Ушакова Анна Сергеевна
Коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушения поведения - причина многих трудностей в воспитании ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается». Нередко к нему применяют различные наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его, и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.
Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются: импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, недисциплинированное, конформное, симптоматическое поведение.
Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы.
Первая группа — методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности, изменение содержания и смысла деятельности.
Введение новых, дополнительных видов деятельности предполагает, прежде всего, те виды деятельности, которые ранее отсутствовали в опыте ребенка или были выражены не в полной мере. Например, художественная деятельность в разных видах искусства.
Участвуя в арт-терапии, ребенок получает большие возможности для самовыражения и самопознания. В творческой деятельности, как и в других (учебе, труде, важные качества ребенка возникают, развиваются более естественно.
Эффективным средством развития личности ребенка и коррекции его поведения является музыкотерапия. Музыка оказывает особенно благотворное воздействие на детей с различными нейродинамическими нарушениями.
Библиотерапия также обладает потенциалом для профилактики и исправления уже укоренившихся недостатков в поведении. Литературные произведения (сказки, былины, басни и т. д.) воспринимаются детьми не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.
В процессе чтения, прослушивания литературных произведений, сопереживания литературным персонажам дети учатся понимать не только эмоции, поступки и действенность героев художественного произведения, но и получают представление о возможных путях собственных действий. Ребенок анализирует эмоциональные реакции и действия, в результате чего укрепляется способность к самоконтролю.
Совместное творчество, полноценное эмоциональное общение, переживание дружеского участия и понимания могут вызвать множество изменений во внутренней жизни ребенка, его поведении. Участие ребенка в изобразительной деятельности, в рамках коррекционной работы, помогает ему преодолеть недостатки поведения и научиться управлять им.
Помимо собственно рисования в коррекционных целях целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети экспериментируют с красками, бумагой, пластилином, мелом.
Существенный потенциал заложен в кукольной терапии. По мере того как ребенок будет совершенствовать свое взаимодействие с куклой, его поведение также будет меняться. С помощью кукол дети фактически раскрывают механизм саморегуляции, в прямом и переносном смысле «держат себя в руках», учатся контролировать свое поведение и правильно выражать эмоции.
Ко второй группе способов исправления поведения детей можно отнести личный пример взрослых и сверстников, изменение статуса детей в команде, поощрение и поддержка.
Вместо того, чтобы указывать ребенку на его плохое поведение, можно обратить внимание на товарищей, которые проявляют себя хорошо или справляются с некоторыми недостатками поведения.
Одним из способов пресечь нежеланное поведение, например, капризы, является не реагировать на них. Через несколько попыток ребенок понимает, что с помощью каприза цель не достигается, и перестает вести себя подобным образом.
В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксальнее. Вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь не конструктивное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. Например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней всю группу. Эффект этого приема заключаете в том, что неконструктивное поведет становится разрешенным и доступным другим детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказываете от него.
Изменения статуса ребенка в коллективе предполагает, несмотря на постоянное неконструктивное поведение, возложение на ребенка ответственного поручения. Оно может быть разовое — помочь воспитателю приготовить пособия к занятиям, или постоянное. Изменение статуса закономерно вынуждает ребенка изменить свое поведение (в соотнесении с возложенными на него обязанностями и требованиями ситуации).
Не менее эффективным способом преодоления негативного поведения у детей выступает педагогическая поддержка. Это определенная акция взрослого, воспринимаемая ребенком как награда за социально одобряемое, произвольное поведение, за попытку преодолеть неконструктивное поведение. Используя метод педагогической поддержки, взрослые отказываются на время от негативной, критической оценки личности ребенка, его поведения, неуспешных действий, поощряют инициативу и желание ребенка соблюдать правила поведения.
Огромным потенциалом для исправления негативного поведения дошкольников обладают игровые технологии.
Всевозможные «бросалки», «кричалки» и другие освобождающие игры - это своего рода возможность для агрессивных детей высвободить разрушительную и необузданную энергию в социально приемлемой форме.
Такие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка к участию в режиссерских играх, в которых ребенок распределяет все роли между игрушками и отвечает за функции режиссера.
В режиссерской игре ребенку должна быть предоставлена возможность самостоятельно выбирать сюжет, выстраивать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их действия и создавать характер. В этом случае игра, выполняющая психотерапевтические функции, решает и воспитательно-воспитательные и развивающие задачи.
Помимо режиссерских игр, исправлению различных вариантов неконструктивного поведения способствуют сюжетно-ролевые и сюжетно-образные игры.
Если педагог обладает знаниями о причинах неконструктивного поведения ребенка и способах его коррекции посредством тех или иных игр, он может организовать игру так, чтобы она была интересной и эффективной не только для учащихся с приемлемым поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных и агрессивных детей.
Целенаправленная работа по недопущению и коррекции нарушений поведения с использованием различных методик позволяет сформировать в детях способность к саморегуляции и самоконтролю, что в итоге положительно сказывается на формировании их личности в процессе взросления.