Наталья Мельникова
Коррекция тяжёлых речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мяч является одной из любимых игрушек детей. Мяч – это первый настоящий друг для ребёнка, который не обижает, а развлекает и развивает. Мяч удобно держать, у него нет углов, о которые можно удариться, на нём можно посидеть и даже полежать, можно поиграть с ним руками и ногами. Часто бывает, что родители лишают своего ребенка этой дружбы. Их можно понять, ведь мяч в квартире – это стихийное бедствие. И хорошая помощь для родителей – это занятия с мячом в детском саду.
Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам.
Публикация «Коррекция тяжёлых речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Практика использования мяча в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом :
игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению
освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях
помогают разнообразить виды деятельности детей
развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве
помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи
регулируют силу и точность движений
движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное
игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно
важно для гипердинамичных детей
развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции
развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов
Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Упражнения в бросании мяча развивают глазомер, координацию, ловкость, ритмичность, согласованность движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку.
В коллективных играх с мячом создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей : приучают преодолевать эгоизм, воспитывают выдержку. Разнообразие действий, игровые ситуации, эмоциональность, динамичность в баскетболе привлекают детей к этой игре.
План - конспект интегрированного занятия физкультурно – речевого цикла «Речебол» для детей с нарушениями речи
Цель:
коррекция речевых нарушений старших дошкольников в двигательной сфере;
обучение родителей навыкам коррекции речевых нарушений детей с использованием элементов баскетбола в условиях семьи.
Задачи:
обогащать познавательно-речевую компетентность детей в рамках лексической темы «Спорт»;
осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений : воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки;
формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, совершенствовать навыки игры в баскетбол;
вызывать желание преодолевать нарушения в речи в двигательной сфере, воспитывать у детей нравственно-волевые качества личности, коммуникативные качества, вырабатывать навыки командного взаимодействия;
развивать психические процессы;
содействовать становлению субъективно-ценностного отношения к своему здоровью;
воспитывать у детей увлечение спортивными играми, занятиями спортом;
показать родителям, что движение, как основа формирования здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка и игры с мячом также способствуют коррекции речевых нарушений.
Участники: дети и родители логопедической группы, учитель – логопед, инструктор по
физическому воспитанию, воспитатели
Словарь:
Существительные:
Спортсмен, баскетболист, волейболист, игрок, баскетбол, волейбол,
успех, удача, достижение, победа, тренер, стадион, физкультурник, спортсмен, зал, зарядка, упражнения, форма, соревнования, победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник (ца, конькобежец (ка, стрелок, теннисист (ка, пловец, пловчиха, шахматист (ка, гимнаст (ка, хоккеист (ка); пас, ведение, бросок, кольцо, мяч, форма, кеды, кроссовки, период, счёт, штрафное очко, фол, правила, нарушение правил, номер, команда.
Глаголы:
Бежать, мчаться, нестись; бросать, кидать, швырять; бороться, схватиться, состязаться, сражаться; победить, осилить, побороть, одолеть, сломить, взять верх, одержать победу,
устать, выбиться из сил; заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться.
Прилагательные:
Выносливый, стойкий, закаленный, крепкий; сильный, крепкий, выносливый, сильный, здоровый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый, высокий.
Наречия:
Трудно, легко, быстро, медленно, налево, направо, далеко, близко, редко, часто, рано, поздно, можно, нельзя.
Ход занятия:
1. Организационный этап:
Дети делятся на 2 команды, из присутствующих родителей выбираются капитаны команд, двое судей. Остальные родители являются болельщиками. Ведущие – учитель-логопед и инструктор по физическому воспитанию.
Команды представляют себя (название, девиз) и своих капитанов.
Соревнование между двумя командами происходит в виде нескольких эстафет. Каждую эстафету начинают капитаны команд, показывая игрокам правильный образец выполнения задания.
2. Основной этап:
Эстафета 1 «Мяч бросай, лови, веди – виды спорта говори!»
Команды выстраиваются в две колонны за капитанами с одной стороны площадки. Напротив каждой команды с другой стороны площадки стоит ведущий.
Задание: добежать до ведущего, подбрасывая мяч над собой, произвести бросок мяча в руки ведущего, назвать какой-либо вид спорта, поймать мяч от ведущего, добежать до своей команды, отбивая мяч об пол рукой, передать мяч следующему игроку.
Судьи оценивают правильность выполнения движений и контролируют, чтобы названия видов спорта не повторялись.
Побеждает команда, назвавшая слово последней. Выигравшей команде присуждается одно очко.
Эстафета 2 «Мяч в кольцо скорей бросай – своё слово называй!»
Команды выстраиваются в две колонны перед кольцом (корзиной). Расстояние до кольца (корзины) – 2 метра.
Задание: произвести бросок мяча, стараясь забросить его в кольцо (корзину, назвав при этом слово (имя прилагательное, характеризующее предмет (объект).
Одна команда подбирает слова-признаки к слову «мяч», другая команда к слову «спортсмен».
За каждое попадание в кольцо (корзину) – 1 балл.
За каждое правильно названное слово – 1 балл.
Судьи оценивают правильность и точность броска и считают слова, которые не должны повторяться. Эстафета заканчивается по сигналу ведущих.
Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Речевой материал :
Мяч, какой?. - круглый, резиновый, упругий, красивый, большой, легкий, детский, спортивный, футбольный, волейбольный, баскетбольный, новый, старый, чистый, грязный, оранжевый, тяжёлый, …
Спортсмен, какой?. - крепкий, здоровый, выносливый, ловкий, стройный, сильный, высокий, низкий, гибкий, быстрый, умелый, уверенный, настойчивый, трудолюбивый, спортивный, уставший, …
Эстафета 3 «Мяч летит ко мне и вот слово вам наоборот!»
Команды выстраиваются в две колонны. Напротив каждой колонны на некотором удалении стоит ведущий.
Задание: по сигналу судьи ведущий бросает мяч первому игроку и называет слово. Игрок должен поймать мяч, назвать слово – антоним, отбросить мяч обратно ведущему и убежать в конец своей колонны. Если слово подобрано неверно, то это же задание даётся следующему игроку.
Судьи оценивают правильность броска и ловли мяча, правильность подбора слов. За каждое правильно названное слово команда получает по 1 баллу. Выигрывает команда, заработавшая большее количество баллов и закончившая эстафету первой.
Речевой материал :
Мяч большой – мяч маленький
Человек высокий – человек низкий
Тренер старый – тренер молодой
Форма чёрная – форма белая
Форма чистая – форма грязная
Форма мокрая – форма сухая
Человек смелый – человек трусливый
Спортсмен сильный – спортсмен слабый
Тренироваться трудно – тренироваться легко
Бежать быстро – бежать медленно
Посмотреть налево – посмотреть направо
Сигнал громкий – сигнал тихий
Спортсмен больной – спортсмен здоровый
Болельщики далеко – болельщики близко
Вдох – выдох
Польза – вред
Редко – часто
Рано – поздно
Можно – нельзя
Бросить – поймать
Залетать - вылетать
Эстафета 4 «Мяч я правильно веду – звуки чисто говорю!»
Команды выстраиваются в две колонны.
Задание: каждый игрок, начиная с первого, с ведением мяча (отбивая мяч о пол) идёт до специальной метки - флажка, проговаривая чистоговорку, обходит флажок, обратно бежит с мячом в руках и передаёт его следующему игроку. Каждый удар мяча о пол должен соответствовать ритмическому рисунку чистоговорки. Отрабатываемый звук должен произноситься правильно.
Судьи оценивают правильность ведения мяча и чёткость произнесения чистоговорки.
1 балл присуждается каждому игроку, если не было потери мяча.
1 балл - за правильность произнесения чистоговорки.
Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Речевой материал :
Например: «ЧУ – ЧУ – ЧУ – ЧУ – Я МЯЧОМ О ПОЛ СТУЧУ» или
«БОЛ – БОЛ – БОЛ – БОЛ – ВОЛЕЙБОЛ И БАСКЕТБОЛ» и т. п.
Эстафета 5 «Целься метко, думай крепко!»
Команды занимают противоположные половины площадки, игроки становятся врассыпную. Капитаны команд находятся на половинах противника в специально выделенной зоне (обруче или начерченном круге).
Задание: игроки одной команды стараются передать мяч своему капитану на другую половину площадки, а игроки другой команды должны этот мяч перехватить и передать своему капитану. Команда, которой удалось передать мяч своему капитану, а не отдать сопернику зарабатывает 1 балл. Им же загадывается загадка. Если они её отгадали, то зарабатывают ещё 1 балл. Если не отгадали, то загадку предлагают отгадать другой команде, которая не смогла перехватить мяч. Отгадав её, они могут заработать 1 балл. Если мяч перехвачен, то игроки этой команды пытаются теперь передать мяч уже своему капитану и игра продолжается по этой же схеме.
Выигрывает команда, получившая наибольшее количество баллов.
Загадки:
Стукнешь о стенку – я отскачу,
Бросишь в корзину – я проскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!
(Баскетбольный мяч)
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится? (Лыжник)
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим. (Коньки)
Зеленый луг, сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот бойко бегает народ.
На воротах этих рыбацкие сети.
(Стадион)
Не похож я на коня.
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я так и знай! (Велосипед)
3. Заключительный этап:
Судьи подводят итоги игры, объявляют счёт. Награждение команд.