Ольга Титова
Контроль за динамикой нервно-психического развития воспитанников Дома ребенка
▼ Скачать
Воспитание детей в домах ребенка является важным государственным делом. При организации педагогической работы в домах ребенка необходимо опираться на закономерности нервно-психического развития детей раннего возраста.
Оценка уровня развития детей в доме ребенка имеет большое практическое значение, контроль за динамикой нервно-психического развития позволяет своевременно обнаруживать дисгармонию развития и снизить влияние специфических условий дома ребенка, выявить детей с задержкой в развитии (с благоприятным или неблагоприятным прогнозом, с патологической тенденцией). Правильное определение фактического уровня развития ребенка помогает отличить норму от патологии, что особенно важно в доме ребенка, где есть дети с различными психическими нарушениями. Обнаруженное отставание в развитии является сигналом о необходимости принять срочные меры: усилить заботу об этом ребенке, установить систематическое наблюдение за ним, согласовывать действия воспитателя, логопеда или дефектолога и врача, составить индивидуальную про-грамму воспитания и лечения.
Публикация «Контроль за динамикой нервно-психического развития воспитанников Дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Контроль за нервно-психическим развитием детей осуществляется по принятым в нашей стране стандартам (показателям, единым для всех дошкольных учреждений (домов ребенка разного типа, яслей, яслей-садов, разработанным на кафедре физиологии развития и воспитания детей. Показатели развития отражают последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. В качестве показателей выступают умения, которые формируются в результате целенаправленных воспитательных и обучающих воздействий, выявляет не только уровень развития каждого ребенка, его способность обучаться, но и уровень воспитательной работы с ним.
Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп и неравномерность, скачкообразность развития. Это приводит к необходимости выделить возрастные периоды, а в каждом из них определить линии развития, формирующиеся впервые, наиболее быстро и влияющие на последующее развитие ребенка; именно эти линии развития долж-ны быть под контролем прежде всего.
В периоде новорожденности проверяют степень зрелости зрительного и слухового анализаторов и формирование первых зрительных и слуховых ориентировочных реакций. С конца первого месяца до трех месяцев контролируют дальнейшее развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, ответные эмоционально-положительные и первые голосовые реакции, движения. От четырех до шести месяцев проверяют развитие зри-тельных (до пяти месяцев) и слуховых ориентировочных реакций, положительные эмоциональные реакции (в четыре месяца, голосовые реакции и начало лепета, общие движения, движения руки и первые проявления активности (навыки) при кормлении. В этом возрасте контролируют развитие первых форм общения детей друг с другом, которое отражает уровень развития ребенка по многим направлениям, а также является источником развития и условием активного и спокойного бодрствования ребенка. Во втором полугодии (от семи до двенадцати месяцев) объектом контроля являются : дальнейшее развитие общих движений, развитие действий с предметами, понимание речи взрослого и активная речь, навыки (во время кормления и пользования горшком, элементы сенсорного развития (в девять и двенадцать месяцев, общение детей друг с другом (проявляется в виде подражания звукам и действиям, наблюдения за действиями других детей, игрой детей рядом друг с другом и вместе одной игрушкой).
На втором году жизни контролируют дальнейшее развитие понимания речи и активной речи, сенсорное развитие (ориентировка в величине, форме и цвете, развитие игры, движений, навыков самостоятельности. На третьем году проверяют развитие актив-ной речи (грамматический строй речи и способность задавать вопросы). Не менее важным является сенсорное развитие, а также развитие игры.
Между всеми линиями развития существуют тесные взаимосвязи. Можно выделить так называемые значимые линии развития, которые сформировавшись, менее всего поддаются влиянию неблагоприятных факторов и сами оказывают влияние на формирование других умений. Такими значимыми линиями развития в первые три месяца жизни являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции; к 5 - 6 месяцам - движения руки; во втором полугодии - общие движения, действия с предметами и понимание речи; на втором году жизни - это движения, игра и действия с предметами, понимание речи. На третьем году жизни все линии развития приобретают одинаковую значимость.
На каждом возрастном этапе есть умение, которые только начинают формироваться. Эти новые умения легче всего подвергаются деформации. Особенно часто на первом и втором году жизни возникают задержки в развитии активной речи, наиболее чувствительной к влиянию неблагоприятных факторов (неблагополучный биологический анамнез, тяжелая адаптация, подверженность болезням, недостаток воспитания и обучения). Это информативная линия развития, которая отражает развитие значимых линий и во многом зависит от них. Знание всех этих зависимостей и взаимосвязей позволяет правильно определить причину отклонений в развитии ребенка и наметить план медико-педагогических воздействий.
В связи с очень быстрым темпом развития контроль за нервно-психическим развитием детей первого года жизни проводят ежемесячно, на втором году жизни реже - 1 раз в квартал, на третьем - 1 раз в полугодие, на 4-м, 5-м и 6-м годах жизни - 1 раз в год. Развитие проверяют в сроки, близкие ко дню рождения ребенка (плюс-минус 2-3 дня на первом году жизни, 5 дней на втором, третьем и последующих годах жизни).
Основной метод контроля - наблюдение за ребенком. Но не все можно выявить путем наблюдения. Поэтому разработан объективный метод диагностики, позволяющий точно определить фактический уровень развития ребенка.
В методике диагностики развития по каждому показателю дано: название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуация проверки; методика определения развития (действия взрослого, расположение материала, положение или поза ребенка, объем требований и задач, предъявляемых ему и пр.); поведение ребенка, свидетельствующие о выполнении или невыполнении задания. В процессе диагностики взрослый не обучает, а выявляет уже освоенные ребенком умения. Ситуация проверки - полусвободная; ребенка проверяют в группе, в привычной обстановке, используя игрушки и пособия. Для проведения диагностики в каждой группе нужно иметь необходимые материалы и описание методики проверки. (См. таблицу "Группа развития")
Проверяет развитие детей воспитатель группы, иногда ему помогает старший воспитатель. Уровень понимания речи и активной речи, а также сенсорного развития детей может проверить логопед (дефектолог, пользуясь рекомендуемыми показателями и диагностикой развития.
Очень важно, проверяя ребенка, определить фактический уровень его развития. Сначала каждого ребенка проверяют по показателям его возраста, если развитие ребенка не соответствует его возрасту, а выше или ниже, то его проверяют по показателям предыдущего (более младшего) или более старшего возрастного периода, т. е. определяют нижнюю или верхнюю границу развития. К. Л. Печорой разработан количественно-качественный метод объективной оценки каждого ребенка по группам развития.
В доме ребенка выделяют 5 групп развития. В первую группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во вторую, третью, четвертую и пятую группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки (т. е. на первом году жизни - на один, два или более месяцев, на втором году - на один, два, три и более кварталов, на третьем году жизни - на одно полугодие, год или больше). Внутри каждой группы отмечаются степени развития, отражающие количество показателей по которым отстает ребенок.
ЗАДАЧИ
1. Определить группу развития ребенка.
Ребенку 9 месяцев : О. Д. - 8 месяцев
П. Р. - 9 месяцев
А. Р. - 7 месяцев
Дв. руки. - 8 месяцев
Навыки - 9 месяцев
2. Определить возраст ребенка :
П. Р. - хорошо понимает названия окружающих предметов и действий, запас понимаемых слов расширяется.
А. Р. - пользуется лепетом
Игра - воспроизводит действие с предметами, ранее разученными
Ориентируется в двух контрастных величинах
Движения: ходит длительно, не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
Навыки - самостоятельно ест густую пищу ложкой
3. Определить группу развития.
Ребенку 2 года Ребенку 2г. 6м.
П. Р. - 2 года Грамматика - 2г. 6м.
А. Р. - 1г. 9 м. Вопросы - 2г. 6м.
С. Р. - 1г. 9м. С. Р. - 2г.
Игра - 2г. 6м. Игра - 2г. 6м.
Движения - 2г. Движения - 2г. 6м.
Навыки - 2г. 6м. Навыки - 2г.
Конструирование - 2г.
Ребенку 3 года Ребенку 1год 9месяцев
Грамматика - 2г. 6м. П. Р. - 1г. 9м.
Вопросы - 2г. 6м. А. Р. - 1г. 3м.
С. Р. - 2г. С. Р. - 1г. 6м.
Игра - 2г. 6м. Игра - 1г. 9м.
Движения - 3г. Движения - 1г. 9м.
Навыки - 3г. Навыки - 1г. 6м.
Конструирование -2г. 6м.
ИЗО - 2г. 6м.
Ребенку 5 месяцев Ребенку 1 год 6 месяцев
Зрительные анализаторы - узнает мать, воспитателя П. Р. - понимает названия отдельных предметов и действий
Слуховые анализаторы - находит невидимый источник звука А. Р. - пользуется лепетом, отдельными облегченными словами
Движения руки - берет игрушку из рук взрослого С. Р. - ориентируется в 4-х контрастных формах
О. Д. - лежит на животе не переворачивает-ся Игра - отображает отдельные действия
Подготовительные этапы речи - гулит Движения - ходит не присаживаясь
Навыки - ест с ложки полугустую пищу Навыки - ест густую пищу
Наиболее благоприятный прогноз у детей первой группы, развивающихся гармонично. Дети с большим опережением в развитии по одному показателю, как и отстающие на несколько эпикризных сроков, находятся на учете у невропатолога и психиатра. Самый плохой прогноз развития отмечается у детей с синхронным (гармоничным) отставанием по всем показателям на несколько эпикризных сроков. Эти дети находятся под особым наблюдением и получают необходимые медицинские и педагогические назначения.
Для обучаемых перспективных детей свойственна положительная динамика развития, характеризующаяся переходом ребенка от третьей степени отставания ко второй и первой (внутри любой группы) и переходом из V группы развития в IV, III, II. При патологии у необучаемых бесперспективных детей наблюдается переход из III группы в IV - V группы, т. е. увеличение глубины отставания.
Основным документом, в котором отражены динамика развития ребенка и его по-ведение, является история развития. Эти сведения врач получает из индивидуальных карт "Карт нервно-психического развития и поведения ребенка" в день рождения ребенка.
Индивидуальные карты ведутся во всех возрастных группах, хранятся они в группе или у старшего воспитателя. "Карта нервно-психического развития и поведения ребенка" заполняется в эпикризные сроки.
В день рождения ребенка или на 1-2 дня раньше воспитатель выявляет уровень его нервно-психического развития. Данные о развитии, воспитатель заносит в карту развития, указывая в соответствующих графах, какому возрасту соответствует развитие ребенка по каждой линии. Поведение проверяется по всем параметрам, но в карте указываются только те, которые изменились по сравнению с предыдущим периодом. В графе "Заключение" воспитатель указывает наличие или отсутствие отклонений в поведении ребенка, группу и степень развития, которую определяет вместе со старшим воспитателем. В графе "Назначения" намечается план индивидуальной воспитательной работы с ребенком на следующий возрастной период: даются рекомендации по режиму, задачи обучения и воспитания и методы коррекции поведения.