Докторова Татьяна Геннадиевна
Консультация «Воспитание у детей культуры и правил поведения в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспита ние — процесс обучения, защиты и заботы о детях с целью их здорового развития во взрослой жизни.
Воспитание в системе образования в России - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Публикация «Консультация „Воспитание у детей культуры и правил поведения в детском саду“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Правила поведения в детском саду и группе
- Темочки
Чаще всего воспитанием занимаются биологические родители ребёнка, также это может быть дедушка или бабушка, старший брат или сестра, опекун, профессиональные воспитатели гос. учреждений, а также тётя, дядя или другие родные люди, и друзья семьи.
Детский сад — учреждение для временного пребывания детей дошкольного возраста, а также комплекс таких учреждений. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Дошкольное детство - это самый важный период в нравственном становлении личности ребенка. Ряд исследований наших ученых в области детской педагогики и психологии свидетельствуют о начале формирования моральных качеств личности именно в этот период. Хочется отметить, что нравственное развитие и привитие правил и норм поведения происходит благодаря воспитанию, ознакомлению ребёнка с нормами поведения в жизни, в детском саду. Наиболее эффективным средством в воспитании ребёнка в стенах детского сада являются правильно организованный режим, занятия, кружки, игры и самостоятельная творческая и познавательная деятельность. Многое зависит от умения педагога вовлечь ребёнка в деятельность, предугадать их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогать строить им правильные взаимоотношения друг с другом.
Многие родители, к сожалению, считают, что приведя ребёнка в детский сад, они имеют полное право переложить на педагогов всю колоссальную ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка, но это далеко не так. Педагоги готовы оказать действенную помощь родителям в воспитании у детей общепринятых правил и норм, но без участия родителей воспитать в детях культуру и нормы поведения будет очень трудно. Каждая семья индивидуальна, в ней есть свои традиции, правила, нормы поведения.
Обязанность каждой семьи – развить культуру поведения ребёнка с помощью своих поступков и тех действий, которые позже помогут ребёнку анализировать свои и чужие поступки с таких общечеловеческих позиций, как добро и зло, а также оценить и подчинить своё поведение нравственным нормам и формам культуры поведения, принятым в обществе.
Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем развиваются и совершенствуются. Только совместными усилиями мы сможем вооружить наших детей такими умениями, навыками и привычками, которые помогут установлению контактов, сохранят естественность в общении людей, помогут в создании атмосферы доброжелательности в общении.
Причины плохого поведения ребенка в детском саду. Что делать родителям, если ребенок плохо себя ведёт в детском саду?
* Прежде всего, не игнорировать замечания воспитателя. Понятно, что после рабочего дня, когда уставший родитель приходит за любимым чадом в детский сад, любая подобная информация воспринимается в штыки. Ближе к вечеру дети тоже устают и уже не так активны; к тому же сам приход родителей дисциплинирует их, поэтому картина абсолютно мирного поведения дочери или сына никак не вяжется с рассказами воспитателя о том, что ребёнок вё л себя недостаточно хорошо: бегал, дрался, заводил остальных ребят.
* Как оценить объективность слов воспитателя? Обычно в группе работает два воспитателя и один помощник. Если все взрослые едины во мнении насчет поведения ребёнка, значит, действительно есть повод серьезно задуматься об этом. Если же один воспитатель хвалит, другой ругает – тогда можно не так волноваться: возможно, педагог просто не смог найти подход к ребёнку. Но и в таком случае нельзя оставлять проблему без внимания: надо помочь воспитателю понять малыша, рассказать об особенностях его характера.
*Может ли быть предвзятое отношение со стороны взрослых? Бывает, что родители сами себя утешают тем, что их ребёнок «ангел», а замечания – это всего лишь придирки к нему. Спрашивается: какой смысл воспитателю придираться к малышу? Если ребёнок ведёт себя хорошо, никому не придет в голову придумывать небылицы о его выходках.
*Первый шаг к перевоспитанию маленького озорника. Сначала нужно попытаться понять мотивы негативного поведения ребёнка, а это не так легко. Придётся обратиться за помощью к воспитателю : попросить его пристально последить за малышом в течение нескольких дней и отметить, на какое время дня приходится пик неуправляемого поведения ребёнка. Если он не слушается по утрам, возможно, он не высыпается. Во время занятий – значит, у него совершенно отсутствует усидчивость или интерес к заданиям. На прогулке – нет навыков общения с детьми, не приучен играть в спокойные игры. После сна – не успевает отдохнуть: не засыпает сразу или не спит вовсе. Получает замечания во время приёма пищи – не привита культура поведения за столом.
