Наталья Назаренко
Политехническое образование дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Политехническое образование дошкольников в ДОУ.
Тема политехнического образования не нова, и для начала я проведу для вас небольшой исторический экскурс.
Большую роль в обеспечении правильного выборa профессии, формировании умения быстро ориентироваться в происходящих научно-технических переменах и постоянно осуществляемых нововведениях в технологических процессах играет политехническое образование.
Публикация «Политехническое образование дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
Изучая тенденции развития общественного производства и машинной индустрии, К. Маркс и Ф. Энгельс, указывали на необходимость и важность получения молодыми людьми политехнического образования, которое должно знакомить их с основными принципами всех процессов производства и одновременно давать «. навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
С первых шагов становления советской школы В. И. Ленин в качестве важнейшей выдвинул задачу осуществления общего и политехнического образования. Говорил о том, что должно быть обеспечено введение «бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет».
В. И. Ленин в содержание политехнического образования включал основные понятия об электричестве, применении его в механической и химической промышленности, знание основ агрономии, а также широкое ознакомление учащихся с электрическими станциями, заводами, совхозами.
Н. К. Крупская всецело поддерживала позиции В. И. Ленина по вопросам политехнического образования в школе и была активным пропагандистом марксистских идей в области соединения обучения с производительным трудом. Она писала, что принцип политехнизма «. должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении».
Задачи политехнического обучения, выдвинутые К. Марксом и Ф. Энгельсом и В. И. Лениным, являются чрезвычайно актуальными и в настоящее время. Причина тому бурное развитие науки и техники, сокращение сроков освоения научных открытий производством, совершенствование технологических процессов на многих предприятиях, создание новых научных отраслей. Человеку в таких условиях необходимо ориентироваться в самых различных видах производства, понимать сущность происходящих в них перемен и быстрее овладевать узкими профессиональными навыками и умениями, требуемыми новой техникой и технологией, приходящей на смену старой, чему и способствует политехническое образование.
Политехническое образование в современной школе осуществляется в процессе преподавания основ наук (математики, физики, химии, биологии, географии и ряда других дисциплин) где, происходит ознакомление учащихся с научными принципами процессов, лежащих в основе важнейших отраслей современного производства, вооружение их знаниями в области техники и организации современного производства, а также в процессе специального трудового обучения.
В современной школе трудовое воспитание включено как важнейшая задача выработки уважения ко всякому труду и к людям труда, формирование потребности трудиться, чтобы труд стал первейшей необходимостью человека, вступающего в жизнь.
Это то, что касается школ. Детские сады тоже не остались в стороне. В 1931 году был поднят вопрос о политехническом воспитании в детских садах. В г. Пермь была выпущена памятка для педагога – дошкольника «Политехническое воспитание в дошкольных учреждениях». Данная небольшая работа ставила своей целью ознакомить начинающих дошкольных работников с вопросом: какие занятия проводить в дошкольных учреждениях, чтобы осуществить цели и задачи политехнического воспитания.
Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда. Политехническое образование и трудовое воспитание вооружают дошкольников трудовыми навыками и умениями, знаниями различных технологий труда, готовят к активному творческому участию в производительном труде на благо общества, формируют трудовые действия, производственные отношения, изучают орудия труда и способы их использования.
Фундамент политехнической подготовки должен закладываться в дошкольном возрасте. Предлагаю вам ознакомиться с основными целями и задачами политехнического образования, которые представлены на слайде. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей - трудовое воспитание дошкольников, ссылаясь на требования ФГОС ДО к трудовой деятельности в ДОУ, а именно, в п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО под термином «Трудовое воспитание» принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.
В дошкольном возрасте дети получают первые представления о машинах и механизмах, облегчающих труд человека, об отраслях производства. На этой политехнической основе у них формируются трудовые умения и навыки, развивается интерес к технике, происходит становление творческой личности. Во время бесед и наблюдений воспитатель знакомит детей с машинами ближайшего окружения, обращает внимание ребят на основные части машины, показывает элементарную причинно следственную связь между действиями человека и работой приборов. Дети знакомятся с особенностями работы отдельных механизмов, приборов: колесо вертится, мотор гудит, лампочка светит, дверь автоматически закрывается.
Эффективнее всего основы политехнических знаний закладываются в практической деятельности, а самой результативной из них является техническое моделирование. Необходимо отметить и то, что в последнее время большое внимание уделяться конструктивной деятельности дошкольников. Открываются технические кружки на базе дошкольных учреждений (LEGO – конструирование, робототехника).
Важно учитывать, что трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.
Основная цель в работе с семьей дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребенка. Первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создании достаточных условий для приобщения детей к труду.
Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. А для этого воспитателям необходимо проводить работу с родителями в системе используя разные формы работы:
-родительские собраниях, в беседы о требованиях Программы к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении.
-рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам. Педагог раскрывает полезность включения ребенка в труд взрослых, разъясняет, что старший дошкольник должен выполнять определенные постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами, приводить в порядок свои игрушки и т. д. Педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения : отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать мелкие вещи, поиграть с младшим братишкой и т. д.
-фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду, с краткими текстами, раскрывающими значение труда и методы руководства им;
-выставки детских поделок; стенды на темы "Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни", "Труд - средство всестороннего развития", "Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника" и др.
–выставки литературы для родителей подбирается также научно-популярная литература с краткими аннотациями, статьи воспитателей о лучшем опыте трудового воспитания в семьях.
Педагог организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду,
Организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду. Группа, в которой воспитывается их ребенок, становится роднее, родители становятся членами педагогического коллектива, выполняющего задачи воспитания дошкольников, и дети ощущают себя причастными ко всем делам.
Подводя итог своего выступления я хочу еще раз сделать акцент на том, что, вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых. Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу в силу разных причин уделяется недостаточно внимания.
Созданные в прошлом пособия стали библиографической редкостью. Новое поколение воспитателей не всегда имеет возможность познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. А современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка дошкольника, о методике трудового воспитания. Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуверенные дети становятся целеустремленными, активными. Правильно организованный труд привлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.
Стремительно меняющийся ритм жизни, использование новых технологий, научно-технический прогресс, компьютеризация и автоматизация многих процессов, сложность и разнообразие техники в современном мире привело к изменению требований к образованию. Наши дети являются потребителями технического прогресса. Нужно чтобы они понимали законы работы технических устройств, а для этого необходимо уделить внимание политехническому образованию дошкольников. Важно отметить, что осуществлять работу по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.
Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет.