Елена Терешко
Коррекция плоскостопия и косолапости у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для коррекции плоскостопия и косолапости у детей дошкольного возраста необходимы специальные приемы и методики. Упражнения выполняются в определенной последовательности в три этапа:
1. Первый этап включает в себя упражнения без дополнительных предметов. Ребенок выполняет различные движения пальцами ног и носков - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стойки вес тела переносится на разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинистые движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот. Также применяются отдельные упражнения для мышц голени, которые направлены на их укрепление и увеличения тонуса - упражнения с сопротивлением, отягощениями, разнообразная ходьба по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения для укрепления мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронацию и супинацию стопы и т. д. Все вышеуказанные упражнения влияют не только на развитие нижних конечностей, но и на правильное формирование осанки и походки.
Публикация «Коррекция плоскостопия и косолапости у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Медведь, медвежата
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
2. Второй этап включает в себя упражнения с дополнительными предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их (камешки, круглые палочки, прутья, веревки разной толщины, маленькие игрушки и т. д., перекатывание ногой набитого мяча; надавливание ногой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные доски, шаблоны со следами, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины внешнего и внутреннего свода стоп.
3. Третий этап значительно усложняет двигательную активность ребёнка, то есть для занятий можно использовать различные приспособления универсального типа. Более того, усложняется способ перемещения ребенка на этих приспособлениях: дети ходят по наклонной плоскости (доске) - угол наклона которой постепенно увеличивается, по дорожкам, лестнице, мосту, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. Все вышеперечисленные упражнения направлены на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.
Плоскостопие возникает, когда свод стопы развит не полностью. Плоскостопие может быть вызвано повышенным или пониженным мышечным тонусом или слабостью стоп и лодыжек. Как правило, положение и выравнивание стопы у детей стабилизируется примерно до 7-8 лет, поэтому до тех пор мы можем использовать целенаправленные упражнения на плоскостопие, чтобы добиться отличных результатов в формировании сводов и стабильности стопы / лодыжки у детей.
Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами развития плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, снижение физического развития, а также чрезмерное ожирение, при котором на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. Плоскостопие легко развивается, если дети преждевременно (до 10-12 месяцев) начинают много стоять и двигаться.
Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как пружина, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплотняют стопу. У детей в возрасте до 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушечка, поэтому определить их плоскостопие по отпечатку совершенно невозможно.
При плоскостопии нарушается и снижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, что вызывает боль в ногах, а иногда и судороги. Стопа становится потной, холодной, синюшной. Боль может возникать не только в стопе и икроножных мышцах, но и в поясничной области. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка у них напряженная, неуклюжая. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что приводит к плохой осанке.