Папки-передвижки

Консультация «Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры»

Адрова Наталья
Консультация «Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Для достижения цели и задач констатирующего этапа необходимо использовать следующие методы констатации :

• Наблюдение.

• Беседа с детьми.

• Анкетирование родителей.

Наблюдение

Наблюдение за игровой деятельностью дошкольников осуществлялось в свободной деятельности детей в естественных условиях, что позволит выявить игровые интересы детей старшего дошкольного возраста, особенности игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. В протоколе наблюдения отмечались все аспекты игровой деятельности.

Публикация «Консультация „Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах

На основании наблюдения в протоколах фиксируются следующие критерии игровой деятельности, выделенные В. А. Деркуновской (4) :

• игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдается предпочтение,

• разнообразие, стабильность и динамичность игровых сюжетов,

• игровой материал, используемый ребенком (игрушки, игровые атрибуты,

• развитие игровых умений в сочетании с игровыми интересами,

• характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для него роли,

• включение в игровую деятельность сюжетов мультипликационных фильмов.

По результатам наблюдения должен быть проведен качественный и количественный анализ.

В соответствии с выбранными критериями наблюдения за игрой и в соответствии с предложенными Е. О. Смирновой характеристиками игры, были сформулированы основные уровни развития игровой деятельности старших дошкольников:

Высокий уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется самостоятельностью. Дети выбирают тему игры, распределяют роли в соответствии с выбранной темой. По длительности игра достаточно длительна, устойчива. В игровой деятельности отношения между партнерами - деловые, отсутствуют или редки конфликтные ситуации. При этом в ситуации выбора привлекательной для ребенка роли игра продолжается достаточно конструктивно, безконфликтно, дети могут найти общий сюжет, подобрать роли, в соответствии со своими интересами. Сюжет игры разнообразен. В игру включаются различные сюжеты мультипликационных фильмов (преимущественно положительные сюжеты).

Уровень выше среднего. Игровая деятельность детей самостоятельная. Игра по длительности достаточно длительна и устойчива. Основные характеристики игры заключаются в том, что дети неэффективно взаимодействуют в игре: могут отказаться от игры, невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом дети могут отказаться от игры, быть невнимательны по отношению к чувствам и переживаниям партнера. При этом часто в игре проявляются агрессивные, недружелюбные персонажи, часто из мультипликационных фильмов.

Средний уровень. Игровая деятельность дошкольников характеризуется достаточной самостоятельностью. Тематику игры и роли дети распределяют самостоятельно. В межличностном взаимодействии отмечаются конфликтные ситуации, правила часто не соблюдаются. В целом такая игра по длительности недостаточно устойчива, требует вмешательства взрослого. Межличностные отношения партнеров по игре недостаточно конструктивны. В играх часто присутствуют сюжеты мультипликационных фильмов с элементами агрессии.

Низкий уровень. Игровая деятельность характеризуется как низкая в той ситуации, когда требуется активное вмешательство взрослого при создании и проведении игры дошкольников. Дети затрудняются при выборе тематики и распределении ролей. Отношения в игре партнеров часто конфликтны, что нарушает игровую деятельность, приводит к ее окончанию. Дети используют в игры сюжеты агрессивных персонажей мультипликационных фильмов.

Беседа с детьми

По результатам наблюдения за игрой с дошкольниками проводится беседа:

• индивидуальная,

• групповая,

• подгрупповая.

Индивидуальная беседа проводится перед началом наблюдения, а также после каждой игры детей. Перед наблюдением детям задаются следующие вопросы (по методике, предложенной В. А. Деркунской) :

• Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста.

• Нравятся ли тебе игры, в которые играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?

• Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую роль исполняешь? Кем бы ты хотел быть еще?

• У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи.

• Ты сам придумываешь игру или тебе кто-то помогает?

В процессе индивидуальной беседы после каждой игры у ребенка выяснялось, во что он играет, какую роль исполняет, нравится ли ему игра.

Подгрупповая беседа осуществляется по окончанию игры. В процессе беседы выясняется, во что дети играли, что им понравилось, что не понравилось, какие роли они исполняли.

Групповая беседа проводится со всеми детьми, участвующими в исследовании. При этом задаются следующие вопросы:

• любят ли дети играть,

• во что любят играть,

• какие мультипликационные фильмы смотрят, какие любимые персонажи,

• каковы отношения между персонажами.

Анкетирование родителей

Цель анкетирования: выявить игровые интересы ребенка.

Задачи анкетирования включают:

• выявить игровые интересы и предпочтения ребенка дома,

• определить роль мультипликационных фильмов в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В анкетировании участвовали родители дошкольников в количестве 10 человек. Анкетирование проводилось в помещении детского сада в период, когда детей забирали из детского сада.

У родителей выяснялось, смотрят ли дома дети телевизор, какие передачи, какие мультфильмы предпочитают, играют ли в компьютерные игры. Кроме того, в процессе анкетирования у родителей выяснялась степень их участия в совместной игровой деятельности с ребенком. Данная анкета содержит 13 вопросов. В соответствии с этим анализ игровых интересов и предпочтений ребенка в домашней среде осуществлялся с опорой на следующие критерии:

• игровые предпочтения ребенка дома (сюжеты, роли,

• разнообразие игровых сюжетов, динамичность игры,

• использование героев и персонажей мультипликационных фильмов ребенком в игре,

• выбор игрушек в игровой деятельности,

• совместная деятельность родителей и детей.

В соответствии с выделенными критериями выделены следующие типы игровой деятельности детей в домашней обстановке:

Высокий уровень (средний балл 2,8-3,5 баллов) характеризуется активной игровой деятельностью ребенка дома. Ребенок выбирает сюжет для игры, может принимать сюжет родителей, при этом длительное время способен играть самостоятельно. Родители часто участвуют в играх совместно с ребенком. В играх ребенок предпочитает игрушки и игровые сюжет, придуманные самостоятельно. Присутствуют сюжеты, заимствованные из мультипликационных фильмов. Взаимодействие с окружающими достаточно конструктивно в процессе игры. Игровые ситуации положительные, редко присутствуют агрессивные тенденции в игровом поведении.

Средний уровень (средний балл - 2,0-2,7 баллов) характеризуется тем, что в домашней обстановке ребенок создает игру. При этом ребенок самостоятельную игру может организовать на непродолжительное время. В играх часто требует присутствия взрослого. Сюжеты игр включают как самостоятельно выбранные игровые сюжеты, так и с использованием персонажей и сюжетов мультипликационных фильмов. Игровые ситуации могут быть как положительные, так и отрицательные.

Низкий уровень (максимальный средний балл 1,9) характеризуется неумением ребенка создавать игру. В его сюжетах участвует взрослый, который подсказывает ребенку направление игры. В играх часто используются игрушки агрессивного характера (сабли, мечи, пистолеты). Ребенок использует в игре различные персонажи мультипликационных фильмов. При этом игровое поведение ребенка отличается агрессивностью, использованием различные сюжетов с привлечением сцен насилия (драк и т. д.).

По окончанию констатирующего эксперимента проводился обобщающий анализ результатов исследования в виде качественного анализа и количественной обработки результатов анкетирования.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Конспект сюжетно-ролевой игры «Знакомство с Доктором Айболитом» для детей 2–3 лет Тема “Знакомство с Доктором Айболитом” Цели: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; Задачи. Образовательная: знакомить.

Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Консультация для родителей на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Ваши непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда вы готовы уделить.

Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»Консультация для воспитателей «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка» «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он.

Консультация для воспитателей «Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Ведущий вид деятельности дошкольника – ИГРА. В сюжетно-ролевой игре отображается представление дошкольника об окружающем мире, профессиональных.

Значение сюжетно-ролевой игры для развития ребёнка. Консультация В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. В этом возрасте приобретается.

Знакомство с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе детей с ЗПРЗнакомство с атрибутами сюжетно-ролевой игры «Кафе» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 08:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Знакомство с методиками исследований уровня сюжетно-ролевой игры»» (включая файлы) размещена пользователем Адрова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД