Светлана Игошева
Контрольная работа по мдк 03.04. Теория и Методика математического развития по специальности 44.02.01
▼ Скачать + Заказать документы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МДК 03.04. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
по специальности 44.02.01. «Дошкольное образование»
группа Дз-16-1
2020
Ф. И. О.
Разработал Студент Игошева С. Н
Проверил Руководитель Котельникова М. А.
1. Составьте упражнения, опираясь на следующие предполагаемые результаты, т. е. те умения, которые необходимо сформировать.
Публикация «Контрольная работа по мдк 03,04, Теория и Методика математического развития по специальности 44,02,01» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
! Обратите внимание, что необходимо в каждом упражнении прописывать игровую мотивацию, а затем ход упражнения. Умения прописаны для младшего дошкольного возраста 3-4 года.
1. Овладение умением сравнивать совокупности предметов путем непосредственного сопоставления элементов «один к одному» (т. е. фактически умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между множествами);
Воспитатель берет предметы и, действуя правой рукой слева направо, последовательно накладывает их на каждый из изображенных элементов и т. д. Уточняет свое действие словами: «Я каждому зайчику даю по морковке. Я всех зайцев угостила морковками». После этого следует вопрос к детям: «Сколько же морковок я раздала зайцам?» На первых порах дети отвечают, как правило, «много», что соответствует уровню сформированных у них представлений. Поэтому педагогу следует уточнить еще раз поэлементное соответствие (каждый зайчик получил морковку) и предложить детям образец ответа: «Морковок столько же, сколько и зайцев», «Я раздала столько морковок, сколько зайцев».
Предметы ставятся так, чтобы изображенное на карточках не закрывалось полностью. Это не
2. Определение равночисленности и неравночисленности множеств;
Игровое упражнение «Положи, столько машинок, сколько изображено на рисунке».
Материал : карточки с нарисованными на них машинками (мишками, зайчиками). Коробочка с отдельно вырезанными машинками (но при этом необходимо учесть, что вырезанных машинок должно быть больше, чем нарисованных на карточках, например: вырезанных машинок 10, а на карточках их всего 5 штук).
Ход игры: Нужно попросить ребёнка наложить вырезанные машинки на машинки, изображённые на карточках. Далее целесообразно заменить машинки на изображения шариков, кубиков, куколок, зайчиков и т. д. Это необходимо сделать для того, чтобы ребёнок видел, что, как бы ни менялись предметы, их надо положить
столько, сколько нарисовано на карточке. Взрослый должен постоянно при этом упражнении повторять, например, такие слова как: «Положи, пожалуйста, столько машинок, сколько их изображено на рисунке».
3. овладение приемами наложения и приложения;
-Воспитатель читает стихотворение "Мишка косолапый",а дети имитируют движения мишки.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Шишка отскочила прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою-топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
-Найдите у себя на подносах мишек и разложите их на верхней полоске карточки. Сколько у вас мишек? Давайте угостим их конфетами.
Раздать детям конфеты на одну меньше, чем мишек, которые дети раскладывают на нижней полоске карточки под каждым мишкой.
-Сколько мишек? Сколько конфет? У каждого мишки есть конфета? Чего больше-мишек или конфет? Чего меньше-конфет или мишек? Как сделать так, чтобы конфет и мишек стало поровну?
Дети уравнивают количество конфет и мишек.
4. понимание независимости количества (в пределах 5) от способа расположения предметов в пространстве, формирование представлений об инвариантности (неизменности) этого количества;
Дидактические игры Наглядный материал и организация Основная задача Ключевые задания и вопросы
«Мячики» Много Учить — Что это? — Сколько?
маленьких красных и больших синих мячей на ковре. В стороне коробка и корзинка видеть «один», «много», «ни одного» в подготовленной обстановке. Учить выделять и называть различные свойства предметов. Учить составлять множества из одинаковых элементов. Учить сравнивать мно-жества по количеству на глаз — Какой? — Возьми. — Что с ним можно делать? — Покатай, погладь, покидай. -Дай. — По скольку? — Собери. — Чего больше? — Чего меньше?
«Догони
мяч» Воспитатель вносит корзину с мя-чами (по количеству детей) Учить видеть и состав-лять множества из одинаковых элементов. Учить выделять один элемент из множества — Что это? — Сколько? — Догоните по одному. — По скольку у каждого? — Какой? — Что с ним можно делать? — Соберите мячи в корзинку
«Отбери от Воспитатель ввозит Повторить понятия «один», — Что это? — Какой? — Что с ним можно делать? — Покатай.
кубиков шарики» машину с ку-биками и шариками (по количест-ву детей). В стороне коробки двух цветов «много», «ни одного», «по одному», «по многу». Учить узнавать и называть цвет и форму пред-мета. Учить группировать предметы по указанному признаку — Построй. — Сколько? — Поскольку? — Собери кубики в красную коробку, а шарики в синюю ко-робку
5. воспроизведение множества предметов, движений, звуков (за- данном в образце количеством 1—5);
Музыкально- дидактическая игра «Угадай, сколько».
Теперь нам куколки предлагают поиграть со звуками и фигурами.
У всех на столах –фигуры, положите перед собой столько треугольников, сколько услышите звуков металлофона. На каждый звук кладём одну фигуру. Сколько звуков услышали? (Много). Сколько вы положили треугольников? (Много)
Сколько треугольников вы положили? (Столько, сколько раз услышали звук металлофона- много).
Теперь положите перед собой столько квадратов, сколько услышите звуков металлофона. Сколько звуков услышали? (один) Сколько положили квадратов? (один)
Теперь столько квадратов, чтобы количество треугольников и квадратов было одинаковое.
Подвижно- дидактическая игра «Возьми фигуру»
На полу разложены разные геометрические фигуры. Ребята под музыку двигаются по кругу. По сигналу «возьми круг» (квадрат, треугольник) каждый ребёнок должен найти круг и поднять его над головой. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребёнок не найдёт определённую фигуру.
. Дидактическая игра «Аппликация «Цыплёнок»».
- Ребята, давайте мы куколкам сделаем подарки.
Воспитатель показывает образец «Цыплёнка» из геометрических фигур и предлагает составить такого же. Работа выполняется самостоятельно по образцу.
- Ребята, из каких геометрических фигур составлен цыплёнок (большой и маленький круги, треугольники).
6. установление равенства и неравенства количества предметов. Освоение отношений равенства и неравенства (поровну, больше, меньше) способом поэлементного сопоставления является непосредственной подготовкой к овладению счетом.
Мама-зайчиха хочет накормить своих деток.
Как их назвать? Правильно, зайчата.
- Всем ли зайчатам хватит морковки, как это узнать? Нужно составить пары: дать каждому зайчонку по морковке.
На фланелеграфе
- Посмотрите, всем зайчатам морковки досталось? Нет. Почему? Потому что зайчиков больше, а морковок – меньше. Что нужно сделать, чтобы и зайчиков, и морковок было поровну? Добавить еще одну морковку.
- Ура! Накормили всех зайчат!
Пройдемте за столы, ребята.
- Что перед вами лежит?
- Медвежонок хочет полакомить конфетами.
- Сколько конфет? Много.
- Они одинаковые, или разные? Они отличаются по цвету и по форме.
- Какого цвета конфеты? Красные и желтые.
- Какой формы конфеты? Круглые и треугольные.
- Каких конфет больше? Составим пары. Остались ли лишние конфеты? Нет.
Значит, конфет – поровну!
Физкультминутка.
Шел веселый медвежонок,
Меда съел медведь бочонок.
А на встречу - ежик грустный:
Ежик съел сухарь невкусный.
- Мишка любит играть в разноцветные кубики. Давайте раскрасим их: верхний кубик будет зеленый, средний – красный, а нижний – синий.
2. Составьте конспект занятия с использованием деятельности моделирования по следующей схеме.
! Занятие должно включать работу по всем 5 разделам :
- Количество и счет.
-Величина.
-Форма.
-Пространство.
-Время.
1. Образовательная область. «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, «Речевое развитие».
2. Тема. Путешествие в стране Математика»
3. Цель. Формирование умения обследовать предмет по заданным признакам (форма, цвет, величина).
4. Задачи (обучающие, воспитательные, развивающие).
Обучающие:
- Закреплять умение находить один и много предметов в специально-созданной обстановке, пользоваться словами один, много.
- Закреплять умение выделять величину, форму как особые свойства предметов.
- Формировать умение группировать однородные предметы по трем сенсорным признакам: форма, величина, цвет.
- Формировать умение обследовать геометрические фигуры, сравнивая их приемом наложения (устанавливать тождества и различия).
- Формировать навык полных ответов на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Создавать благоприятную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.
Развивающие :
- способствовать развитию мелкой моторики рук детей
- способствовать развитию памяти
- способствовать развитию внимания
- способствовать развитию мышления
5. Оборудование (демонстрационный и раздаточный материал). Какие модели используются на занятии.
Демонстрационный :
Используется обстановка группы – игровой уголок, книжный уголок ( книги: большие и маленькие); гараж (несколько маленьких машин и одна большая); кукла, силуэт поезда, мягкие модули круг и квадрат.
Раздаточный:
Круги и квадраты разного цвета и величины (длина и стороны квадрата 5 см, диаметр круга 5 см, по количеству детей; силуэты вагонов на каждого ребенка, для игры по 2 геометрические фигуры (квадрат большой зеленый, квадрат большой синий, круг маленький желтый и круг большой красный).
