Адрова Наталья
Консультация «Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Для достижения цели и задач констатирующего этапа необходимо использовать следующие методы констатации :
• Наблюдение.
• Беседа с детьми.
• Анкетирование родителей.
Наблюдение
Наблюдение за игровой деятельностью дошкольников осуществлялось в свободной деятельности детей в естественных условиях, что позволит выявить игровые интересы детей старшего дошкольного возраста, особенности игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. В протоколе наблюдения отмечались все аспекты игровой деятельности.
Публикация «Консультация „Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
На основании наблюдения в протоколах фиксируются следующие критерии игровой деятельности, выделенные В. А. Деркуновской (4) :
• игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение,
• разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов,
• игровой материал, используемый ребенком (игрушки, игровые атрибуты,
• развитие игровых умений в сочетании с игровыми интересами,
• характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для него роли,
• включение в игровую деятельность сюжетов мультипликационных фильмов.
По результатам наблюдения должен быть проведен качественный и количественный анализ.
В соответствии с выбранными критериями наблюдения за игрой и в соответствии с предложенными Е. О. Смирновой характеристиками игры, были сформулированы основные уровни развития игровой деятельности старших дошкольников:
Высокий уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется самостоятельностью. Дети выбирают тему игры, распределяют роли в соответствии с выбранной темой. По длительности игра достаточно длительна, устойчива. В игровой деятельности отношения между партнерами - деловые, отсутствуют или редки конфликтные ситуации. При этом в ситуации выбора привлекательной для ребенка роли игра продолжается достаточно конструктивно, безконфликтно, дети могут найти общий сюжет, подобрать роли, в соответствии со своими интересами. Сюжет игры разнообразен. В игру включаются различные сюжеты мультипликационных фильмов (преимущественно положительные сюжеты).
Уровень выше среднего. Игровая деятельность детей самостоятельная. Игра по длительности достаточно длительна и устойчива. Основные характеристики игры заключаются в том, что дети неэффективно взаимодействуют в игре: могут отказаться от игры, невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом дети могут отказаться от игры, быть невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом часто в игре проявляются агрессивные, недружелюбные персонажи, часто из мультипликационных фильмов.
Средний уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется достаточной самостоятельностью. Тематику игры и роли дети распределяют самостоятельно. В межличностном взаимодействии отмечаются конфликтные ситуации, правила часто не соблюдаются. В целом такая игра по длительности недостаточно устойчива, требует вмешательства взрослого. Межличностные отношения партнеров по игре недостаточно конструктивны. В играх часто присутствуют сюжеты мультипликационных фильмов с элементами агрессии.
Низкий уровень. Игровая деятельность характеризуется как низкая в той ситуации, когда требуется активное вмешательство взрослого при создании и проведении игры дошкольников. Дети затрудняются при выборе тематики и распределении ролей. Отношения в игре партнеров часто конфликтны, что нарушает игровую деятельность, приводит к ее окончанию. Дети используют в игры сюжеты агрессивных персонажей мультипликационных фильмов.
Беседа с детьми
По результатам наблюдения за игрой с дошкольниками проводится беседа:
• индивидуальная,
• групповая,
• подгрупповая.
Индивидуальная беседа проводится перед началом наблюдения, а также после каждой игры детей. Перед наблюдением детям задаются следующие вопросы (по методике, предложенной В. А. Деркунской) :
• Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста.
• Нравятся ли тебе игры, в которые играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?
• Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую роль исполняешь? Кем бы ты хотел быть еще?
• У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи.
• Ты сам придумываешь игру или тебе кто-то помогает?
В процессе индивидуальной беседы после каждой игры у ребенка выяснялось, во что он играет, какую роль исполняет, нравится ли ему игра.
Подгрупповая беседа осуществляется по окончанию игры. В процессе беседы выясняется, во что дети играли, что им понравилось, что не понравилось, какие роли они исполняли.
Групповая беседа проводится со всеми детьми, участвующими в исследовании. При этом задаются следующие вопросы:
• любят ли дети играть,
• во что любят играть,
• какие мультипликационные фильмы смотрят, какие любимые персонажи,
• каковы отношения между персонажами.
Анкетирование родителей
Цель анкетирования: выявить игровые интересы ребенка.
Задачи анкетирования включают:
• выявить игровые интересы и предпочтения ребенка дома,
• определить роль мультипликационных фильмов в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В анкетировании участвовали родители дошкольников в количестве 10 человек. Анкетирование проводилось в помещении детского сада в период, когда детей забирали из детского сада.
У родителей выяснялось, смотрят ли дома дети телевизор, какие передачи, какие мультфильмы предпочитают, играют ли в компьютерные игры. Кроме того, в процессе анкетирования у родителей выяснялась степень их участия в совместной игровой деятельности с ребенком. Данная анкета содержит 13 вопросов. В соответствии с этим анализ игровых интересов и предпочтений ребенка в домашней среде осуществлялся с опорой на следующие критерии:
• игровые предпочтения ребенка дома (сюжеты, роли,
• разнообразие игровых сюжетов, динамичность игры,
• использование героев и персонажей мультипликационных фильмов ребенком в игре,
• выбор игрушек в игровой деятельности,
• совместная деятельность родителей и детей.
В соответствии с выделенными критериями выделены следующие типы игровой деятельности детей в домашней обстановке:
Высокий уровень (средний балл 2,8-3,5 баллов) характеризуется активной игровой деятельностью ребенка дома. Ребенок выбирает сюжет для игры, может принимать сюжет родителей, при этом длительное время способен играть самостоятельно. Родители часто участвуют в играх совместно с ребенком. В играх ребенок предпочитает игрушки и игровые сюжет, придуманные самостоятельно. Присутствуют сюжеты, заимствованные из мультипликационных фильмов. Взаимодействие с окружающими достаточно конструктивно в процессе игры. Игровые ситуации положительные, редко присутствуют агрессивные тенденции в игровом поведении.
Средний уровень (средний балл - 2,0-2,7 баллов) характеризуется тем, что в домашней обстановке ребенок создает игру. При этом ребенок самостоятельную игру может организовать на непродолжительное время. В играх часто требует присутствия взрослого. Сюжеты игр включают как самостоятельно выбранные игровые сюжеты, так и с использованием персонажей и сюжетов мультипликационных фильмов. Игровые ситуации могут быть как положительные, так и отрицательные.
Низкий уровень (максимальный средний балл 1,9) характеризуется неумением ребенка создавать игру. В его сюжетах участвует взрослый, который подсказывает ребенку направление игры. В играх часто используются игрушки агрессивного характера (сабли, мечи, пистолеты). Ребенок использует в игре различные персонажи мультипликационных фильмов. При этом игровое поведение ребенка отличается агрессивностью, использованием различные сюжетов с привлечением сцен насилия (драк и т. д.).
По окончанию констатирующего эксперимента проводился обобщающий анализ результатов исследования в виде качественного анализа и количественной обработки результатов анкетирования.