Дудко Ульяна
Коррекция лексико-грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
У. В. Дудко
ГрГУ имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь
Научный руководитель: О. И. Урусова, старший преподаватель
Коррекция лексико-грамматического строя речи
у воспитанников с ОНР III уровня речевого развития, осложнённое
стёртой дизартрией посредством использования дидактических игр
В статье освещен вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у воспитанников с ОНР III уровня речевого развития, осложнённое стёртой дизартрией посредством использования дидактических игр. Рассматривается актуальность данного нарушения у детей в современном мире. А также представлены методики коррекции данного нарушения.
Публикация «Коррекция лексико-грамматического строя речи» размещена в разделах
На сегодняшний день около 90% детей имеют те или иные нарушения речи. Ведущую позицию занимают дети с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, недоразвитие фонематического слуха, аграмматизмы в речи, скудный словарный запас, нарушение фонемообразования и дефекты звукопроизношения. Эти проявления указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Детям с общим недоразвитием речи трудно усваивать учебную программу дошкольного образования, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов. [2, c. 22].
Очень часто законные представители воспитанников уделяют этому недостаточно внимания в надежде, что все само по себе придет в норму. Иногда это действительно так, но в большинстве случаев необходима помощь специалиста.
Одним из важнейших направлений в коррекционно–педагогической работе с воспитанниками с общим недоразвитие речи является формирование лексико-грамматических средств языка, навыка словообразования и развития связной речи. [3, c. 320].
Отсутствие своевременной коррекционной работы по устранению дефектов лексико-грамматического строя речи, приводит к негативным последствиям для развития ребенка: возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, проблемы при обучении ребенка грамоте, неясная речь влечет за собой замкнутость, стеснительность, безынициативность, отсутствие желания вступать в речевой контакт как со сверстниками, так и со взрослыми.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, используя дидактические игры, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. Поскольку игра –это основной вид деятельности воспитанников дошкольного возраста.
Дидактическая игра –это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра способствует развитию психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет уже имеющиеся.
Таким образом, коррекция лексико-грамматического строя речи у воспитанников с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр, является важной и актуальной темой.
В структуре речевого дефекта общего недоразвития речи центральное место занимает нарушение лексической и грамматической ее стороны, поэтому вопросы формирования лексического и грамматического строя речи в коррекционно-педагогической работе, как в учреждениях дошкольного образования, так и в школьных образовательных учреждениях, являются теоретически и практически значимыми. [1, c. 305].
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр, вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Данной проблемой занимались: Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова, Ю. Н. Кислякова, И. К. Боровская, В. А. Кныш, И. И. Пилат, Т. В. Пятница.
Все исследователи в своих работах отмечали, что нарушение формирования лексики у воспитанников с общим недоразвитием речи (III ур. р. р.) проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Нарушение формирования грамматического строя проявляется в виде ошибок в морфологии (изменение слов по родам, числам, падежам, словообразовании (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств, синтаксисе (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Одним из средств, которое способствует формированию лексико-грамматического строя речи, является использование на коррекционных индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях дидактических игр.
Е. И. Тихеева была первым педагогом, которая рассмотрела дидактическую игру как средство развития речи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Значение игры, как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко ее использовать в коррекционно-педагогической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения дидактической игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
Использование дидактической игры побуждает ребенка к свободному речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка, употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях, активизирует уже имеющийся у него словарный запас, приводит к постепенному количественному росту словаря.
Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическую и игровую задачу, игровые правила и действия, которые усложняются по мере развития у воспитанников психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.
Ведущим компонентом в дидактической игре выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение. Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической задачи является решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач - показатель эффективности игры.
Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила становятся внутренним регулятором детской деятельности, а не выступают лишь как внешние требования взрослого.
Для формирования умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, можно использовать такие игры как: «Назови ласково», «Большой – маленький», «Гном-великан».
Для отработки с воспитанниками с общим недоразвитием речи (III ур. р. р.) образование притяжательных прилагательных используются такие игры как: «Чьи хвосты», «У кого, что?», «Чей, чье?», относительных прилагательных: «С какого дерева лист», «Из чего какой», «Юные поварята».
По закреплению словообразования существительных на подгрупповых, групповых занятиях с воспитанниками можно провести такие игры как: «Мама и детеныш», «Кто у кого?», «Чей малыш?», «Назови животных парами», «Игра с мячом», «Как зовут папу, маму, детеныша?», «Папа, мама, я – дружная семья».
Коррекционные занятия, в ходе которых используются дидактические игры, способствуют достижению высоких результатов при коррекции лексико-грамматического строя речи у воспитанников с общим недоразвитием речи (III ур. р. р., вызывают у воспитанников огромный интерес, оживление, радость, что поддерживает постоянно положительный эмоциональный настрой. Также применение дидактических игр на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у воспитанников с неустойчивым вниманием. Дидактические игры на занятиях обеспечивают легкое и быстрое усвоение программного материала. [4, c. 26].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра является эффективным средством коррекции лексико-грамматического строя речи у воспитанников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур. р. р).
The article highlights the issue of correction of the lexical and grammatical structure of speech in pupils with general speech underdevelopment of the III level of speech development, complicated by erased dysarthria through the use of didactic games. The relevance of this disorder in children in the modern world is considered. Methods of correction of this violation are also presented.
Список литературы:
1. Волкова, Л. С., Шаховская, С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М. : В. Секачев, 1998. — 305 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. – М. : Лабиринт, 1996.
3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: АРТ ЛТД, 1999. — 320 с.
4. Яшина, В. И. Методика обследования развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М. : Просвещение, 1993. – 26-27 с.