6. Виды деятельности.
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
7. Орг. момент и мотивация.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
(Раздается стук в дверь).
-Кажется, к нам кто-то пришел, пойду-ка я посмотрю, кто это? (заносит куклу с конвертом-письмом).
-Ребята, кукла Оля торопилась к вам в гости, и по дороге нашла письмо, давайте посмотрим, что там внутри? Ой, это пригласительные билеты в увлекательное путешествие по стране Математика! А на чем можно путешествовать?
Ответы детей: Путешествовать можно на машине, самолете, поезде.
-Молодцы! А мы с вами отправимся в путешествие на паровозе. Давайте с вами сделаем паровоз, а кукла Оля будет нашим машинистом. Дети, а как гудит паровоз? (Ответы детей, после чего дать послушать реальный гудок паровоза). Приготовили колесики и поехали! (едут под музыку «Паровоз букашка»).
8. Актуализация опорных знаний.
-Посмотрите, ребята, первая остановка «Книжная». Ой, а что здесь находится?
-Здесь находятся книги.
-Ой, ребята, кукла Оля прошептала мне на ушко, что она очень любит читать сказки, а здесь очень много книг, и они все разные, давайте скажем Оле какие книги по величине?
-Книги есть большие и маленькие.
-Молодцы! А сколько больших книг на полочке?
-Одна большая книга.
-А сколько здесь маленьких книг?
- Маленьких книг много!
-Умнички! Ребята, кажется, Кукла Оля хочет нам что-то сказать….Она предлагает продолжить наше путешествие! Поехали дальше (едут под музыку). Следующая остановка «Гараж». Что ты говоришь Оля….(шепчет на ушко). Ты не знаешь, для чего нужен гараж? А мы тебе расскажем! Что здесь находится, дети?
-Здесь стоят машины.
-А какие они по величине?
-Большие и маленькие машины.
-Сколько маленьких машин?
-Маленьких машин много.
- А сколько больших машин?
-Одна большая машина.
-Молодцы, а мы с Олей предлагаем продолжить наше путешествие (едут под музыку…. Следующая остановка «Игровая». Ребята, Оля прошептала мне на ушко, что очень хочет с вами поиграть! Давайте поиграем.
9. Формирование новых знаний.
-Дети, а кукла Оля заметила, что пока мы с вами играли, наш поезд сломался, и она не знает, как его починить. Давайте поможем нашей кукле. Присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас лежит на столах?
- Паровоз.
- А может ли он ехать? (ответы детей) Почему?
- Потому, что нет колес.
- Правильно, мы сейчас будем его ремонтировать. У нас на столе лежат запчасти для ремонта. Какие геометрические фигуры лежат на столе?
- Здесь лежат квадрат и круг.
- Ребята, а квадрат мы можем катать? (Ответы детей). Давайте, попробуем их покатать. (Попросить двух-трех детей покатать квадраты). Получилось?
-Нет.
- Почему не получается катать квадрат?
- Квадраты катать нельзя, потому что им мешаю острые углы.
- Правильно. Квадрат не может быть колесами нашего паровоза. А что мы можем делать с кругом?
- Круг можно катать.
- Правильно! (Предложить двум-трем детям покатать круг). (Дети прикладывают колеса к вагончикам). Какой формы у нас колеса?
- Колеса круглой формы.
- Молодцы, поэтому круги будут колесами паровоза. Хорошо, колеса у нас есть, и чтобы было веселей, давайте прикрепим на вагон окно! Из какой геометрической фигуры у нас будет окно?
- Квадрат.
- Итак, квадрат будет окном. (Дети прикладывают окно). Какой формы у нас получилось окно?
- Окно квадратное.
10. Закрепление полученных знаний.
- Ребята, посмотрите, какой красивый паровоз у нас получился, и теперь он может отправиться в путь. Давайте продолжим наше путешествие. (строятся в паровоз и едет под музыку).
У нас в группе спрятались геометрические фигуры. И мы с вами постараемся сейчас их найти. Мы
размера и цвета. Вы внимательно посмотрите вокруг, найдете такую же фигуру. Они должны соответствовать друг другу. И останавливаетесь возле нее. (ищут под музыку)
Какие молодцы! Ребята, а кукла Оля говорит, что наше путешествие подошло к концу, и нам пора из страны Математика вернуться обратно в нашу группу. Поехали! (едут под музыку).
12. Итог. Рефлексия.
- Вот мы и вернулись в нашу группу «Солнышко»! Ребята, вам сегодня понравилось играть? (Ответы детей). А кукле Оле, очень понравилось с вами путешествовать, и она говорит вам спасибо и дарит вам подарок. Вы такие сегодня молодцы! Давайте скажем спасибо нашим гостям за то, что они пришли к нам! И скажем до свиданья!