной терапии в процессе учебно – образовательной деятельности детей.
Цель такой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
- развитие речи детей средствами песочной терапии;
- создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
- активизировать словарный запас детей;
- развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей.
Реализация цели программы осуществляется через решение задач:
развитие умения различать эмоциональные состояния и связанные с ними чувства;
формирование навыков произвольности, самоконтроля;
развитие эмпатийных чувств, наблюдательности, воображения, образного мышления, коммуникативных навыков, способностей межличностного, взаимодействия; формирование адекватной самооценки;
снятие эмоционально-психического напряжения и телесных зажимов;
развитие психических процессов (памяти, внимания, речи и т. д.);
развития умения использовать внутренние ресурсы.
Программа предполагает 3 этапа обучения.
1 этап: Знакомство с песочной страной
2 этап: Путешествие по песочной стране
З этап: В царстве песочной грамоты
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, папки-раскладушки. информационные стенды.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Программа построена на основе игровых упражнений, направленных в первую очередь на обеспечение психологически комфортного пребывания детей в детском саду.
Продолжение в следующей записи