Круглова Юлианна
Консультативный центр как одна из форм работы с родителями детей ОВЗ, не посещающих ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов
образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Эта задача может решаться при
получении детьми дошкольного образования в семейной форме, о чем говорится в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Публикация «Консультативный центр как одна из форм работы с родителями детей ОВЗ, не посещающих ДОО» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Ключевые слова: родитель, ребенок, семья, Консультационный центр. Дошкольное образование, родительская компетенция.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка очень велика. Известно, что наибольших успехов добиваются дети, родители которых не только владеют педагогическими знаниями и приемами, но и смогли понять и принять особенности своего ребенка. Одна из самых уязвимых в данном аспекте категория семей – семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Семья, для дошкольников с недостатками развития является для них первичным социальным окружением. Дети с ОВЗ испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их дальнейшая жизнь в значительной степени зависит от позиции семьи. В отношении детей с ограниченными возможностями семья является одним из существенных, а чаще всего практически единственным ресурсом развития личности ребенка, поддерживающим процесс его социализации и самореализации[4].
Дошкольное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители «особого» ребенка и где начинается их психолого-педагогическое просвещение. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «партнерство»[1].
Важнейшей задачей в рамках данного направления работы является определение и внедрение в практику традиционных форм взаимодействия с семьей в сочетании с современными формами сотрудничества. Работа по реализации этих задач ведется в двух направлениях: работа с родителями воспитанников с ОВЗ посещающих МБДОУ, с семьями неорганизованных детей с ОВЗ посещающих Консультационный центр.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От взаимосвязи педагогов – родителей – ребенка зависит в дальнейшем социализация ребенка. Модель взаимодействия родителей детей с ОВЗ и ДОО можно представить в несколько этапов.
Знакомство, является первым этапом работы. Данный этап подразумевает представление дошкольного учреждения, а также знакомство с семьями воспитанников с ОВЗ посещающих наш детский сад и семьями неорганизованных детей с ОВЗ, которые обращаются в Консультационный центр созданный на базе нашего ДОУ, знакомимся и изучаем общие условия семейного воспитания, модели взаимодействия с ребенком, особенности развития ребенка и дальнейший маршрут его развития.
С электронной версией организации работы ДОУ родители могут ознакомиться на сайте учреждения. В помощь родителям, на официальном сайте учреждения создан подраздел «Психолого-педагогическое сопровождение», который способствует расширению родительской компетенции в вопросах воспитания и развития ребенка. В данном подразделе, содержится большое количество рекомендаций педагога- психолога и учителя-дефектолога, полезные статьи и видеоролики по вопросам воспитания и правильного взаимодействия, интерактивные игры для детей разного возраста. На одной из страниц у нас предусмотрены онлайн консультации.
Второй этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях, выясняем социальный запрос на предоставление образовательных и дополнительных услуг. Помимо традиционных методов обследования, таких как опросники, анкеты, используем интервьюирование с вопросами, содержание которых определяется выявленными и потенциальными проблемами.
Третий этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем действенные способы и средства помощи[3].
При планировании и организации формы работы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.
Приглашая родителей на беседу, тщательно продумываем тематику и цель визита. Ознакомительные беседы организуются, как правило, по инициативе специалистов ДОО и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты, направления работы.
Одной из эффективных форм формирования родительской компетенции, считаем мастер-класс. Это открытая современная педагогическая форма работы, которая позволяет продемонстрировать профессиональные и творческие способности, как педагогов, так и расширить знания, практические умения, творческий потенциал родителей. Проводимые мастер – классы для родителей с детьми ОВЗ раскрывают родителям модели взаимодействия с ребенком в процессе развивающей работы. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда», усугублённая бытовыми проблемами и заботами увеличивают риск развития депрессивных состояний, что крайне сильно влияет на любого человека, подрывая его физическое и психическое здоровье, желание и умение радоваться жизни, быть счастливым.
Эффективной формой профилактики эмоционального напряжения родителей мы считаем психологические тренинги, которые позволяют:
- познакомить родителей с приёмами саморегуляции (дыхательная гимнастика, релаксация, мышечное расслабление, визуализация, концентрация);
- развить навыки управления стрессом, навыки позитивного мышления;
- снять психофизическое напряжение, повысить стрессоустойчивость;
- повысить сплочённость родительского коллектива.
Большой популярностью у наших родителей пользуется психологический тренинг «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ», тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у себя», которые способствует определению и анализу уровня самооценки, освоению приемов самодиагностики, самораскрытия.
Одна из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий.
На базе МБДОУ функционирует окружной Консультационный центр по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования проживающим на территории городского округа Семеновский. Высокий процент посещений Консультационного центра свидетельствует о квалифицированной помощи специалистов. Для большинства семей, посещающих специалистов центра, это является единственным в своем роде местом, куда они могут обратиться с детьми за квалифицированной помощью (большой процент обращений, это семьи с детьми со сложным дефектом).
ПМПк (Психолого - Медико - Педагогический консилиум) также является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи. Приглашаем родителей на заседания ПМПк. Совместное проведение заседаний позволяет наиболее полно выявить условия и характер семейного воспитания, позицию родителей и степень их авторитетности[2].
В результате такой работы : родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.
Сочетание современных и традиционных форм работы помогает раскрыть родительский потенциал, расширить родительскую компетенцию, необходимую для эффективной помощи собственным детям.
Литература:
1. Пазухина, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина // Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2
(42). — с. 128–136.
2. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ [Электронный ресурс] // Образование. — URL : https://5psy.ru/obrazovanie/psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-semei-imeyuschih-deteis-ovz.html ( дата обращения: 14.03.2019).
3. Стругова, В. Г. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра / В. Г. Стругова, О. Б. Колесникова // Материалы Всероссийской
научно-практической конференции Наука и социум. — 2017. — № 3. — с. 124–130.
4. С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи (учебное пособие для академического бакалавриата., М., Юрайт, 2019г.