*Причина плохого поведения ребёнка может быть совсем неожиданной. Например, он может стесняться вовремя сходить в туалет и от этого нервничать. Или бояться кого-то из сверстников или взрослых и вести себя вызывающе исключительно с одной целью – никому не показать свой страх. Ребёнок может быть раздраженным и непослушным из-за того, что быстро устает в детском коллективе : по характеру все дети, как и взрослые, разные. Одним доставляет удовольствие пребывание в кругу сверстников, для других длительное нахождение среди людей – пытка. Еще один повод для непослушания малыша: обычная детская ревность. Дома всё внимание уделяется ему одному – в группе детей много : воспитатель не может всё время смотреть только на него. Лучший способ заставить его это делать – вести себя плохо: и чем хуже, тем чаще он будет к нему обращаться. А в конце дня он и вовсе будет героем: с его родителями воспитатель будет разговаривать особенно долго.
*Бывает, что причину плохого поведения надо искать не в саду, а дома. Это может быть излишняя строгость родителей: дома за любые провинности ребёнок наказывается физически – шлепком или ремнём; воспитатель может воздействовать только словами – этого он не боится и наслаждается своей безнаказанностью. На психике ребёнка обязательно отразятся частые ссоры, скандалы родителей, пагубные привычки последних, отсутствие режима дня, полноценного питания и другие негативные факторы.
*Если ни одна из возможных причин не подходит? Вы пересмотрели все возможные варианты, но так и не нашли никаких видимых поводов: дома все хорошо, нет никаких претензий и к работникам детского сада – они хорошо смотрят за ребёнком. Но все-таки малыш периодически или постоянно ведет себя из рук вон плохо, и воспитатели нисколько не сгущают краски: это правда! Можно махнуть рукой и сказать: «Перерастёт!» Вполне вероятно, что так и будет: малыш, став старше, поймёт, чего от него добиваются взрослые, и станет вести себя совсем по другому.
* Но есть и другой сценарий развития действия: ребёнок перейдёт в школу с теми же привычками капризничать, не слушаться, озорничать. Вот тогда с ним станет ещё сложнее: при таком поведении ученика наивно ждать от него особых успехов в учёбе – ему будет трудно проявить свои способности, поскольку вся его энергия будет уходить на «борьбу» со школьной дисциплиной. Поэтому лучше избавиться от этой проблемы до школы. И самое верное решение, если родители сами не смогли установить и устранить причину дерзкого поведения малыша, – это обратиться за консультацией к детскому психологу. Дети никогда не скрывают свои эмоции: если им плохо, они не могут вести себя хорошо. И долг родителей сделать всё для того, чтобы им везде было комфортно: и дома, и в детском саду!
Список использованных источников: 1. Ромашина Е. Ю. Педагогика. — Тула, 2003.
2. Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
3. Ерёмин В. А. Воспитание в испытаниях. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2011 г. 176 c. с илл. ISBN 978-5-91657-212-4
4. Ерёмин В. А. Отчаянная педагогика. М. : Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А. С. Макаренко с разр. автора.)
Маликова Л. И. Воспитание в современной школе. М., 1999.
5. Новиков А. М. Основания педагогики. — М. : Эгвес, 2010.
6. Краевский В. В. Педагогика между философией и психологией. // Журнал «Педагогика» — 1994.- № 6. Луков Вал. А. Парадигмы воспитания // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 139—151.
7. Зимняя И. А. Стратегия воспитания : возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67—74.
8. Стуканов В. Г. Исправительная педагогика : учебное пособие / В. Г. Стуканов. — Минск : Акад. МВД Респ. Беларусь, 2013. — 395 с.
9. Трушников Д. Ю. Воспитание гуманистического отношения к природе в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин // библиотека Мошкова. — 2004. — № 2 — Педагогика. Психология.
10. Трушников Д. Ю. Система воспитания инженерных кадров в условиях университетского комплекса // библиотека Мошкова. — 2000. — № 2 — Педагогика. Психология.