Кулиева Лейла Борисовна
Воспитание детей по схеме «Желание-препятствие-приз»
▼ Скачать + Заказать документы
Моему сыну Никите исполнилось 5 лет, и на семейном совете было решено, что неплохо было бы ему научиться плавать. Я предложила записать его в группу по плаванию, но, наткнулась на нежелание идти в бассейн.
- Почему ты не хочешь идти в бассейн?
- Потому, что я плавать не умею.
- Так тебя и записывают на плавание, для того, чтобы ты там научился это делать.
Публикация «Воспитание детей по схеме „Желание-препятствие-приз“» размещена в разделах
Ответом была недовольная гримаса. Какое-то время я пыталась уговорить сына. Рассказывала ему, что плаванье полезно для здоровья и будет классно, когда он сможет держаться на воде и нырять в глубину. Пыталась воззвать к его фантазии: «Только представь себе, как удивиться и обрадуется наша бабушка, когда мы поедем к ней летом в Геленджик!». В конце концов, я просто записала его в бассейн: думала, когда он увидит воду, сам захочет поплыть. Но не тут-то было: бултыхаться на мелкоте ему нравилось, а вот по-настоящему научиться плавать он так и не захотел.
Летом мы запланировали поехать к морю всей семьей. С мужем я договорилась, что мы обсудим нашу поездку с Никиткой, и дадим ему выбор: либо едем на море, и тогда он идет учится плавать, либо проводим отпуск в деревне у тетки под Апшеронском. Нас, родителей, устроил бы любой вариант. Но для сына ехать на море, конечно, было бы интереснее. Я была уверена, что ради такого путешествия, он захочет научиться плавать.
Когда стали обсуждать предстоящий отпуск, я невзначай сказала вслух, что ехать на море, не умея плавать, не самая лучшая идея. Лучше провести это время в деревне. Но Никита твердо заявил, что море – лучше, и что он пойдет учиться плавать!
На улице стоял снежный январь, до отпуска оставалось пять месяцев. Я очень хотела, чтобы сын научился уверенно держаться на воде. И поняла главное, что мой сын готов преодолевать препятствие ради достижения своей мечты – поехать на море. Формирование навыка плавания стало для меня в той истории главным. А как положительный побочный эффект - Никитка к лету уверенно держался на воде, мог проплыть с десяток метров на спине, научился нырять под воду.
На море мы прекрасно провели время, сын весело плескался в прибое, плавал и нырял в маске, рассматривая красивых рыбок и камешки под водой.
В чем секрет того, что у него возникло желание научиться плавать? Ведь вначале ему было так неохота это делать? Как удалось мотивировать его сделать то, чего делать он не собирался? Существует наглядная схема, как это работает:
Сначала у ребенка возникает Желание. В моем случае, это поездка всей семьей на море.
Чтобы это Желание исполнилось, надо преодолеть Препятствие. У нас препятствием стало – научиться плавать. А если Препятствие благополучно преодолевается, то ребенок получает Приз – осуществление своего Желания - поездку на море.
Что в этой схеме важно учитывать?
Во-1-х, препятствие должно быть по силам ребенку.
Для каждого возраста препятствия разные. Цель родителя найти задание, которое не сломает или разозлит ребенка, а позволит ему добиться желаемого. Так, если бы я сказала тогда сыну, что поездка на море будет «стоить» ему первого места на соревнованиях по плаванию. У ребенка могли бы возникнуть разные эмоции: обида, злость, неуверенность в собственных силах, даже равнодушие. Придумывая невыполнимые препятствия, родитель разрушает стремление ребенка преодолевать сложности. Ведь получить приз оказывается практически нереально.
Но, препятствие не должно быть и слишком простым. Когда то, чего хочет ребенок, достается легко, быстро и сразу, то теряется «вкус» достижения своего желания.
Во-2-х, ребенок должен получить свой приз.
Если после преодоления препятствия ребенок не получает обещанный и заработанный приз, то в его душе возникают не самые лучшие чувства: обида, разочарование, злость на себя или окружающих. Прежде чем обещать приз за преодоление препятствия, родитель должен оценить свои возможности. Может быть, то, что хочет ваш сын или дочь, слишком дорого. Либо родители в принципе категорически против покупки подарка, о котором мечтает ребенок. Тогда не стоит обещать такое вознаграждение, а поискать то, что устроит и детей и родителей.
В-3-х, желательно, чтобы препятствие и приз были тематически связаны.
Тематика, «научиться плавать» и «поездка на море» очень гармонично дополняют друг друга. Придумывая препятствие, подумайте о том, чтобы оно убедительно и наглядно сочеталось с темой приза.
Схема «Желание – Препятствие - Приз» очень хорошо работает, что-бы мотивировать наших детей. Используйте ее правильно, и у них всегда будет заряд энергии для того, чтобы эффективно и с удовольствием добиваться своих желаний и целей.