Светлана Журавлева
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень здоровья (физического и психоэмоционального) детей дошкольного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня приобщения к здоровому образу жизни.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» размещена в разделах
Реалии современного мира (Техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое излучение при злоупотреблении компьютером и телевизором, социальная напряжённость в обществе, резкие перепады атмосферного давления, температуры) подтверждают актуальность приобщения детей к здоровому образу жизни.
Отношение детей к своему здоровью – фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребёнком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: человеческий организм – сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и своё здоровье и жизнь надо уметь беречь и защищать с самого раннего детства.
Именно поэтому, в детском саду и дома следует воспитывать у ребё нка:
• Привычку к чистоте, аккуратности и опрятности, порядку;
• Основы культурно-гигиенических навыков;
• Элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
• Понимания того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;
• Умение вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.
Все эти задачи являются современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады. У ребёнка необходимо воспитывать привычки к здоровому образу жизни. А именно, через беседу, вопросы, карточки, схемы.
Чему должны научиться дети? Они должны:
• Определять своё состояние и ощущения;
• Формировать представления о своём организме;
• Понимать необходимость и роль физических упражнений;
• Использовать знания о том, что полезно, а что вредно для организма.
Важно отметить, что полноценная готовность ребёнка к школе, невозможна без приобретения им навыков здорового образа жизни. Поэтому, дошкольник научится активно относиться к собственному здоровью, понимать, как сохранить своё здоровье в окружающей среде, полной незаметных опасностей. Для этого была создана система, включающая разнообразные формы работы с детьми:
• Создание благоприятных условий для игр и занятий в помещении;
• Физические упражнения;
• Выполнение режима дня;
• Организация рационального питания;
• Закаливающие процедуры;
• Активный отдых;
• Организация развивающей среды;
• Работа с родителями;
• Нетрадиционные формы оздоровления;
• Непосредственно-образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах по валеологии и ОБЖ.
• Чтение художественной литературы.
Работу по формированию здорового образа жизни необходимо начинать с младшего возраста. Наряду с традиционными формами обучения нужно использовать и здоровьесберегающие технологии для приобщения детей к здоровому образу жизни. В нашей работе используются следующие методы:
• Кинезеологические упражнения;
• Массаж биологически активных точек (БАТ, крио массаж;
• Упражнения для развития мелких мышц кисти;
• Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика;
• Релаксация, йога;
• Физкультурные минутки;
• Прополис.
Все эти технологии позволяют укрепить здоровье детей, развить стойкое понимание сохранения своего здоровья, правильного активного отношения к нему. Итак, рассмотрим влияние нетрадиционных методик на укрепление и оздоровление организма ребёнка.
КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Что такое кинезеология? Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Наукой доказано, что кинезеологические упражнения активизируют различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что позволяет развивать способности человека. Метод кинезеологической коррекции направлен на улучшение психических процессов, памяти, внимания, речи, пространственных представлений, позволяет снизить утомляемость общего напряжения организма.
Перед тем как начать занятие, необходимо провести комплекс кинезеологических упражнений, включив питьё воды за 10 минут до него. Продолжительность выполнения упражнений в младших группах: 1-2минуты; в средних – 3минуты; в старших группах не более 5-ти минут. Для малышей можно провести такие упражнения: «Колечки», «Кулачок-ребро-ладошка», «Танец». Для старших дошкольников: «Кнопки мозга», «Перекрёстные шаги», «Крюки», «Слон», «Думающий колпак» «Помпа», «Энергитизатор» и другие.
МАССАЖ БАТ.
К ним относятся три группы упражнений:
1. Упражнения оздоровительной направленности.
2. Пальчиковые игры, упражнения, направленные на развитие умственных способностей и подготовки кисти к письму.
3. Упражнения для развития мелких мышц кисти.
При выполнении первой группы упражнений с оздоровительной направленностью предлагаем использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста прополис. Прополис (пчелиный клей) содержит аминокислоты, белки, углеводы и другие полезные микроэлементы.
Эти микроэлементы способны впитываться биологически активными точками (через чистую кожу рук при соприкосновении с прополисом, что позволяет поддерживать здоровье в целях профилактики простудных заболеваний. В оздоровительных упражнениях также можно использовать массажные колечки, мячики, грецкие орехи, палочки разной величины, камушки разного размера, начиная с разного возраста.
При выполнении второй группы упражнений можно использовать пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику, рисунки на фольге разными пальцами, упражнения с мелкими предметами (бусинки, спички, различные крупы, бисер, оригами, игровые упражнения с бельевой резинкой «Сделай фигуру». Для усиления оздоровительного эффекта рекомендуется несколько раз в день ополаскивать руки холодной водой.
При выполнении третьей группы упражнений нужно использовать кистевой эспандер (Сжимание и разжимание,нетрадиционные тренажёры - закручивание и раскручивание пластмассовых пузырьков различными сочетаниями пальцев рук, а так же «резиновый болванчик» (шарик с мукой).
ФИЗМИНУТКИ.
Они обеспечивают активный отдых и повышают умственную активность, работоспособность детей на занятиях. Их проводят при появлении признаков утомления. Длительность и чистота проведения зависит от возраста, вида деятельности и сложности учебного материала. Упражнения подбираются хорошо знакомые детям, разученные на физкультурных занятиях. Физминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, танцевальных движений.
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА.
Это выполнение общеразвивающих упражнений под музыку, выполняемых поточным способом. Включение в занятия ритмических упражнений повышает эмоциональный настрой, даёт возможность ребёнку раскрепоститься, выразить свои чувства с помощью движений. Новизна и оригинальность этого подхода заключается в том, что ребёнок учится танцевать под музыку. Дети 2-ой младшей группы знакомятся с музыкой. Важно научить их выполнять простейшие упражнения на хорошем эмоциональном уровне. Нужно прививать любовь к движениям с этого возраста. В средней группе выполняются более сложные движения, в различных положениях и с предметами. В старшем дошкольном возрасте комплекс усложняется и выполняется в разных вариациях, быстром темпе, согласно разработанным этапам двигательной сенсорики. Предложенная система способствует увелечению двигательной памяти, развитию координации движений, творческих способностей.
Итак, использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно – образовательной деятельности детей позволяет повысить уровень состояния здоровья у детей, воспитать у них привычку к здоровому образу жизни.
Литература:
1. Инструктор по физкультуре дошкольного образователного учреждения. Журнал №5, №2 2011г.
2. Программа «Облако» Назаренко Н. А., Кузнецова С. В.