Марина Шеремет
Консультирование «Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей
Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.
Темочки:
Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.
Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать :
- знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
- знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труд
Социально-психологический климат, по мнению Е. С. Кузьмина, А. Г. Ковалёва, А. Н. Лутошкина и др., представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны» :
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.
По наблюдениям за учениками класса можно определить, что некоторые ученики не всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь класса» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.
Также, к условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:
- Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
- Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).
- Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Исходя из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы по данной проблеме следует выделить эффективные способы формирования учителем психологического климата :
• Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
• Использование игры.
• Формирование общих традиций.
• Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий.
• Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
• Наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу.
• Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:
- необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость, его состояние в данный момент, его отношение к вам.
- нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.
В наше непростое, стремительно меняющееся время родителям требуется большая внутренняя сила. Большинство родителей учащихся школы – это молодые люди, не умудренные родительским опытом. Чем меньше опыт родителей, тем меньше у них навыков оказания помощи ребенку и меньше возможностей успешного его развития.
Вершиной становления родителей выступает благополучие их детей. Неблагополучие детей – чрезвычайно актуальная проблема, так как по-прежнему растет число семей и детей, находящихся в социально опасном положении, растет число родителей, кому необходимы разные виды помощи, в том числе и педагогической.
Эта задача в нашей школе решается на основе образования родителей через систему консультаций. Сами по себе консультации – печатные или устные разъяснения по различным вопросам - в школах использовались всегда и не являются новшеством.
В школе разработан технологический процесс системы консультирования, направленный в первую очередь на активизацию родителей по решению проблем ребенка.
“Активизация” в буквальном смысле понимается как “помощь в развитии самопомощи”. Опыт показывает несомненную эффективность и безопасность стратегии вмешательства в семью в форме консультирования. Потребность в подобной системе образования родителей важна как со стороны родителей, так и с позиции детей.
Технология консультирования представляет собой подвижный коммуникативный канал, цель которого состоит в том, чтобы родители начали действовать для оказания помощи своему ребенку.
Для постоянно действующей системы взаимодействия с родителями выделяется время и место для всех видов консультирования, создаются условия эмоционального и физического пространства обучения, специфическая атмосфера взаимоотношений с родителями; объединение ресурсов родителей и школы. Система консультирования родителей – инновационная управленческая технология, направленная на выполнение задач, поставленных школой.
Система консультирования представляет собой особую сферу профессиональной деятельности, направленную на помощь родителям и их детям. Специалисты школы, выступая в роли консультантов, осваивают технологии консультирования, стараются предложить наиболее подходящие для поднятой проблемы рекомендации и информацию.
При консультировании делается ставка на личную инициативу, самостоятельность, ответственность родителей в целях эффективного реагирования по проблемным вопросам ребенка, достижении конструктивного взаимопонимания. Таким образом, постоянно позиция родителей по отношению к школе меняется от независимо-оборонительной и независимо-отстранненой на вовлеченно-созидательную.
Система консультирования основана на данных мониторинга. Школьный мониторинг включает в себя многие параметры: наблюдается здоровье ребенка, его интеллектуальное развитие, его успехи. В школе создан единый банк данных, на основе которого ведется и строится вся работа с ребенком, родителями и учителями. После выявления проблем группы детей или даже одного ребенка эта проблема рассматривается специалистами, находятся резервы воздействия на родителей ребенка, учителей, составляется тематика консультаций. В организационном плане система консультирования выглядит четко : один раз в неделю, в субботу, с 8.00 до 9.00 часов утра любой родитель может получить консультацию у любого специалиста школы; любого предметника, классного руководителя, администратора, психолога, социального педагога, валеолога. Причем родитель может прийти на консультацию как по проблеме, выявленной им самим, так и приглашение по проблеме, выявленной в школе.
Консультации проводятся в устой форме, родители могут получить также и печатный материал. Информационные, обучающие и информационно-обучающие консультации нравятся родителям, и многие посещают их постоянно. Особенно коллектив школы считает необходимым сегодня активизировать работу по получению родителями педагогических знаний в школе I ступени обучения. Именно в этот период школа и родители должны стать единомышленниками.
Особое внимание в системе консультирования отводим родителям первоклассников, пятиклассников и десятиклассников. Тематика консультаций для родителей детей данного школьного возраста утверждается на педагогических консилиумах после предварительного изучения учащихся по аспектам школьного мониторинга.
Коллективом собран и используется большой материал по основам консультирования, его системе. Все больше педагогов становятся его активными инициаторами.
Еженедельно в школе на консультации бывает около 20 родителей из 567 семей.
После постоянного внедрения системы консультирования взаимоотношения учащихся, учителей, родителей приобретают совершенно иное свойство: рождается единомыслие в подходах к ребенку. В школе проведены консультации для большинства родителей по вопросам сохранения зрения, по вопросам психологического состояния детей с особыми нуждами, по вопросам здоровья допризывников и многим другим, проведены консультации по интеллектуальным особенностям детей.