Папки-передвижки

Консультативный центр как одна из форм работы с родителями детей ОВЗ, не посещающих ДОО

Круглова Юлианна
Консультативный центр как одна из форм работы с родителями детей ОВЗ, не посещающих ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов

образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Эта задача может решаться при

получении детьми дошкольного образования в семейной форме, о чем говорится в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Публикация «Консультативный центр как одна из форм работы с родителями детей ОВЗ, не посещающих ДОО» размещена в разделах

Ключевые слова: родитель, ребенок, семья, Консультационный центр. Дошкольное образование, родительская компетенция.

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка очень велика. Известно, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только владеют педагогическими знаниями и приемами, но и смогли понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Семья, для дошкольников с недостатками развития является для них первичным социальным окружением. Дети с ОВЗ испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их дальнейшая жизнь в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а чаще всего практически единственным ресурсом развития личности ребенка, поддерживающим процесс его социализации и самореализации[4].

Дошкольное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители «особого» ребенка и где начинается их психолого-педагогическое просвещение. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «партнерство»[1].

Важнейшей задачей в рамках данного направления работы является определение и внедрение в практику традиционных форм взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества. Работа по реализации этих задач ведется в двух направлениях: работа с родителями воспитанников с ОВЗ посещающих МБДОУ, с семьями неорганизованных детей с ОВЗ посещающих Консультационный центр.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От взаимосвязи педагогов – родителей – ребенка зависит в дальнейшем социализация ребенка. Модель взаимодействия родителей детей с ОВЗ и ДОО можно представить в несколько этапов.

Знакомство, является первым этапом работы. Данный этап подразумевает представление дошкольного учреждения, а также знакомство с семьями воспитанников с ОВЗ посещающих наш детский сад и семьями неорганизованных детей с ОВЗ, которые обращаются в Консультационный центр созданный на базе нашего ДОУ, знакомимся и изучаем общие условия семейного воспитания, модели взаимодействия с ребенком, особенности развития ребенка и дальнейший маршрут его развития.

С электронной версией организации работы ДОУ родители могут ознакомиться на сайте учреждения. В помощь родителям, на официальном сайте учреждения создан подраздел «Психолого-педагогическое сопровождение», который способствует расширению родительской компетенции в вопросах воспитания и развития ребенка. В данном подразделе, содержится большое количество рекомендаций педагога- психолога и учителя-дефектолога, полезные статьи и видеоролики по вопросам воспитания и правильного взаимодействия, интерактивные игры для детей разного возраста. На одной из страниц у нас предусмотрены онлайн консультации.

Второй этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях, выясняем социальный запрос на предоставление образовательных и дополнительных услуг. Помимо традиционных методов обследования, таких как опросники, анкеты, используем интервьюирование с вопросами, содержание которых определяется выявленными и потенциальными проблемами.

Третий этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем действенные способы и средства помощи[3].

При планировании и организации формы работы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.

Приглашая родителей на беседу, тщательно продумываем тематику и цель визита. Ознакомительные беседы организуются, как правило, по инициативе специалистов ДОО и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты, направления работы.

Одной из эффективных форм формирования родительской компетенции, считаем мастер-класс. Это открытая современная педагогическая форма работы, которая позволяет продемонстрировать профессиональные и творческие способности, как педагогов, так и расширить знания, практические умения, творческий потенциал родителей. Проводимые мастер – классы для родителей с детьми ОВЗ раскрывают родителям модели взаимодействия с ребенком в процессе развивающей работы. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда», усугублённая бытовыми проблемами и заботами увеличивают риск развития депрессивных состояний, что крайне сильно влияет на любого человека, подрывая его физическое и психическое здоровье, желание и умение радоваться жизни, быть счастливым.

Эффективной формой профилактики эмоционального напряжения родителей мы считаем психологические тренинги, которые позволяют:

- познакомить родителей с приёмами саморегуляции (дыхательная гимнастика, релаксация, мышечное расслабление, визуализация, концентрация);

- развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления;

- снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость;

- повысить сплочённость родительского коллектива.

Большой популярностью у наших родителей пользуется психологический тренинг «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ», тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у себя», которые способствует определению и анализу уровня самооценки, освоению приемов самодиагностики, самораскрытия.

Одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий.

На базе МБДОУ функционирует окружной Консультационный центр по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования проживающим на территории городского округа Семеновский. Высокий процент посещений Консультационного центра свидетельствует о квалифицированной помощи специалистов. Для большинства семей, посещающих специалистов центра, это является единственным в своем роде местом, куда они могут обратиться с детьми за квалифицированной помощью (большой процент обращений, это семьи с детьми со сложным дефектом).

ПМПк (Психолого - Медико - Педагогический консилиум) также является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи. Приглашаем родителей на заседания ПМПк. Совместное проведение заседаний позволяет наиболее полно выявить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности[2].

В результате такой работы : родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Сочетание современных и традиционных форм работы помогает раскрыть родительский потенциал, расширить родительскую компетенцию, необходимую для эффективной помощи собственным детям.

Литература:

1. Пазухина, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2

(42). — с. 128–136.

2. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // Образование. — URL : https://5psy.ru/obrazovanie/psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-semei-imeyuschih-deteis-ovz.html ( дата обращения: 14.03.2019).

3. Стругова, В. Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра / В. Г. Стругова, О. Б. Колесникова // Материалы Всероссийской

научно-практической конференции Наука и социум. — 2017. — № 3. — с. 124–130.

4. С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи (учебное пособие для академического бакалавриата., М., Юрайт, 2019г.

Публикации по теме:

«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом)Сотворчество как одна из форм работы с родителями (обмен опытом) В ФГОС ДО сформулированы требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

День открытых дверей, как одна из форм работы с родителямиДень открытых дверей, как одна из форм работы с родителями Сегодня в группе Дошкольного образования при "МБОУ Ржаксинская СОШ №1 имени Н. М. Фролова" был организован День открытых дверей. Хочу с вами.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Семейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работыСемейный мастер класс как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Из опыта работы «Ничто так не сближает, как совместное творчество, совместный поиск, совместные неудачи и находки, когда два совершенно разных и чужих человека.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Составление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детейСоставление азбуки — одна из форм работы над речью и речевым общением детей Задачи: -учить вслушиваться в звучание речи, развивать фонематическое восприятие произносительной и интонационной стороны речи; -дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультативный центр как одна из форм работы с родителями детей ОВЗ, не посещающих ДОО
Опубликовано: 12 февраля 2024 в 14:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультативный центр как одна из форм работы с родителями детей ОВЗ, не посещающих ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Круглова Юлианна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД