Светлана Овчинникова
Консультация «Этапы развития движений руки»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди других двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
Публикация «Консультация „Этапы развития движений руки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Первая двигательная функция руки – схватывание. Ребенок, лежа в кроватке, поднимает руки над грудью, как бы ощупывает, одной рукой другую. Если взрослый вкладывает в руку предмет, возникает попытка его удержать. Вскоре ребенок начинает сам тянуться к висящей игрушке, хотя в течение некоторого времени он еще часто промахивается. Только в четыре с половиной – пять месяцев дети обычно свободно достают, захватывают и удерживают висящую игрушку, а в скорее (к 6 месяцам) уже могут достать ее одной рукой. Но ребенок еще не полностью овладел хватанием. Оно еще очень не совершенно.
Очень обстоятельные исследования Х. Хальверсон показали, что движения руки по направлению к предмету можно разделить на три типа : петлеобразные, планирующие, скользящие. В первом случае кисть руки приближается к объекту и опускается на него, описывая в воздухе петлю. В планирующем движении рука начинает опускаться ранее приближения к объекту, а при скользящем – кисть движется по поверхности, пока не достигнет объекта. Вначале движения неточны, часты промахи. По мере роста ребенка эти движения становятся все более координированными и четкими. По данным Х. Хальверсон, схватывание предметов совершенствуется до возраста 15 месяцев, когда они оказываются уже близкими к движениям взрослого.
На рисунке представлено развитие хватательных движений ребенка.
Цифрами обозначен возраст ребенка в неделях. Верхний ряд рисунков показывает положения пальцев при захвате предмета; средний ряд иллюстрирует положение захватываемого предмета на ладони – видно, что чем старше ребенок, тем более активным становится большой палец; нижний ряд изображает развитие тонких движений пальцев.
Во второй половине первого года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания : во-первых, еще более уточняется движение руки к предмету и, во- вторых, развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок переходит к удерживанию предмета пальцами.
Последовательное приближение руки к предмету складывается примерно к 8 месяцам, но без отклонения оно становится к концу года. Схватывание и удержание предмета продолжает совершенствоваться до конца года. Расположение пальцев на предмете все больше зависит от того, какой предмет ребенок берет : на мяче растопыриваются, на кубике размещаются по граням. Предмет «учит» учитывать его свойства. К 9-11 месяцу жизни это «обучение» приводит к тому, что ребенок, посмотрев на предмет, который собирается взять, заранее складывает пальцы в соответствии со свойствами привлекающего предмета.
Как только ребенок оказывается в состоянии удерживать предмет в руке, он начинает им манипулировать. Первые манипуляции очень просты. Младенец схватывает предмет, затем, подержав некоторое время, выпускает, затем снова схватывает. Отличительной особенностью первых манипуляций является то, что они направлены на предмет, который привлекает ребенка.
Вскоре происходит усложнение в манипуляции с предметом. Оно заключается в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Это имеет большое значение для развития ребенка. После десятимесячного возраста формируется тот вид предметного действия, который называется «орудийным» и который представляет очень большой шаг вперед в развитии ребенка.
П. Я. Гальперин ввел четкое различение между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как действуют самой рукой, предмет становится как бы простым удлинением или продолжением руки. И такие действия называются «ручными», во- втором случае, рука уже подчиняется условиям пользования предмета как орудия. Движения руки перестраиваются в той мере, в какой они противоречат ломке орудия; именно при усвоении этих приемов пользования предметом, последний получает значение орудия для ребенка. Вот такие действия и называются «орудийными»
Действия с одним и тем же предметом постепенно из «ручных» становятся орудийными. Это хорошо видно на примере овладения таким орудием, как ложка, самостоятельному употреблению которой ребенок начинает обучаться очень рано, в самом начале второго года жизни. Овладение ложкой, как орудием для приема пищи, оказывается для ребенка вовсе не простым делом и дается далеко не сразу. Согласно наблюдениям П. Я. Гальперин, этот процесс развивается так : прежде всего ребенок старается захватить ложку возможно ближе к ее рабочему концу. После того, как взрослый заставляет его взяться за ручку ложки, и они вместе зачерпывают кашу, ребенок резким движением поднимает ложку ко рту косо снизу вверх – и содержимое вываливается. Ребенок действует так, как если бы подносил ко рту свой кулак. Ложка в руке ребенка еще не орудие, а средство, вынужденное замещение руки. Орудийная ложка требует, чтобы наполненная ложка все время находилась в горизонтальном положении и была сначала поднята вертикально и только после этого по прямой направлена в рот. И лишь после длительного обучения ребенок усваивает основные приемы пользования ложкой.
Полученные в наблюдении Гальперина факты показывают, как в переходе от «ручных» действий к «орудийным» в практической деятельности ребенка происходит зарождение интеллектуальных операций.
Особую линию усвоения предметных действий составляют действия с игрушками, которые приводят к появлению специфических игровых действий и предпосылок к возникновению творческой ролевой игры, которая в дошкольном возрасте становится ведущим видом деятельности, и, следовательно, будет влиять на все стороны развития ребенка.